Россияне, для которых поездка за границу и посещение зарубежных магазинов оказались дорогим удовольствием, устремились в местные торговые центры.
Двухлетнее падение посещаемости московских торговых центров, наконец, сменилось ростом. Как свидетельствуют данные компании Watcom, на которые ссылается "Коммерсант", число посетителей в столичных ТЦ в период перед празднованием Дня всех влюбленных увеличилось на 7,5% по отношению к предыдущей неделе, на 10,2% — к аналогичному периоду прошлого года и впервые за долгое время превысил уровень 2014 года на 2,7%. Об этом говорит Shopping Index, отражающий динамику числа посетителей торговых объектов. Впервые почти что за два года он начал расти на шестой неделе 2016.
В течение последовавшего месяца тенденция закрепилась. На седьмой неделе (15-21 февраля) проходимость торговых центров выросла на 3,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, на восьмой (22-28 февраля) — на 8,4%, на девятой (29 февраля--6 марта) — на 9,2%, на десятой (7-13 марта) — на 4,8%.
Терять посетителей торговые центры начали во второй половине 2014 года. К концу 2015 года рынок фактически достиг дна: число покупателей сократилось на 20% по сравнению с докризисным уровнем, реальные арендные доходы ритейлеров упали до 30%, а традиционные надежды бизнеса на рост продаж перед новогодними праздниками не оправдались.
Президент компании Watcom Роман Скороходов называет две возможных причины роста интереса покупателей к торговым центрам. "Во-первых, это отложенный спрос: в прошлом году доля выезжающих за рубеж сократилась на 30% из-за курса доллара, и это не могло не повлиять на увеличение трафика — необходимо обновить гардероб или купить подарки на традиционные праздники",— рассуждает он. Кроме того, по мнению господина Скороходова, покупатели стали разборчивей: теперь они заходят в большее количество магазинов и ищут более выгодное предложение.
Руководитель отдела исследований и консалтинга "Магазина магазинов" Андрей Васюткин тоже связывает рост посетителей московских торговых центров с туристическим фактором. Помимо снижения популярности заграничного шопинга на рынок повлиял рост числа иностранных туристов (по данным Росстата, за девять месяцев 2015 года въездной турпоток в Россию вырос на 13%). Так, по словам господина Васюткина, аутлеты часто входят, например, в обязательную программу путешественников из Китая. Среди других факторов он выделяет рост численности населения Москвы и возросшую маркетинговую активность управляющих компаний торговых центров.
Директор по управлению BlackStone Keeping Company Ольга Штода (управляет небольшими торговыми и офисными объектами) связывает рост с сезонным фактором. "У арендаторов произошло обновление коллекций, особенно у ритейлеров fashion-сегмента. И, несмотря на кризис, к некоторому обновлению гардероба посетители так или иначе готовы — основной рост посещаемости сейчас дают ритейлеры, ориентированные на недорогой сегмент",— рассуждает она.