Александр Козаржевский «БашМаг»: «Сейчас вся наша жизнь – это, как бы, новый проект»
время публикации: 10:00 11 февраля 2021 года
Александр Козаржевский, руководитель IT-отдела сети магазинов обуви «БашМаг» рассказывает о том, как изменились процессы в компании в связи с введенными из-за пандемии противоэпидемиологическими распоряжениями, как удалось оперативно перевести команду на новый режим работы и как в компании относятся к внедрению технологий, позволяющих предотвращать распространение вируса.
* * *
Как изменились процессы в компании в связи с введенными из-за пандемии противоэпидемиологическими распоряжениями? Как эти распоряжения повлияли на работу в целом?
– Да, изменения произошли как в целом по компании, так и непосредственно в работе ИТ-департамента.
Если говорить непосредственно про ИТ-департамент, то в основном, это связано с форматом удалённой работы. Так сказать «пандемия «заставила» перейти к формату работы «на удаленке», а уже сам формат внес изменения в процессы подразделения.
В основном это коснулось отдела разработки. Если для системных администраторов это обычное дело, то разработчикам пришлось перестраиваться.
Повысились требования к качеству коммуникаций. Формат работы «на удаленке» использует иные механизмы обмена информацией, и, как следствие, достижение результата, в этом случае, требует несколько иных организационных механизмов и функций контроля.
Отсутствие «быстрых» коммуникаций и внешних «организующих» факторов, на мой взгляд, значительно повысило требования к постановке задачи: формализация требований, критериев оценки результата и т.п. Последствия неточной постановки задачи стали более критичными, чем при работе в офисе.
Значительно возросла роль аналитиков. От работы спринтами стали переходить к более длительному планированию, в первую очередь там, где сам факт предсказуемости результата экономически влияет на итоги работы компании.
Можно, конечно, было формировать повышенные требования к онлайн (скайп и т.п.), но эффективнее оказалось другое.
Что именно помогло вам эффективно организовать удаленную работу сотрудников компании?
– Когда вы находитесь в непосредственной близости с заказчиком, вы многое можете уточнить в процессе. Поэтому, зачастую нет смысла, тратить больше времени на более качественную проработку задачи на первом этапе. А все возникшие идеи можно тут же обсудить. Бизнес меняется, пока мы прорабатываем задачу - он снова меняется, и agile становится самым необходимым и востребованным инструментом.
При удаленной работе такой уровень коммуникаций требует больших усилий.
Чтобы удаленный формат стал экономически целесообразнее работы в офисе, нам пришлось изменить сам подход к понятию результата. Работая в офисе, человек «продает» время. Контроль над целевым расходованием времени «на удаленке» затруднительнее.
Поэтому эффективнее переходить к оплате за «результат». Но не всегда это возможно и не все к этому готовы. Мы с этим тоже столкнулись. Изменение менталитета людей требует времени.
Возвращаясь к IT. Да, мы стали переходить к «смешанному» формату: есть «удаленка», есть сотрудники в офисе. Мы стали привлекать больше аналитиков на промежуточные этапы, чтобы не потерять в качестве доработок.
А какие изменения произошли в работе торговых точек?
– Если же говорить непосредственно про работу магазинов, то кроме требований надзорных органов какие-либо новшества внедряются крайне «неохотно». И, находясь в этом процессе со стороны бизнеса, я понимаю – почему.
Дело в том, что все-таки бизнес во главу угла ставит результат. И это понятно. Внедрение каких-то технологий приветствуется бизнесом, только если ведет к получению экономической выгоды. Либо, если компания вынуждена двигаться в этом направлении в силу каких-то законодательных распоряжений. Поэтому, мы больше следуем непосредственно требованиям законодательства. То есть, добавляем использование масок, антисептиков, измерение температуры сотрудников…
В изменившихся условиях приходится усиливать контроль за всем этим. Подчеркиваю, именно приходится, потому что возникает система штрафов со стороны надзорных органов. И они достаточно большие, чтобы, скажем так, напрямую не переложить их на непосредственных исполнителей в магазине.
