Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовил поправки к законопроекту о товарных интернет-агрегаторах. Как пишет «Коммерсантъ», президент организации Александр Шохин направил их на рассмотрение вице-премьеру Ольге Голодец и главам комитетов Госдумы по информационной и экономической политике Леониду Левину и Сергею Жигареву. Г-н Левин подтвердил получение письма, пообещав его «внимательно рассмотреть».
РСПП предлагает исключить из законопроекта нормы, регулирующие продажу услуг, так как они уже закреплены в других нормативных актах, пересмотреть положения об ответственности агрегаторов и уточнить нормы о возврате денег покупателю.
В частности, в организации отметили, что законопроект возлагает на агрегаторов ответственность за последствия неисполнения обязательств третьими лицами и будет способствовать росту числа недобросовестных участников рынка. «Чрезмерное регулирование» российских агрегаторов ослабит их перед иностранными конкурентами, фактически работающими в РФ, но «находящимися на территории иностранных юрисдикций (прежде всего Китай и США)», говорится в пояснительной записке. На них требования и ограничения законопроекта не распространяются. Имеются в виду в первую очередь китайский AliExpress и американские еВау и Amazon, уточняет источник “Ъ”, знакомый с ходом разработки поправок.
В комиссии РСПП, в частности, считают, что на агрегатора нельзя возлагать обязанность предоставлять информацию об изготовителе товара. По их мнению, ответственность агрегатора должна наступать лишь в случае, когда он намеренно вводит в заблуждение относительно свойств и качества товара, изменяя информацию, предоставленную продавцом. При этом агрегатор должен возмещать потребителю лишь реально причиненный ущерб, тогда как версия проекта, внесенная в Госдуму, предлагает возложить на него ответственность за все случаи предоставления недостоверной информации вне зависимости от того, был ли заключен договор покупателя с продавцом или исполнителем услуги на сайте агрегатора. Кроме того, порядок предоставления информации о значительной части услуг, предоставляемых через интернет-агрегаторы, уже урегулирован разными нормативными актами, указывают в РСПП. Среди них, например, Воздушный кодекс, в котором записан обязательный претензионный порядок разрешения споров между перевозчиками и пассажирами.
Также предлагается увеличить срок рассмотрения требования потребителя о возврате денег с 10 до 20 дней, так как процедура предполагает участие в ней третьих лиц — продавца, банка и оператора, за действия которых агрегатор не несет ответственности.
Ранее Левин сообщал, что правительственный законопроект об интернет-агрегаторах будет доработан с учетом мнения бизнеса.