Крафтовая революция сменяется яблочной: как сидр завоевывает пивоваренный рынок
время публикации: 10:00 11 февраля 2022 года
«Крафтовая революция» подарила потребителям не только тысячи новых сортов пива, но и в некотором смысле актуализировала классический натуральный слабоалкогольный напиток — сидр. Быстро набирая популярность, уже в 2019 году сидр вошел в топ-5 самых популярных алкогольных напитков в России, обогнав игристое вино.
О том, откуда возник интерес к сидру и что делает его одним из самых перспективных продуктов на рынке, рассказывает Ольга Гавриленко, директор по маркетингу пивоваренной компании AB InBev Efes (производитель BUD, Stella Artois, Velkopopovický Kozel, Corona Extra и др.).
Откуда пришел сидр
Однозначно говорить о происхождении сидра достаточно сложно: существует множество версий, которые основываются на его упоминаниях в древних документах. Корни сидра уходят еще в античные времена: его упоминали древние греки, кельты и германцы. В средние века сидр был популярным напитком среди малообеспеченного населения.
Вино и пиво были дорогими в производстве (не у каждого была возможность иметь свой виноградник, а зерно и вовсе было на вес золота), в то время как выращивать яблоки было куда проще и дешевле. На фоне постоянной нехватки чистой питьевой воды сидр становился без преувеличения живительной влагой.
Сидр пользовался спросом среди крестьянства не только в Европе, но и в России — его называли яблочным квасом, учитывая схожесть приготовления, и пили наравне с традиционной медовухой. В светских кругах сидр обрел популярность только в конце XIX века, когда его попробовала императрица Мария Федоровна и заметила, что он легок, вкусен и хорошо освежает. Иногда его также употребляли в качестве “полезной альтернативы” шампанскому.
В советские годы производство сидра в России практически прекратилось. Это во многом связано с тем, что с середины XIX века популярность набирала технология низового брожения при производстве пива, оно удешевило конечный продукт и сделало независимым от сезонности.
В 90-е годы сидроварение начало возрождаться, но быстро столкнулось с новой проблемой: сладкими алкогольными коктейлями, которые в огромных количествах поступали на рынок, были значительно дешевле в производстве и привлекали массового потребителя доступной ценой, выраженным вкусом и крепостью. Только 10 лет назад, вместе с крафтовой революцией, сидроварение по-настоящему начало возрождаться как ремесло, а сидр начал завоевывать место на отечественном и мировом рынке.
Еще одно яблоко, которое полюбили везде
На сегодняшний день объем рынка сидра составляет порядка $6,5 млрд. В сравнении с рынком пива, чей объем оценивается более чем в $600 млрд, это небольшой показатель, но у сидра есть все предпосылки для роста.Сидров существует огромное кол-во: яблочный, грушевый, сливовый, вишневый, айвовый, клубничный, ежевичный, ананасовый и так далее, но самый популярный, конечно, производится из яблок.
При этом, темпы роста у сидра значительно выше, чем у того же пива: по прогнозам Market Research Future в 2021-2024 годах среднегодовые темпы роста сидра превысят 5%. Пиво в среднем растет вдвое медленнее — на 2,7%. Однако в некоторых странах рост намного более впечатляющий. К примеру, в Великобритании крафтовый сидр растет в 5 раз быстрее, чем категория в целом. Таким образом мы видим, что тренд на премиумизацию находит свое отражение не только в пивной категории, но и также актуален для сидра.
В целом во всем мире сидр становится все более и более популярным, его выбирают как селебрити, артисты, блогеры, так и рядовые потребители и foodies. Открывается все больше специализированных баров, так называемых сидерий, в которых представлены только сидры, появляются фестивали, гастротуры и профильные оффлайн и онлайн-магазины.
В России на сегодняшний день натуральные сидры занимают порядка 2,5% рынка — это достаточно хороший показатель, особенно если учитывать темпы роста и перспективы. По данным Nielsen Scantrack, в 2020 году сидр продемонстрировал рост на 27% (в натуральном выражении), а за 11 месяцев 2021 года рост составил 17% по отношению к аналогичному периоду 2020 года. Причинами популярности сидра эксперты считают несколько взаимосвязанных трендов. Во-первых, молодые потребители все чаще отдают предпочтение слабоалкогольным или безалкогольным напиткам, и сидр как раз попадает в их запрос.
Во-вторых, сидр отвечает тренду на натуральность и органичность, ведь это продукт, в составе которого (в идеале) должен быть натуральный яблочный сок, вода и дрожжи. Это тоже подкупает потребителей. Качественный сидр готовится из натурального яблочного сока, в нем нет примесей, а некоторые эксперты даже говорят о содержании в нем полезных микроэлементов, например, витамина С. К тому же, в случае с сидром огромную роль играет локальность — небольшие производства выпускают ограниченные тиражи сидров, которые позиционируются как “региональные” и представляют интерес для гурманов и ценителей, стремящихся разнообразить свой рацион. Все эти тренды соединило в себе новое поколение — так называемые зумеры. Именно их — молодое и экономически благополучное поколение журнал Time называл целевой аудиторией сидра.
Читайте также: Пани Алиса, выпьем за любовь: голосового помощника Яндекса научили чешским тостам
Гиганты вступают в игру
В покорении рынка сидр во многом повторяет путь крафтового пива. Сначала им стали разбавлять ассортимент баров, затем появились профильные заведения — сидрерии, которые сейчас представлены в основном в Москве и Петербурга и их число стремительно растет. Видя перспективы, как и в случае с крафтовым пивом, сидром заинтересовались крупные производители.
За границей это случилось несколько раньше, чем в России. К примеру, на глобальном уровне компания AB InBev считается одним из крупнейших производителей сидра в мире. В России AB InBev Efes вышел на этот рынок в 2022 году, представив натуральный яблочный сладкий сидр «Bon Season». Это был еще один шаг по расширению нашего «непивного портфеля» и выход в новую и интересную для нас категорию.
* * *
Мы всегда активно следим за трендами на рынке и наблюдаем растущий интерес потребителей в том числе к натуральным продуктам. Поэтому для производства сидра мы решили использовать классическую технологию и традиционную рецептуру: в основе «Bon Season» - только натуральный сброженный яблочный сок. Во всем мире, как и в России с ростом гастрономической культуры эта категория успешно развивается и сидр уже вполне успешно может конкурировать с легкими винами.Мы расцениваем потенциал категории сидра намного больше, нежели просто как у натурального органического напитка летнего сезона и уверены в дальнейшем росте и развитии категории.
Ольга Гавриленко,
директор по маркетингу пивоваренной компании AB InBev Efes.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...