Поэтому да, контроль за этим внедряют, но это пока больше «человеческий» контроль.
Как вы считаете, насколько оправданно и целесообразно использование интеллектуальных систем видеонаблюдения для ритейлеров?
– По моему опыту – в ситуации, когда предлагают рассмотреть какие-то схемы визуального контроля, интеллектуальной видеоаналитики и т.д. у бизнеса возникает один вопрос. Отличная идея, все здо́рово, а сколько мы потратим? А сколько заработаем?
Скорее всего, если дойдет до каких-то существенных штрафов за нарушения, инвестиции в такие формы контроля будут рассматривать более интенсивно. Но пока это не встречает большого энтузиазма со стороны предпринимателей, они не видят серьезной выгоды для бизнеса.
Такие технологии, как видеоаналитика - не из тех технологий и инструментов, которые могут напрямую сразу сократить расходы или сразу увеличить выручку. Большинство из таких решений влияют на эти параметры косвенно.
Другими словами, мало того, что нужно их запустить, установить и внедрить - ещё и важно выстроить процессы, которыми будут эти данные собираться и анализироваться, сформировать механизмы принятия решений на их основе, чтобы это выражалось в конкретных действиях, влияющих на экономический результат.
Читайте также: Не только наблюдение: как интеграция видеокамер с цифровыми системами открывает новые возможности для бизнеса
Какими качествами должны обладать такие системы?
– На мой взгляд, было бы интересно, если бы ИТ-решения смогли сочетать требования законодательства, касающиеся текущей ситуации, с возможностями иной аналитики для бизнеса.
Например, есть ряд решений, с которыми мне приходилось работать, позволяющих на основе статистической информации о товаре и посетителях (кто приходил, кто смотрел, кто брал в руки, кто и какие пары обуви мерял и т.п.) повысить различные показатели эффективности бизнеса. Если разработчики смогут сочетать данные от системы видеоаналитики со всем этим - а еще, как вариант, получать от этих решений данные, которые помогут дополнить профиль покупателя - то вот это уже будет интересно.
Какие средства вы используете для соблюдения противоэпидемиологических требований? Как измеряете температуру у сотрудников и посетителей, следите за соблюдением масочного режима и т.д.?
– Позвольте, я начну отвечать на этот вопрос немного издалека. Есть интересное утверждение: математически доказано, что если взять выборку из 10% от исследуемого множества и провести анализ, то полученный результат можно аппроксимировать на всю выборку. При этом погрешность будет незначительной, что называется - «средняя температура по больнице».
На одном из прошлых мест работы мной использовалась такая технология. Сейчас мы тоже пошли в этом направлении. Следить за соблюдением противоэпидемиологических требований обязан персонал магазина.
Также у нас есть минимально необходимые ресурсы для контроля за персоналом - люди, которые осуществляют мониторинг. Да, они не сидят часами и не смотрят каждого посетителя. Но общий тренд все равно можно выявить, подключаясь к определенным магазинам несколько раз в день, в разное время. Сразу можно увидеть – соблюдаются правила или нет.
Если выборка говорит о том, что не выявлен, хотя бы единожды, факт нарушения - то нет смысла увеличивать частоту проверок. Если же, наоборот, зафиксирован факт нарушения – частота проверок именно на этом участке возрастает.
Далее на основании этого уже можно делать какие-то выводы и принимать решения: как изменить подход, политику, поведение персонала.
IT-компании выпустили большое количество различных технологий для предотвращения распространения вирусов, какие из них вам известны? Как вы относитесь ко всем этим техническим решениям?
– Мы рассматривали технологии по определению наличия или отсутствия маски на человеке с помощью видеоаналитики. Но пока у себя их не внедряли. Повторюсь, основная причина – отсутствие экономического смысла в их использовании.
