Магазин-автомат «Прогресс»: сказочные технологии в советском ритейле
время публикации: 10:00 31 июля 2019 года
В 1962 году на карте советского ритейла появилась диковина – магазин-автомат «Прогресс». Как был устроен необычный магазин, и что стало причиной его закрытия?
Советская торговля сохранилась в памяти многих как система печальных магазинов с пустыми полками, минималистичным дизайном, грубоватыми продавцами и спорным клиентским сервисом. Конечно, были «храмы торговли», каковым, например, являлся легендарный «Елисеевский» – Гастроном №1, и о котором ходили легенды в отдаленных от столицы городах. Однако в целом картина советской торговли носила сугубо унитарный характер, и «украшений» вроде модных интерьеров и бесплатных улыбок персонала не предполагала. Не до улыбок, – успеть купить дефицитные продукты и счастье!
И всё же на карте советского шопинга были очень интересные кейсы, которые были настолько точечными, что и сейчас найти детальную информацию о таких проектах чрезвычайно трудно.
Сегодня давайте вспомним магазин, который на фоне остального советского ритейла выглядел настолько прогрессивно, что для запуганного советского покупателя был в своей концентрированной технологичности даже страшноват. Вспомним сегодня магазин-автомат «Прогресс», идеологами которого были специалисты Всесоюзного научно-исследовательского института торгового машиностроения, а средства на строительство и запуск выделил Государственный комитет Совета Министров СССР по автоматизации и машиностроению.
Визит Никиты Хрущева в США
Светлый образ Никиты Хрущева в вечно помятом костюме и вышиванке трудно увязать с революционными технологическими решениями. Он всегда производил впечатление человека не склонного к резким переменам, тем более что он искренне верил в непогрешимость социалистического строя, и все, что есть в СССР, считал самым лучшим. Однако его непосредственность и, буквально, детская впечатлительность нередко способствовала появлению в Союзе любопытных штук. Отчасти руководителем страны и двигало честолюбивое желание сделать так, чтобы «не хуже, чем у них».
Появление «Прогресса» напрямую связано с Никитой Сергеевичем, а вернее – с его первым визитом в США в 1959 году. Из приезда Хрущева американцы сделали настоящее шоу, в течение двух недель «угощая» им и политических звёзд, и голливудскую богему, и бизнес, и, конечно, фермеров. Не зря за хозяином страны Советов закрепилось прозвище «колхозник», – он с наслаждением и интересом рассматривал заокеанских свиней, гусей и бескрайние кукурузные поля Айовы.
И, конечно, искренний интерес Никиты Сергеевича вызвала повсеместная автоматизация, а в особенности разнообразие автоматов, торгующих всякой всячиной – от порционного виски до дамских чулок и хлеба. Из Америки глава страны привез в итоге любовь к кукурузе, булочки с сосисками (хот-дог), булочки с котлетами (гамбургеры) и первые в СССР вендинговые автоматы, которые достаточно активно начали появляться на российских улицах, преимущественно, конечно, в столице. Они не были первыми, – впервые торгоматы появились в Москве в 1957 году, во время Международного фестиваля молодежи и студентов. Но тогда это были единичные агрегаты импортного производства, «ласточки», от которых весны никто особо не ждал. И они были не столько инструментом торговли, сколько чудом, диковиной, чтобы поглазеть и удивиться, – «умеют же буржуи!».
Массово автоматы отечественного производства, торгующие газировкой, квасом, прессой, выпечкой появились на людных улицах и в зданиях вокзалов и культурных учреждений в 1960 году. И венцом это технологической мысли стал магазин-автомат «Прогресс».
Читайте также: Вендинговые автоматы для людей с увлечениями, страстями и странностями
Магазин «Прогресс» – царство технологий
Открылся магазин-автомат незаметно, – только через полгода после его появления в апреле 1963 года в одной из передач на Московском радио прозвучало, что в центре Москвы, на улице Чехова, в доме номер 3 работает автоматический магазин с названием, которое соответствовало самому назначению и виду этого супермаркета без продавцов – «Прогресс». Магазин был «молод» не только по плотности технологий на один квадратный метр торговой площади, но и по возрасту сотрудников, – большинство из них были недавними выпускниками московских ВУЗов.
Кстати, интересно, что появление такой непривычной торговой точки вполне вязалось с программой КПСС, в программе которой, в частности было сказано:
«Дальнейшее развитие получит советская торговля как необходимое условие удовлетворения растущих потребностей народа. Во всех районах и населенных пунктах страны будет наложена культурная торговля, найдут широкое применение прогрессивные формы Обслуживания населения».
В магазине «Прогресс» продавались молочные продукты, творожные сырки, сгущённое молоко в банках. Для продаж в зале было установлено 7 шестисекционных установок для продажи фасованных продуктов и 6 трехсекционных – для бутилированных продуктов. Каждая секция была рассчитана на один тип продукции. Таким образом, в магазине продавалось 60 видов продуктов.
Все установки были оборудованы холодильными установками, с помощью которых в автоматическом режиме поддерживалась оптимальная температура. На фасаде автомата в витрине был выставлен загруженный в него товар – пачка масла или творожный сырок, а над витриной высвечивалась стоимость товара. Забор товара происходил с помощью кнопки, расположенной под окошком.
Прием денег был похож на то, как это происходит сейчас. Универсальный монетник обслуживал все шесть секций аппарата и принимал монеты достоинством от 1 до 50 копеек. В специальном окне высвечивалось количество денег, опущенных в приемник. В любой момент можно было нажать кнопку возврата и получить монеты обратно.
В контейнере 10 полочек, в каждой секции 10 контейнеров, и все они были выстроены в «затылок» друг другу. Такое решение позволило создать агрегат большой емкости и сэкономить площадь торгового зала. Максимальная загрузка автомата – 4200 единиц продуктов — пачек масла, творога, сметаны.
Магазин закрыт
Технологически-показательный «Прогресс» просуществовал относительно недолго. Незаметно открылся и так же незаметно закрылся. Причинами этому, в первую очередь, стала дороговизна проекта. Аппараты выходили из строя, а так как это были штучные машины, производство запчастей не было поставлено на поток, и обновление каждой детали вылетало «в копеечку». Покупатели тоже были непривычными к общению с машинами, и в большинстве случаев к сбоям приводили ошибки в эксплуатации. То монеты вставят не те, то стекло разобьют, – не привык советский работяга к взаимодействию с машинами.
В качестве второй причины, определившей судьбу «Прогресса», свидетели тех событий упоминают и старый добрый саботаж со стороны торговых начальников. В те времена работники торговли, «сидевшие» на дефиците, были Богами, и уступать свое место бездушным агрегатам они не были склонны.
Александр Перемятов, управляющий партнер Magic Group, лидер российского вендингового ритейла прокомментировал причины низкого развития вендинга в СССР и рассказал о современном контексте существования этой ниши:
«Благодаря советскому опыту, мы можем «похвастаться» коротким историческим этапом вендингового ритейла в нашем государстве. Совершенно неудивительно, что взаимодействие с торговыми аппаратами произвело не самое положительно впечатление на рядовых граждан. Для советского человека живое общение с продавцом было наиболее приемлемо. Необходимо было время, которое позволило бы советским гражданам привыкнуть к новшествам, а также с экономической точки зрения – это было удовольствие не из дешевых.
В современном мире, с новым жизненным темпом, с новыми взглядами и ресурсами такой формат является экономически выгодным. Сегодня мы готовы принимать технические новшества без «боязни», а также применять опыт европейских и азиатских стран. Подобный формат очень популярен в Европейских странах таких как Германия и Франция, следует отметить опыт Азиатских стран, а также робкие шаги наших отечественных ритейлеров по проектированию подобного рода концепций».
***
Вызывает интерес статья «Автоматы тунеядцы и труженики» за авторством Евгения Темчина, опубликованная в журнале «Огонек» 28 октября 1962 года. В том виде, в котором первые вендинговые автоматы были установлены на улицах Москвы, он называл их «тунеядцами», и уже тогда призывал более активно использовать технологичных работников на благо советской торговли.
«Сейчас в торговле у нас занята большая армия — около пяти миллионов человек. Через двадцать лет объем торговли вырастет минимум в десять раз. И здесь без автоматов не обойтись. Разумеется, они — только они — еще не решат все проблему. Будут развиваться и другие прогрессивные формы торговли. Но в выполнении всей задачи немалую роль сыграют автоматы. Это нужно понять всем, от кого сегодня зависит их судьба. И в первую очередь работникам Министерства торговли. Нужно, наконец, объективно, с государственных позиций отнестись к новорожденной отрасли народного хозяйства. Довольно плодить тунеядцев. Выведите их на улицу, поближе к идущему мимо покупателю, заставьте работать и днем и ночью, без выходных и перерывов на обед. Они для этого рождены!»
Жукова Ольга
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как продавать на нескольких маркетплейсах: способы, советы, подводные камни