Как противостоять манипуляциям со стороны коллег и начальства?
время публикации: 10:00 26 апреля 2021 года
Стать марионеткой начальника или потерять должность? Научиться отстаивать свои личные границы или продолжать делать чужую работу? Если такой выбор стоял перед вами хоть раз, вы точно знаете, как сложно быть жертвой манипуляции.
Как не попасть в психологические ловушки и понять, что вами пытаются управлять? Бизнес-психолог и коуч Полина Большакова рассказывает о том, как успешно противостоять манипуляторам.
В чем суть манипуляции?
Разберемся в значении слова «манипуляция», чтобы понимать, с чем действительно мы имеем дело практически каждый день, не осознавая этого. Ведь с манипуляциями мы сталкиваемся не только на работе. А как не быть подверженными тому, что является нашей жизнью?
Манипуляция в цирке — это искусство создания иллюзий при показе фокусов.
Манипуляция в политике — способ господства и подавления воли.
Манипуляция на работе — неравноценный обмен в красивой обертке.
Угрозы и лесть — какие бывают манипуляции
Манипуляции делятся на позитивные и негативные.
Позитивные — те, в которых используется позитивный стимул. Лесть, флирт, игра на хорошем отношении.
Предположим, коллега флиртует с вами и между прочим просит выполнить какую-то работу, которую вы делать не обязаны. Но соглашаетесь, потому что очарованы комплиментами или неудобно отказать этому милому человеку. Какие бы надежды вы ни питали, вскоре вскроется правда — вас просто обвели вокруг пальца.
В сухом остатке будет обман ожиданий: сначала вас мотивируют на совершение нужных действий и вызывают определенные надежды, но на выходе из ситуации реальность не совпадает с ожиданиями. Равноценного обмена в этой манипулятивной коммуникации не произошло.
Негативные манипуляции строятся на чувстве вины, жалости, страхе, шантаже, фактически создавая безвыходную ситуацию для жертвы. Здесь нет иллюзии позитивного подкрепления: радости, надежды на что-то приятное, предвкушения. Вы сразу осознаете, что придется подчиниться, а не то будет хуже. Классика жанра: «Или соглашаешься на мои условия, или я тебя уволю».
В такой ситуации чаще всего принято обвинять того, кто манипулирует. Но у второго участника тоже может быть скрытая выгода. Он позволяет пользоваться собой, так как не разобрался до конца в своих потребностях, и не понимает, на что он готов ради лучшей жизни. И остается на позиции «я — жертва».
В случае с прямыми угрозами важно понимать, что вы перешли из рабочих отношений с начальством в личные, и ваш карьерный рост и профессиональная жизнь будут зависеть исключительно от настроения и отношения руководителя.
В бизнесе есть такое понятие, как руководительский ресурс. Когда ваш шеф оценивает свое желание или возможность вкладывать в вас как в сотрудника временнЫе и моральные ресурсы.
Второе понятие бизнес-управления — рентабельность сотрудника. Это совокупность желаемого уровня профессиональных (hard skills) и личностных (soft skills) навыков.
При личных отношениях с руководителем на первое место в оценке вашей ценности как сотрудника могут выйти именно персональные качества. В сочетании с низким руководительским ресурсом в отношении вас низкая рентабельность по софт скиллс может спровоцировать угрозу увольнения.
Вы — тоже манипулятор?
Неприятная правда состоит в том, что все мы склонны к манипуляциям.
Думаете, что вами постоянно манипулируют? Противостоять этому нет сил и приходится страдать от последствий? Возможно, вы сами — манипулятор. Мир — это зеркало. Важно понимать, что притягивается то, что уже есть в вас. И то, от чего избавляетесь внутри, уходит снаружи.
Как это работает?
Например, вы постоянно поддаетесь на провокации коллеги. Он уже знает, что может так себя вести и получит желаемое. Более того, это знак всем остальным, что вы — удобный человек, которым можно управлять. Таким образом формируется манипулятивное окружение.
Это работает и в обратном порядке. Если вы сами себе разрешаете пользоваться чужой мягкотелостью, морально устойчивые коллеги и знакомые начнут вас избегать. И останутся те, кто готов на манипуляции.
Если стало привычным проживать отношения с другими людьми в манипулятивной форме — есть повод задуматься, как выйти из этой истории.
Картина мира формируется с детства, и эти установки мы переносим во взрослую жизнь неосознанно. Это то, что для нас нормально. И чаще всего мы не догадываемся, что можно жить иначе. А даже если появится пример, когда можно действовать по-другому, встает вопрос: как реализовать эту новую модель.