На мой взгляд, здесь есть два момента. Первый – это люди. Второй – это выгода. Мы считаем, что забота о людях это важно. Ведь любой бизнес – это, прежде всего, команда. Поэтому без заботы о людях ничего не получится.
У нас качественно изменилось взаимодействие между людьми. Постарались максимально дистанцироваться, появились средства профилактики. В офисах появились системы очищения воздуха/уничтожения вирусов.
В магазинах персонал обязан следить, чтобы покупатель заходил в магазин в маске, без маски человека не обслуживают.
Но, если говорить непосредственно о какой-либо видеоаналитике и контроле именно за соблюдением предписаний закона – то выгода такого подхода неочевидна. Все это требует значительных инвестиций.
Сейчас наступили сложные времена для бизнеса. И вот если честно, пока конца этим сложным временам не видно. Поэтому, все-таки, я считаю, что нужно искать экономически целесообразные методы. Потому что работать себе в убыток – это странно.
И кто сказал, что не будет следующего этапа самоизоляции с новыми ограничениями.
Статистика и аналитика, которые распространяются официально, как раз говорят о том, что такое развитие событий не исключено.
Если в присутствии кого-то из проверяющих в магазин зайдет человек, который не соблюдает правила - это может привести к штрафу или даже к закрытию магазина. Получается, в этом случае подход с мониторингом «средней температуры по больнице» не работает. Значит, в этом случае бизнес будет терпеть убытки?
– Вы знаете, в этом контексте, мне кажется, нужно говорить не о том, чтобы сократить конкретные издержки. А о том, чтобы свести к возможному минимуму, либо полностью нивелировать риски того, что эти убытки могут возникнуть. Другими словами, говорить о принятии превентивных мер.
Все эти риски, в случае их срабатывания, имеют значительно больший объем затрат, нежели средства по их предотвращению. Однако внедрение этих технологий сопряжено с определенными тратами.
Да, если будет дальнейшее ужесточение эпидемиологического режима, безусловно, мы будем рассматривать внедрение этих технологий. Но тогда мотив внедрения будет иной. Любое действие оценивается с точки зрения цели, которую собираются достичь. Мы хотим заработать, получить прибыль.
Если увидим на примере действий регулирующих органов что, они идут в сторону ужесточения требований – понятно, что с нашей стороны тоже пойдёт ответная реакция.
Потому что до момента, пока ведение бизнеса будет целесообразным мы, конечно, будем соблюдать эти эпидемиологические требования. Выбирая наиболее, ну, скажем так, эффективные по соотношению цена-качество технологии.
Какова, на ваш взгляд, экономическая эффективность интеллектуальных систем видеонаблюдения на данный момент?
– В своей практике я очень много касался проектной деятельности. И, с моей точки зрения, сейчас вся наша жизнь - это как бы, новый проект. Мы входим в непонятную, неизвестную большинству людей, область. Где будет присутствовать новый формат взаимодействия с жизнью. По сути, тот же проект.
А в проекте очень хорошо работает правило Парето, когда 20% усилий дает 80% результата. Если 80% недостаточно, т.е. появляется та самая вероятность, что один на тысячу может принести колоссальные убытки, экономическая целесообразность всего мероприятия ставится под вопрос. Именно потому, что оставшиеся 20% требуют намного больше усилий, чем предыдущие 80%.
Суммы инвестиций и используемые нами на текущий момент решения соизмеримы с рисками потерь. К тому же, следует учитывать, что, возможно, завтра всё это, условно говоря, закончится. Получается, сегодня мы купили и установили видеоаналитику или какие-то другие IT-решения, а завтра она уже не нужна. Это заставляет задуматься о дальнейшей перспективе использования еще на начальном этапе и более тщательно подходить к выбору подобных решений.
Интервью с Александром Козаржевским, руководителем IT-отдела сети магазинов обуви «БашМаг» организовано компанией DSSL.
Беседу вёл Михаил Шарубин
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...