В нынешнее время, когда десятками разоряются целые сети магазинов, всё отчётливей проявляется необходимость оптимизации процесса покупок. Стремительно развивающиеся технологии дают возможность перевести шопинг на новый уровень. Но как будет выглядеть этот процесс, скажем, через четыре года?
Повсюду виртуальные цифровые помощники, но роль человека остаётся ведущей
Известными примерами виртуальных цифровых помощников являются Siri и Cortana – забавные приложения для смартфонов, которые генерируют неожиданные ответы на любые вопросы. По факту – безделушки. Тем не менее, в ближайшем будущем цифровые помощники получат широкое развитие. Они научатся вести действительно полезные диалоги и подсказывать верные решения. Некоторые онлайн магазины уже экспериментируют с ботами, которые пытаются дать реальный совет. К 2020 году такие системы разовьются достаточно, чтобы давать по-настоящему полезные рекомендации, основанные на опросе пользователя.
Они станут основными и в оффлайн магазинах. Хороший тому пример – Ropot Pepper. Это механический робот, способный самостоятельно начать диалог и помочь покупателю выбрать подходящий продукт. Первые магазины, где в качестве консультантов будут выступать роботы, а не люди, откроются в 2020 году.
Тем не менее, я уверен, что необходимость в людях останется, но изменится их роль.
Роботы будут давать базовые указания, а для более подробной консультации нужно будет обращаться к человеку.
Многие организации уже автоматизировали значительную часть своих сервисов.
Также, к 2020 году обретут большую значимость и станут незаменимыми сервисы самообслуживания. К ним относятся порталы самообслуживания и активные сообщества пользователей, где потребители могут задавать вопросы.
Привлекательность торгового пространства повысят интерактивные магазины
В 2020 году оффлайн магазинам придётся хорошенько подумать о своей востребованности. Но есть и хорошие новости: технологии предоставляют широкие возможности для того, чтобы сделать уровень обслуживания на порядок выше. В 2020 году улучшения будут достигнуты благодаря сенсорам, тачскринам и световым сигналам. Возможности здесь ограничиваются лишь фантазией.
В качестве примера рассмотрим магазин кроссовок. Как только клиент переступил порог, ему на телефон приходит персональное предложение. Новейшие представители его любимой линейки доступны со скидкой 20% и есть в наличии в данном магазине. Затем он объясняет цифровому помощнику, что ему нужны кроссовки для начинающего бегуна, и тут же подсвечиваются несколько полок.
Когда он берёт одну из моделей, на экране начинает воспроизводиться ролик, рассказывающий о её особенностях. Во время примерки, с помощью светотехники, на пол проектируется картинка с упражнениями, которые помогут протестировать обувь. И, наконец, зеркало с дополненной реальностью покажет, как на клиенте будут смотреться кроссовки других цветов и моделей.
Сверхиндивидуализация позволит ещё больше ориентироваться на потребителя
В 2020 году магазины и бренды будут собирать всё больше данных о клиентах. Будут создаваться профили с подробной информацией о покупках и анкетой, которую клиенты будут заполнять. Более того, благодаря интернету вещей, станет доступна информация о поведении потребителей. Продукция будет оборудоваться невиданным до сих пор количеством датчиков, которые позволят выяснять, какие особенности изделия хороши, а какие – нет. Также, к примеру, они смогут предупреждать пользователя о необходимости своевременной замены.
Как эти вещи проявят себя на практике? Чтобы было проще, вернёмся к магазину кроссовок. Клиенты, по желанию, могут получить данные о своей походке, узнать свой размер обуви и вес. Основываясь на этих данных, они могут получить рекомендации по подбору обуви, как в онлайн, так и в оффлайн магазинах. Аккаунт в магазине будет связан с мобильным приложением, в котором будет указан уровень физической подготовки клиента.
Клиент самостоятельно выбирает, какой информацией он хочет делиться. Защита персональных данных в 2020 году так же будет очень важна, и серьёзные компании продолжат ей заниматься.
Смартфон как мощный инструмент
В повседневной жизни смартфоны стали незаменимы. Проснувшись, мы берём их в руки, а откладываем в сторону лишь перед сном. Мобильные приложения должны работать без сбоев, подходить для маленьких экранов и быть просты в использовании. Никто не хочет пользоваться некачественным мобильным контентом.
В 2020 году смартфоны станут очень полезным инструментом для повышения уровня обслуживания в оффлайн магазинах. Клиенты смогут не только узнавать характеристики товара по QR-коду, они смогут находить обзоры, советы, историю покупок, информацию о похожих продуктах.
Смартфоны принесут выгоду и супермаркетам. На быстром составлении списка покупок возможности не ограничиваются. В 2020 году приложение будет подсказывать, в каком порядке брать продукты с полок, исходя из планировки магазина. Оно так же будет рекомендовать, какие продукты можно взять ещё, или предлагать альтернативу, если на полке пусто.
Процесс покупок на дому изменится благодаря виртуальной реальности
В 2020 году огромный шаг вперёд сделают очки виртуальной реальности. Потребители перестанут использовать их только для игр, и им найдётся применение и в шопинге. Люди, в буквальном смысле, смогут ходить по магазинам, не вставая с дивана. Ритейлеры смогут пользоваться преимуществами традиционных магазинов в онлайн-пространстве: элемент неожиданности, импульсивные покупки, стратегическое планирование торговой площади.
Цифровое пространство имеет также уникальные свойства, недоступные в стандартных условиях. Планировку виртуального магазина можно менять в соответствии с привычками и пожеланиями каждого отдельного клиента.
Новый взгляд на доставку
Тем, кто предпочитает совершать покупки, не выходя из дома, всё так же будет хотеться получить товар поскорее. На сегодняшний день, магазинам, даже с самой развитой системой логистики, требуется минимум два дня, чтобы доставить посылку. Это неплохой результат, но в 2020 году этим никого не удивишь. К тому времени в области доставки будет предлагаться много опций. А вернуть посылку будет гораздо проще, чем сейчас.
Многочисленные эксперименты с дронами говорят о большом потенциале метода доставки с их помощью. Так что, возможно, дроны также смогут и забирать возвраты в назначенное время. Хотя, это потребует изменений в законодательстве. Ещё одно отличное нововведение – пункты выдачи посылок на железнодорожных станциях. К 2020 году эти пункты получат гораздо более широкое распространение.
Клиент в центре жизненного цикла товара
Сейчас клиент почти не принимает участие в разработке продукции. К 2020 году многие будут решать эту задачу с помощью краудсорсинга. Это значит, что в данной деятельности клиент станет активным участником процесса. При краудсорсинге производители делают упор на фантазию и опыт потребителя, таким образом, полученная продукция в полной мере отвечает требованиям целевой аудитории. Хороший тому пример – Tesco. Гигант розничной торговли активно привлекает покупателей к созданию новых сортов вина.
В 2020 году бренды станут ближе к клиентам, чем когда-либо. Благодаря современным технологиям, у потребителей будет возможность оставлять мгновенный отзыв о продукте, участвовать в его разработке и выбирать из множества вариантов. В то же время, интернет вещей позволит оценить товар в реальных условиях. Это поможет производителям совершенствовать свою продукцию.
Конечно, всё сказанное выше напоминает гадание на кофейной гуще. Но ясно одно: будущее за теми компаниями, которые лучше знают своего клиента и не боятся применять новые технологии в своих бизнес-процессах.