0/5

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации
время публикации: 10:00  18 декабря 2023 года
@Freepic
15 лет назад поисковики были основным источником информации в интернете: коммерческие сайты штурмовали выдачу Яндекса и Google при помощи ключевых запросов, на биржах закупались платные ссылки, а поисковые системы активно боролись с накруткой. Что актуально в SEO сейчас? Экспертный обзор от специалистов Ingate Group.

Развитие поисковых алгоритмов


Однако алгоритмы постепенно усложнялись, и работа над продвижением существенно трансформировалась. В статье расскажем, какие методы помогали подниматься сайтам в выдаче раньше и что актуально для SEO сейчас.Развитие поисковых алгоритмов

Сначала поиск ориентировался на ключевые слова, при этом не учитывались зоны сайта, где располагается текст. 

Затем в период с 2008 по 2014 год добавилось ссылочное ранжирование, появились поведенческие и коммерческие факторы. Две последние группы до сегодняшнего дня являются самыми важными в продвижении, рынок SEO полностью адаптировался под них.

На развитие поисковых алгоритмов также повлияла смена приоритетных типов устройств. С появлением смартфонов часть трафика ушла с десктопных версий на мобильные, в результате чего мобильный поиск стал основным.


Типы алгоритмов и эволюция поисковых систем


В истории развития поисковых систем выделяют два типа алгоритмов: 

● алгоритмы развития поиска (с 2008 года, с 2017 года усиленное машинное обучение);

● алгоритмы наложения санкций (2008-2017) – за тексты, ссылки, накрутку ПФ. 

Постепенно тренд на развитие поиска стал глобальным, накопился опыт машинного обучения. С 2017-2018 годов стали появляются алгоритмы распознавания запросов, полностью перестроилась работа поисковых систем, произошел переход от наложения санкций в сторону развития поиска. 

Таким образом поисковые системы стали лучше распознавать интенты пользователей по конкретным запросам, они разделились на коммерческие и информационные, появилась их кластеризация. Сайты начали создаваться по смешанному типу, чтобы наращивать органический трафик и повышать конверсию.


SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации


Тренды в развитии поисковых систем


Сегодня доли Яндекса и Google практически равны — 50% и 48% соответственно. В 2010 Яндекс имел около 60%, а Google – 20-25%. Но с появлением мобильных устройств доля Google резко возросла, и сегодня именно он является основной поисковой системой Рунета. Другие поисковые системы (Mail.ru, Bing, DuckDuckGo) утратили свою популярность и занимают лишь 1%. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Поисковая выдача


Выдача стала более персонализированной, поисковые системы подстраиваются под запросы пользователей, собирают о них данные, чтобы улучшить результаты. Например, сегодня один и тот же пользователь с мобильного и десктопного устройства может видеть разную выдачу. 

Разработки и технологии


Начиная с 2017 года активно развивались и наращивали популярность сайты на фреймворках JavaScript. Разработчики полюбили их за функциональность и возможность масштабирования. 

Кроме того, произошла оптимизация движков. Сегодня практически все типовые движки избавились от значительной части грубых SEO-ошибок. Локальные баги встречаются, но их можно быстро устранить. 

Семантика и структура сайтов


Раньше на сайтах применялись тексты, адаптированные под поисковые запросы, но они быстро утратили популярность. Сегодня большинство ресурсов не используют объемные материалы, перенасыщенные ключами. Например, для интернет-магазинов на первый план вышли карточки товаров с кратким описанием. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Если же сайт информационный, то тексты должны быть отформатированы, содержать заголовки, подзаголовки, изображения и инфографику, чтобы не только привлекать поисковые боты, но и удерживать внимание пользователей и влиять на поведенческие факторы. 

Кроме того, при написании материалов акцент делается не на ключевые слова, а на содержание, чтобы статьи были в первую очередь интересными и полезными. Ключи стали лишь дополнительным инструментом. 

Однако, как и раньше, для продвижения сайта активно используют создание новых страниц, каждую из которых адаптируют под конкретный запрос. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Также на сайтах создают блоки ссылок, чтобы охватить как можно больше точечных запросов, и страницы с отзывами, которые являются значимыми и для SEO, и для пользователей, а также приносят дополнительный трафик. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Кроме того, для современного продвижения актуальны страницы вопросов и ответов, отдельные страницы с мнениями экспертов. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Таким образом, в 2023году за счет расширения структуры и применения широкого набора инструментов сайты могут эффективно наращивать трафик и выходить в топы поисковой выдачи. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Коммерческие и EAT-факторы


Если раньше сайты получали только точечные рекомендации и правки, то сегодня учитывается обширный список параметров и применяется максимальное количество внедрений. Также для полноты картины проводят анализ конкурентов и учитывают, какие инструменты они используют, а какие нет. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Региональное продвижение


Большинство современных сайтов используют продвижение по конкретным регионам. Для города или области создают либо отдельные сайты, либо отдельные страницы. Также проводят приоритезацию: если сайт выходит одновременно не на все регионы, где представлена компания, выбирают в первую очередь те, которые в данный момент важнее для SEO и коммерческих показателей. 

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Ссылочные факторы


Раньше наращивание ссылок решалось в один клик на сайтах типа Sape и «Миралинкс». Купленные ссылки были без переходов и использовались для решения небольших SEO-задач. В 2023 году для линкбилдинга уже активно используют публикации в СМИ – аутрич, PBN (сеть сателлитов) и дропы (сайты, которые когда-то работали, но утратили владельцев). Для современных сайтов важна динамика ссылочной массы, то есть в приоритете не столько количественные показатели, сколько относительные.  

SEO 2008 vs 2023: 15 лет трансформации

Накрутка поведенческих факторов


В 2011 году к сайтам, которые попробовали накручивать ПФ через специальные сервисы, применили жесткие санкции. Спустя время технологии поменялись и накручивать ПФ стали при помощи ботов. 

Сегодня эта тенденция сохраняется, однако результаты от применения таких инструментов всегда разные. Примечательно, что у современных поисковых систем уже нет таких жестких санкций для накрутчиков, как раньше.




Читайте также: Создаем контент на сайте и делаем SEO при помощи ChatGPT (инструкция)




Искусственный интеллект 


С 2021 года активно развивается искусственный интеллект. С его помощью генерируют тексты, изображения, видео, формируют структуру материалов, собирают семантическое ядро, определяют интенты пользователей. Однако нейросети еще находятся на этапе развития, поэтому качество сгенерированных материалов бывает далеким от оптимального. ИИ справляется только с небольшими текстами, которые не связаны со сложными тематиками, а, чтобы на выходе получить качественный контент, нужно применить большое количество продвинутых промтов. 


Выводы


Подведем итог. За 15 лет развития SEO на рынке digital-маркетинга сформировались следующие особенности:

1. Стандартизация технического SEO и рост уровня проработки сайтов, включая JS.

2. Рост популярности SEO-канала при снижении активности других рекламных источников. Яндекс и Google сравнялись, лидирует мобильный трафик.

3. Повышение роли EAT, контентных, поведенческих и коммерческих факторов. С ними нужно работать всеми возможными способами.

4. Снижение роли ссылочных факторов до минимума, усиление роли PBN.

5. Повышение степени влияния трафика из других доступных источников на динамику органического трафика.

6. Внедрение нейросетей в работу: генерирование текстовых блоков и изображений. 


Обзор подготовлен специалистами агентства интернет-маркетинга Ingate Group.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит