С мира по чуть-чуть: как использовать краудфандинг для реализации проекта
время публикации: 11:30 19 сентября 2016 года
Если сам термин «краудфандинг» перевести дословно, то получим «толпа» и «финансирование». Все кажется простым на первый взгляд, если не вдаваться в подробности. Ведь краудфандинг – серьезный инструмент, и им нужно уметь пользоваться.
По сути, краудфандинговый проект – это некий общественный стартап, где каждый желающий может поддержать тебя и твою идею в денежном эквиваленте.
К сожалению, уникальная идея и богатый энтузиаст – это не всегда синонимы. Как правило, большая часть проектов рождается обычными людьми, рядовыми разработчиками и просто креативным классом. Любой продукт, запускаемый на конвейер и в широкую продажу, требует значительного количества средств, которых в 90% случаев у выше перечисленных представителей общества просто нет. Отсутствие необходимого капитала породило мировой спрос на краудфандинг, как инструмент, улучшающий качество жизни и создающий малый бизнес. Важно отметить, что проект, который будет принят для народного финансирования, должен нести в себе что-то кардинально новое и полезное для большой массы людей, в ином случае он обречен на скорое фиаско.
Новинка для «глубинки»
Давно известно, что популярные за рубежом бизнес-идеи, доходят до нашей страны с заядлым отставанием, что не мешает нашим соотечественникам правильно ориентироваться в рынке и оставаться конкурентоспособными несмотря ни на что. Еще несколько лет назад в русскоязычном пространстве краудфандинг был не столь популярен, как сегодня. Рост количества участников и проектов происходит на 100 и больше процентов в год. По статистике американской ассоциации краудсорсинга, в 2011 году объем финансирования, привлеченного через подобные сервисы в интернете, составил 1,5 млрд. долларов, а в 2013-ом – уже 5,1 млрд. В России самыми популярными на сегодняшний день являются три платформы: Planeta.ru, Boomstarter и Kickstarter. Здесь сосредоточена не только большая часть стартапов, но и непосредственно самих «дарителей». Важно отметить, что краудфандинг – это не всегда бизнес в чистом виде. Многие проекты нацелены на локальную помощь чему-то или кому-то – возрождение заповедника, открытие мемориала и тд.
Основные модели
Если рассмотреть теорию, то принято выделять три модели краудфандингового участия с точки зрения вкладчика:
- безвозмездная;
- вознаграждение реализовано в нематериальной форме;
- краудинвестинг.
Третий вариант, в свою очередь, подразделяется на роялти, народное кредитование и акционерный подвид. Что же касается базовой основы, то новое направление в со-финансировании проектов позволяет получить денежные потоки без традиционных финансовых институтов, венчурных фондов и одиночных «бизнес-ангелов». Такая специфика облегчает движение и демократизирует каждый этап, а сам результат напрямую зависит от личной заинтересованности человека, его энтузиазма и умений.
Читайте также: Краундфандинг: интернет-магазины, где продают будущее
Три заблуждения
Многие начинающие предприниматели считают краудфандинг площадкой для привлечения целевых покупателей и критиков. Это так, но лишь отчасти. Опытные бизнесмены говорят об обратном, считая народное финансирование местом для «пробуждения» уже имеющейся у твоего стартапа целевой аудитории, а не для создания новой.
Если на площадку вы идете доказывать свою уникальность, то будьте готовы к серьезной конкуренции. Современный краудфандинг – это сотни тысяч проектов, где каждый пытается выделить свою разработку. Более того, сегодня все сложнее достигнуть этой цели, так как несколько лет тому назад было достаточно всего лишь вкратце рассказать о своём проекте – и вот она, слава, а сейчас многие журналисты хотят получить «живой» прототип, чтобы протестировать его, а уже после этого что-то написать. Помните, что если ваш проект приняли на платформу – это не говорит о крайней степени его неповторимости.
Краудфандинг – это не лотерея или «МММ». Вы не сможете набрать миллион долларов за 60 секунд или заинтересованную публику по нажатию клавиши. Проекты, достигающие финиша – это командная работа, а так же определенные материальные и моральные затраты. Не надо думать, что у тебя выстрелит, как «у тех крутых ребят». Как правило, под все серьезные заявки, размещаемые на подобных платформах, уже нанимались профессиональные операторы, а основатели обращались в дорогие студии для создания видеороликов, тратили большие деньги на PR агентства и вкладывали тысячи долларов в рекламу в Интернете. Надо усиленно работать, чтобы достичь желаемого и стать одним из тех, кто будет фигурировать в рубрике «самый быстрый финиш на площадке».
Секрет успеха
Ваша собственная аудитория и пользователи краудфандинговой платформы в сумме должны давать необходимое количество «дарителей». Если ваши потребители не знают о площадке ровным счетом ничего, то это неприятный сюрприз для вашего проекта. К слову, никогда не поздно заняться просветительской работой и путем тематических рассылок ознакомить ваших клиентов с последними тенденциями в мире стартапов.
Уделяйте внимание советам, исходящим от технической поддержки проекта. Они больше вас заинтересованы в том, чтобы ваша идея дошла до финиша.
Обязательно выделяйте ключевую мысль и анализируйте то, как она соотносится с интересами общества. Так ли полезен ваш продукт?
Делайте простые и понятные маркетинговые «киты» для того, чтобы люди быстро входили в курс дела. От тех, кто первыми поддержат ваш проект, зависит очень многое. И не надо считать их просто «кошельками». Они схожи с вами и тоже в какой-то степени являются инноваторами, открывающими новые горизонты.
Ни в коем случае не опускайте руки, если с первого раза не смогли собрать необходимый бюджет. Через это прошли многие проекты и главное в этой ситуации – проработка ошибок. Найдите силы, чтобы улучшить заявку и податься на площадку еще раз.
Андрей Сазонов
Собственник и коммерческий директор компании ЧипХоум
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...