0/5

Новости сегодня

12:20 Рассрочка для ритейлера – способ сохранить объём продаж и лояльность покупателей
11:55 Утверждены правила определения минимальных цен на никотиносодержащую продукцию
11:30 «Магнит» запустил портал некоммерческих закупок
Эффективный инструмент для контроля персонала: как ритейлеру обеспечить дисциплину в трудовых процессах
11:05 «Ашан» по итогам 2023 года снизил выручку на 4,7%
10:40 Открыта регистрация на конференцию Digital Retail 2024
10:15 «Черноголовка» завершила покупку бизнеса детского питания Kraft Heinz
Азиатское фэнтези и самиздат: какие книги и как читают тинейджеры
09:50 «Балтика» не может начать управлять своей «дочкой» в Баку
09:25 Telegram выпустил облигации для дальнейшего развития мессенджера
20:45 Dodo Brands начала в ОАЭ выпуск продукции для сети кофеен Drinkit
Купите это немедленно: как увеличить спонтанные покупки в ритейле (кейсы)
20:20 В России зафиксирован массовый сбой в работе «Мегафона»
19:55 VK открывает бизнесу, переходящему с зарубежных сервисов, доступ к облаку
19:30 «МТС» запускает новую телеком платформу
Цель – защитить селлеров от маркетплейсов: разбираем детали законопроекта, регулирующего деятельность МП
19:05 Ритейлеры намерены снизить зависимость от Эквадора в поставках бананов
18:40 «Самокат» тестирует возможность самовывоза
18:15 Выручка «Додо пицца» за 2023 год выросла на 43,7%
Все новости →

«Яндекс.Маркет» обошел закон о товарных агрегаторах

«Яндекс.Маркет» обошел закон о товарных агрегаторах
время публикации: 10:46  20 июля 2018 года
Маркетплейс отключил возможность оплаты товаров, не покидая сайта, и теперь не подпадает под требования будущего закона.
Формулировки поправок к закону «О защите прав потребителей» о товарных агрегаторах, принятые 19 июля Госдумой в третьем чтении, позволяют крупным площадкам обойти его требования, считают опрошенные «Коммерсантом» юристы. 

Согласно поправкам, агрегатором информации о товарах и услугах признается программа, сайт или страница, которые одновременно дают возможность ознакомиться с предложением, заключить договор с продавцом и произвести предоплату. 

Из буквального толкования следует, что «не каждая площадка, которая относится к агрегаторам с обывательской точки зрения, будет подпадать под регулирование», поясняет юрист Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Галина Авдеева. По ее оценке, например, сайт AliExpress подпадает под критерии агрегатора, а «Яндекс.Маркет», в конце мая убравший с сайта корзину для покупок, тем самым «исключил возможность отнесения себя к агрегаторам».

Согласно законопроекту, агрегатор обязан возместить потребителю убытки, причиненные в результате предоставления неполной или недостоверной информации. При этом агрегатор не несет ответственность за ложную информацию, если таковую ему предоставил продавец. При нарушении сроков передачи товара предусматривается возврат агрегатором предоплаты потребителю.

На этапе разработки проекта лоббировавшая его Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) рассчитывала распространить его действие прежде всего именно на «Яндекс.Маркет», который основатель ключевого участника АКИТ «М.Видео» Александр Тынкован называл «биржей серых товаров». «Яндекс» же был одним из наиболее активных критиков поправок.

Но отключение возможности оплаты товаров, не покидая сайта, на сайте «Яндекс.Маркета» не связывалось с законом, а объяснялось тем, что такая возможность «смущает пользователей, усложняет их работу на сервисе». Маркетплейс «Беру!», который «Яндекс» развивает со Сбербанком, подпадает под действие закона в случае его принятия, отметил представитель «Яндекса». В компании не уточнили, подпадают ли под его действие «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Еда».

Также, скорее всего, подпадет под действие закона маркетплейс Goods, принадлежащий «М.Видео» и «Эльдорадо». На нем возможна предоплата товаров и услуг с переводом средств владельцу агрегатора, подтвердили в пресс-службе группы «М.Видео-Эльдорадо».

Менее однозначная ситуация с AliExpress, указывает источник издания, знакомый с бизнесом этой компании. «Чтобы площадка считалась товарным агрегатором, оплата должны идти его собственнику, тогда как у AliExpress оплата идет через AliPay»,— подчеркивает собеседник газеты. 

Таким образом, полагает он, закон на AliExpress вряд ли распространится. «В законопроекте говорится о предоплате как безналичном переводе денег именно владельцу площадки, из-за чего формально, например, AliExpress может под это требование не подпадать. Эта формулировка закона не слишком удачная, потому что нередко площадки используют разные платежные шлюзы, проводят плату через разные юридические лица»,— считает партнер «Зарцын, Янковский и партнеры» Роман Янковский. Он полагает, что в случае с AliExpress в российском суде вопрос в итоге решился бы в пользу потребителя, но исполнить его решение в Китае будет сложно.

В Mail.ru Group не уточняют, распространится ли действие закона на принадлежащие ей площадки Pandao и Delivery Club. «Законопроект негативно отразится на работе агрегаторов, что невыгодно ни пользователям, ни государству. Основная причина — перекладывание ответственности с продавцов на интернет-платформу, выступающую, по сути, витриной. Проект разрабатывался без участия представителей отрасли и требует серьезной доработки»,— считают в холдинге.

Впрочем, непризнание площадки агрегатором не означает, что она не несет ответственности перед потребителем.

«Сайты, предоставляющие информацию о разных магазинах, независимо от возможности оплаты через площадку, в любом случае отвечают за распространение недобросовестной или недостоверной рекламы»,— отмечает Галина Авдеева. Штраф за нарушения в этой сфере для компаний составляет 100–500 тыс. руб.