Именно поэтому я говорю о том, что манипуляция в большинстве случаев — процесс неосознанный. Это привычная ролевая и поведенческая модель, которая воспринимается нами как вариант обычной коммуникации. Решить вопрос с подменой этих понятий можно в коучинге или с психологом.
Признаки манипуляции
1. Испытываете рядом с манипулятором «эмоциональные качели»: только что он раздражал, а уже через 5 минут хочется его простить. И вы сами не понимаете, что на вас нашло.
2. Человек использует провокации и ставит перед щепетильным выбором: «Или я, или твоя мама».
3. Конструкции «если, то»: «Если ты не сделаешь это, то будет вот так».
4. Наводящие вопросы вместо прямой просьбы. Например, вместо «Я бы хотел, чтобы ты поехала со мной» будет «Почему ты поехала не со мной?».
5. Манипуляторы редко говорят о своих чувствах. Чаще озвучивают свое мнение «я думаю, я считаю».
Читайте также: Каждый третий россиянин недоволен своим начальством
Как выстроить личные границы и не испортить отношения?
Что делать, если вы не готовы бросать работу, но осознаете, что вами манипулируют начальство или коллеги?
Заядлые манипуляторы, живущие по принципу «Или мое мнение или неправильное», не понимают иного языка коммуникации, кроме манипулятивного. Если вы попытаетесь вывести их на другой уровень общения, то не испортить отношения не получится. Здесь два выхода — или оставаться марионеткой, или прекращать контакт.
Если манипуляция не является ядром личности человека, с которым вам приходится часто взаимодействовать, может сработать стратегия открытого диалога.
Ее суть — прямо и открыто говорить о своих чувствах и ожиданиях, не подстраиваясь под оппонента. В этот момент важно смотреть в глаза и отслеживать, если ли у вас контакт, готов ли ваш собеседник его поддерживать.
Обратная сторона манипуляции — честность и готовность провести равноценный обмен. Вы, как и ваш оппонент, берете на себя ответственность за выход из зоны комфорта и желание построить коммуникацию на новом уровне.
Если человек отводит взгляд, начинает повышать голос, отмалчивается, уходит — он прерывает позитивную коммуникацию. Здесь не сработает стратегия «Я смогу его переделать/переубедить». Важно не вовлекаться в провокации и не сдавать позиции, а принять факт манипуляции и иметь его ввиду при общении.
Принято считать, что жертвой манипуляции становится нижестоящий по отношению к руководителю. Но на самом деле подчиненные могут испортить жизнь своему шефу, манипулируя его положением: «Ты же начальник! Вот и реши проблему сам!» Или намеренно саботируя свои обязанности.
Полезный чек-лист: как разговаривать с манипуляторами
Что делать, если вы заметили манипуляцию в вашу сторону:
● Вести себя максимально спокойно и доброжелательно. Повышение тона, агрессия или возмущение в ответ означает, что вы попались и начали вовлекаться в «игру».
● Использовать для разговора фразы из чек-листа в зависимости от ситуации:
Как себя ведет манипулятор
|
Что отвечаете вы
|
Льстит или заигрывает, прося вас сделать его работу |
Я ценю твое доверие, но сейчас мне нужно выполнить свою задачу в срок, чтобы не подвести наш отдел/моего шефа/не получить выговор. ИЛИ Ты мне льстишь?/ Ты со мной флиртуешь? (Смотря прямо в глаза, не прерывая зрительного контакта) Извини, мне это неинтересно. Сейчас мне надо закончить свои задачи в срок. |
Пропускает ваши слова мимо ушей, делает вид, что не слышит ваших просьб | Скажи пожалуйста, ты услышал меня? Все ли понятно по задаче? Ты понимаешь, что тебе нужно сделать? |
Шантажирует, угрожает | Ты вправе поступать так, как считаешь нужным, я буду действовать в зоне своей ответственности и согласно регламенту работы нашей компании/моей должности/правовым нормам. |
Агрессирует, повышает голос, оскорбляет |
Я понимаю твои чувства в этой ситуации. Думаю, что разговор в таком формате не способствует достижению наших целей. Дай мне знать, когда ты будешь готов продуктивно пообщаться. Говорите о своих чувствах. Например: «Мне страшно, когда ты кричишь на меня». |
Ссылается на ваше руководящее положение: «Раз ты начальник, разберись сам!», «Мы уволимся, если ты не договоришься о нашей зарплате — ты же начальник!» |
Я не хочу, чтобы твоя работа в компании зависела в полной мере от меня. Ты можешь принять любые решения относительно своего трудоустройства/работы, не дожидаясь моих действий. ИЛИ Хорошо, заявление об увольнении по вашему желанию сегодня положите мне на стол, передав свои обязанности новым сотрудникам в течении 2-х недель. |
Полина Большакова,
бизнес-психолог и коуч,
для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...