Что рассказывает упаковка? Сторителлинг как часть стратегии выживания на полке

время публикации: 10:00 03 сентября 2025 года
Фото: @Freepik
Полки розничных магазинов переполнены товарами. Новым маркам трудно обратить на себя внимание на фоне популярных брендов, узнаваемых издалека. Привлечь покупателей поможет сторителлинг – истории, которые потребителю рассказывают упаковки. Короткие сюжеты могут удивить или насмешить, а значит, вызвать активный интерес.

Люди не любят ничего нового. Безусловно, есть новаторы, есть те, кто жаждет свежих впечатлений. Но таких людей всегда меньшинство. Выпустить новый продукт, который станет по-настоящему популярным просто потому, что он… новый, — это задача почти утопическая. И у нового бренда есть примерно три секунды, чтобы поймать взгляд человека, который идёт вдоль полки.
Но даже захватив внимание, продукту нужно успеть что-то рассказать о себе и своём видении мира. Если покупатель прошёл мимо или не заинтересовался — вторая попытка может быть ой как нескоро.
Безусловно, можно переложить рассказ о продукте на рекламу и прочие инструменты коммуникации. Но часто бывает, что у нового продукта нет маркетинговых бюджетов, сопоставимых со «старожилами полки». И тогда единственная точка контакта с покупателем — это упаковка. А единственный способ что-то донести о себе — история, рассказанная на этой самой упаковке.
Истории в истории. От наскальной живописи до супермаркета
Истории на упаковке — или тот самый сторителлинг — не возникли на пустом месте. Не будет преувеличением сказать, что на историях выросли цивилизации.
Ещё 40 тысяч лет назад люди передавали послания (богам, духам, друг другу — тут учёные спорят) через рисунки на стенах пещер. Конечно, это ещё не был посыл в духе «выбирайте копья нашего племени», но детализация, а порой и сюжетность изображений позволяют их отнести к первым историям.
С появлением письменности нарративы усложнились, и уже фараоны убеждали подданных в своей исключительности, используя тот же приём — сюжет, эмоцию и героя.

Ко второму тысячелетию истории стали полноценным инструментом политики: гобелен из Байё, летописи и баллады открыто служили целям агитации, политической и религиозной пропаганды. Когда в XIX веке возник брендинг в приблизительно современном понимании, упаковка товаров стала продолжением этой традиции. Её оформляли художники и книжные иллюстраторы, как умели. А умели они, в первую очередь, визуализировать истории. Поэтому первые упаковки так похожи на книги.

В XX веке в нашей стране брендинг пошёл по особому пути, на который повлияли и отсутствие конкуренции, и господствующие художественные стили — истории из упаковок уходят, уступая место плакату.

А что же сегодня?
Большинство рынков уже так или иначе сложились. Да, новые бренды есть, а вот мест на полках — нет.
Как это происходит: обычно есть некий лидер в своей категории, и он редко транслирует упаковкой что-то особенное. А зачем? Всё, что нужно сказать, будет сказано в коммуникации — их медийные веса это легко позволяют.
Всё осложняется ещё и тем, что многие конкуренты цепляются за эту же стратегию — и имеют продажи клиентам, привыкшим к такой упаковке.

И что же остаётся делать, если вы — бренд без больших бюджетов на продвижение? Делать не так. Обратить на себя внимание и стать «другим». Душой полки. Воздействовать на интерес, эмоции, вызывать сопереживание персонажам.
То есть вернуться к историям.

В 2022 году бренд «Комарофф» проводил ребрендинг. Ответственное за ребрендинг агентство Otvetdesign рассказало на упаковках простые истории о том, как бороться с комарами… в прямом смысле.

Так появились знакомые каждому садоводу сценки-истории про дачное кунг-фу и стиль пьяного мастера. Что сразу выделило бренд на крайне насыщенной однотипными решениями полке.
Истории ломают полку. Но для максимального эффекта они должны строиться по проверенным, стилеобразующим принципам.
Вот чек-лист основ сторителлинга в брендинге:
● Сюжетность.
● Простота и лёгкое понимание.
● Искренность и эмоциональное вовлечение.
● Сопереживание героям.
Что касается сюжета, то здесь всё предельно ясно. Сюжет — это последовательность событий, связанных в единую историю.
Тут важно понимать, что упаковка — не книга, и мы никогда не сможем рассказать предысторию, долго погружать зрителя во внутренний мир персонажа. Но мы можем сделать так, чтобы воображение покупателя само достроило все недостающие пазлы.
Пример:

Упаковка замороженных куриных полуфабрикатов Novoferma выглядела стандартно и не выполняла коммуникативных задач. Требовалось найти новый подход к дизайну и фирменному стилю, чтобы они стали полноценными каналами общения бренда с широкой аудиторией розничных покупателей. Для этого были придуманы персонажи и небольшие сюжетные линии с их участием.
Героями упаковок стали курочки и другие «жители» Новофермы, которых потребитель воспринимает через короткие сценки. Формула проста: персонаж + сценка = история.

Простота
Есть два очевидных принципа. Во-первых, история, рассказанная в упаковке, должна быть понятной без авторского комментария.
А во-вторых, всё, что может быть понято не так (или не понято), — будет понято не так (или не понято). Как быть проще — мы, например, показали в кейсе «Комарофф». Но такой гиперболизацией всё не ограничивается. Главное, чтобы история считывалась и верно достраивалась в голове аудитории.
Читайте также: Не на «красоту», а на результат: 6 правил создания правильной упаковки (кейсы)
Искренность и эмоциональное вовлечение
Эти два пункта — стороны одной монеты, за которую покупается доверие потребителей. Искренний дизайн — это тот, который допускает неидеальность образов, не приукрашивает и не обещает слишком много. И умеет разговаривать на одном языке с аудиторией.


Например, в концепте бренда честной косметики для мам и детей «Маам» с юмором и самоиронией раскрываются ситуации, когда что-то идёт не так: дети пачкаются, пишут на обоях маминой помадой, закатывают истерику в ванной и вообще ведут себя как нормальные дети. Чтобы потребитель узнавал в этих отрисованных вручную иллюстрациях себя и своего ребёнка.
Сопереживание героям, как его вызвать?
Не к любому персонажу на упаковке потребитель проникается искренним интересом. Одно дело, когда этот персонаж взят, скажем, из «Маши и Медведя» — эти герои уже созданы с харизмой и характером. Это будет стоить дорого, но и эмоциональный отклик гарантирован.

Так, например, поступил бренд Myllyn Paras, добавив своим кашам и локальности, и душевности.
Другое дело — создавать своего персонажа. Хорошо, если он получится живым. Не в том смысле, что у него есть пульс, а в том, что он не пластмассовый: и не важно, человек он, животное или антропоморфный продукт. Важно, чтобы у него была деталь, за которую можно зацепиться: слабость, мечта, страх, неловкость, решимость.
Ещё лучше, если у героя есть характер. Сложно сопереживать герою, не понимая, какой он: добрый, отважный или, например, въедливый и дотошный. Идеально, если героя нельзя заменить. Если героя с упаковки можно заменить на что-то похожее из фотостока без потери смысла — вероятно, это плохой образ.

Появившийся совсем недавно на полках магазинов бренд «Чисто Профи» построил брендинг как раз вокруг такого персонажа: забавного в своей дотошности детектива, который помогает найти и устранить пятна, загрязнения и так далее.


А, например, кофейный бренд Boo на передний план вывел персонажей-сов: таких разных и таких похожих на всех нас по утрам.
Говоря об историях в брендинге, в заключение хочется ещё раз отметить, что это не только про привлечение внимания, стратегию выживания, воздействие на рацио через эмоции. Это и своего рода реклама на полке. Она может быть категорийной, она может быть с особой интонацией, она может говорить шёпотом, а может кричать во весь голос.
Но главное — она (почти) не стоит дополнительных денег: то есть это понятная и измеримая экономия маркетингового бюджета. Потому что оплачивается ещё на уровне создания айдентики.
Виктор Смирнов,
руководитель креативного отдела Otvetdesign.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Маркетплейсы больше не в тренде: продавцы уходят в интернет-магазины
-
Как продвигать БАДы в России: стратегии для фармрынка
-
Доставка образцов из Китая: как выбрать оператора экспресс-доставки, сэкономить ...
-
Цена доставки: сколько стоит логистика на маркетплейсах
-
Робот по имени Стас: как сеть Street Beat автоматизировала коммуникацию с клиент...