Исследование: сколько и как российские компании инвестируют в маркетинг
время публикации: 10:00 21 апреля 2022 года
Как в странах СНГ развивается маркетинговая аналитика? Сколько компании инвестируют в маркетинг? Какие конкретные задачи решают с помощью аналитики? Что мешает активному использованию данных? Ответы на эти вопросы дали респонденты из 150 компаний, действующих в разных сегментах ритейла и услуг.
Эксперты Coffee Analytics совместно с платформой Mindbox, Calltouch и Матемаркетинг
выяснили, как в странах СНГ развивается маркетинговая аналитика.В выборку вошли 150 компаний из разных отраслей: ритейлеры (продукты питания, одежда и обувь, товары для детей и мам, мебель и товары для дома, зоотовары) и поставщики услуг (логистика и транспорт, маркетинг-услуги, телеком, финансы и управление, страхование, юриспруденция).
Среди респондентов представлены и b2b, и b2c-компании, компании с розничной сетью дистрибуции и без, а также компании разного масштаба: микро-бизнес (годовой оборот до 120 млн. рублей), малый (120-800 млн.), средний (800 млн. - 2 млрд.) и крупный (более 2 млрд. в год) бизнес.
Приводим главные тезисы.
Сколько и как инвестируют в маркетинг?
В среднем, компании инвестируют в маркетинг 15% годового оборота:
● Сервисные компании вкладывают в продвижение больше, чем компании, занятые продажей товаров: 17% и 11,4% годового оборота соответственно.
● По мере роста компании инвестиции в маркетинг сокращаются. Средний показатель затрат на продвижение у микро-бизнеса составляет 20% оборота, у крупного бизнеса — только 12%.
● Компании без розничной сети инвестируют в маркетинг больше, чем компании с розничной сетью: 17% оборота против 10%.
● Бизнес-модель (b2b//b2c) не оказывает значимого влияния на размер маркетингового бюджета.
Также было установлено, что около 45% маркетингового бюджета компании направляют на продвижение в онлайне и 13% — на инвестиции в аналитику:
● Сервисные компании инвестируют в аналитику больше, чем компании, занятые продаже товаров: 15% против 10%.
● Компании без розничной сети опережают компании с розничной сетью: их показатели вложений в аналитику — 16% и 8% соответственно.
● В целом, компании в СНГ в 2 раза активнее инвестируют в маркетинговую аналитику относительно рынка США: 13% против 6-7%.
Источник: Deloitte CMO Survey
В какой степени маркетинговая аналитика способствует эффективности и росту компании?
В этой части исследования респондентом предлагалось оценить эффективность аналитических инструментов по 7-балльной шкале. Результаты опроса позволяют сделать следующие выводы:
● Компании, инвестирующие в маркетинг более 20% годового оборота, оценивают пользу аналитики выше остальных (средний балл — 5.9 из 7).
● Особенно высокое влияние аналитика оказывает на эффективность компаний с высокой долей онлайн продаж (>10%; средний балл — 5,7).
● Максимальная ценность аналитики (6 баллов из 7) зафиксирована в компаниях, которые используют одновременно качественные и количественные подтверждения эффективности. А вот отсутствие какой-либо оценки снижает воспринимаемую эффективность аналитики почти в 2 раза.
Какие задачи решают аналитики?
● Самыми популярными задачами аналитиков оказались объединение данных (64%) и подготовка разовых отчетов (52%).
● Товарные компании с розничной сетью активнее в создании отчетов (55%) и дашбордов (46%).
● Аналитики сервисных компании больше заняты интеграцией данных (69%) и консультациями коллег (45%).
● Компании без розничной сети активнее занимаются поиском зон роста (45%) и причин аномалий (38%).
● Больше всего времени у аналитиков уходит на создание дашбордов, интеграцию, предобработку и управление данными, а также исследование данных для получения инсайтов. Здесь важно отметить, что часть этих задач можно автоматизировать, сэкономив время специалистов.
Читайте также: Топ-5 ошибок персонализированного маркетинга в ритейле: когда механики не работают
Что является основным препятствием для активного использования информации и данных?
По данным исследования, основными негативными факторами становятся:
● Недостаток навыков внутри компании (29%);
● Сомнения в качестве данных (27%);
● Недостаток понимания, как использовать аналитику для повышения эффективности бизнеса (27%).
При этом товарные компании гораздо чаще, чем сервисные, сомневаются в качестве данных (34%), испытывают недостаток навыков (37%) и мотивации для изменений (29%), а также сталкиваются с непониманием руководства (36%).
Ответы также сильно отличаются в зависимости от того, есть ли у компании розничная сеть. Компании с розничной сетью чаще сталкиваются с неэффективным управлением данными — они разрознены, непонятно, кто ими владеет (23%). Кроме того, им не хватает мотивации для изменений (29%) и в целом нет поддержки от руководства в этом вопросе (30%).
Какие изменения повысят ценность аналитики?
В качестве рабочих способов повысить ценность аналитики респонденты чаще всего выбирали прогнозирование маркетинга (58%), инструменты, позволяющие строить отчеты без аналитиков (47%) и продвинутые модели атрибуции (42%).
При этом приоритеты компаний зависят от того, как часто они используют аналитику в принятии решений и сколько денег на нее выделяют.
● Компании, чаще принимающие решения на данных, больше верят в прогнозирование (67%), внедрение продвинутых моделей атрибуции (48%), обучение руководителей работе с данными (31%).
● Компании, которые принимают мало решений на данных (до 65%), сосредоточены на повышении их качества (46%).
Приоритеты в видах аналитики
Исследование показывает, как компании распределяют свой бюджет по четырем видам аналитики: описательной, оценочной, прогнозной и предписывающей.
● В среднем, 2/3 бюджета компании инвестируют в описательную и оценочную аналитику и 1/3 — в прогнозную и предписывающую.
● При этом компании, которые тратят на аналитику менее 10% маркетингового бюджета, чаще вкладываются в описательную и оценочную аналитику. А компании, которые инвестируют в аналитику больше 10% бюджета, чаще выбирают прогнозную и предписывающую аналитику.
● Компании, которые высоко оценивают влияние аналитики на рост бизнеса (7 из 7 баллов), также показывают акцент на бюджетирование прогнозной (22% от всех затрат на аналитику) и предписывающей (18%) аналитики. При этом они меньше инвестируют в описательную аналитику (например, в подготовку отчетов).
● Отдельно было изучено распространение технологий ML и AI. Оказалось, что чаще остальных ML/AI инструменты используют компании, которые инвестируют в маркетинг больше 10% годового оборота и имеют более 80% продаж из онлайна.
Аналитика и кризис
Эксперты подчеркивают ценность исследования в текущей ситуации неопределенности на рынках — в том числе, в сегментах рекламы и маркетинга.
«В то время, когда покупательский спрос переживает сильные изменения своей структуры, разработка оптимальных стратегий и процессов, позволяющих реализовывать концепцию развития компании в условиях многоканальной системы обслуживания клиентов выходит на первый уровень, — комментирует организатор конференции Матемаркетинг Алексей Никушин. — Ключевое качество маркетолога сегодня — уметь различать в потоке цифр правильные сигналы, которые формируют четкое, содержательное представления о конъюнктуре рынка и механизмах принятия потребительских решений».
* * *
Обзор подготовили эксперты Coffee Analytics совместно с платформой Mindbox, Calltouch и конференцией Матемаркетинг.
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах