0/5

Борис Агатов: «Кризис в российском ритейле спешит закончиться»

Борис Агатов: «Кризис в российском ритейле спешит закончиться»
время публикации: 13:30  16 декабря 2015 года
Борис Агатов, генеральный директор Project line, рассказал, как меняется ситуация в ритейле, когда подействовал эффект отложенного спроса и почему сейчас хорошее время для развития.

Project line на сегодняшний день является одной из самых известных компаний, которая занимается проектированием, ремонтом и строительством магазинов уже более 10 лет.

Борис, вы активно работаете с заказчиками из ритейла, что по вашей оценке происходило в этой сфере с начала года в России?

Ритейл пережил непростое время, стоит отметить его бурное развитие, открытие множества магазинов в конце прошлого 2014 года и сильное падение продаж в начале текущего года, и как следствие, резкую остановку многих проектов открытия новых магазинов.

В начале этого года в одном из интервью я говорил, что «кризис не бывает бесконечным и для подведения итогов стоит дождаться окончания года, когда станет ясно на сколько упало количество открытий новых магазинов». В начале года предрекали чуть ли не смерть ритейла, но как только ситуация более-менее стабилизировалась, ритейлеры начали навёрстывать упущенное, и в итоге мы не видим колоссального провала в количестве открытий магазинов. Ритейл пришел к точке стабильности к середине лета, и многие игроки, которые вошли в кризис в хорошей финансовой форме, продолжили свое развитие, может быть, не в том масштабе, как в докризисное время, но и назвать развитие несущественным тоже нельзя.


Весь наш бизнес сосредоточен в секторе розничной торговли. Мы достаточно тесно общаемся со многими игроками рынка и большинство отмечает не только стабилизацию продаж, но и рост выручки от 15 до 20% в рублях. Конечно, это связано с резким падением рубля и ростом розничных цен, но, тем не менее, это подталкивает ритейлеров к росту и развитию своих сетей.


Ещё одним характерным признаком выхода из кризиса является появление большего количества новых предпринимателей, которые решились на открытие первого своего магазина. Они традиционно готовы рисковать и видят новые возможности входа в торговые комплексы, куда раньше они не могли попасть, получают более приемлемые условия от поставщиков, которые становятся более сговорчивы к условиям поставки товара даже для небольших ритейлеров, и многие другие приятные «кризисные» бонусы. Начинающий предприниматель всегда склонен к максимальному риску, и мы видим всплеск открытия совершенно новых торговых точек, возникновение новых брендов.


RL-022625.jpg
из портфолио Project line


Наша компания, безусловно, не является полноценным индикатором рынка, но, в то же время, мы делаем достаточно большое количество проектов для разных заказчиков и можем в какой-то степени судить о состоянии розничного рынка.


В начале года мы ожидали спада продаж у наших клиентов, и, как следствие, уменьшение количества заказов на открытие магазинов (разработки концептов, ремонта магазинов, выпуска рабочей документации), так оно и произошло. Значительное увеличение количества проектов мы увидели примерно с середины лета, пошёл резкий рост открытий новых магазинов.

Для наглядности приведу несколько цифр:


За весь 2014 год нами было спроектировано 154 магазина, из них отремонтировано и построено 35. А за 3 первых квартала 2015 года нами было реализовано уже 160 проектов, из которых 49 проектов было выполнено с ремонтно-строительными работами, т.е. «под ключ», что говорит о несомненном росте количества заказов. Мы прогнозируем, что рост составит 10-15% к результатам прошлого года.


Это показатель того, что ритейл может и хочет развиваться, открывать новые торговые точки.
 

Когда вы называете цифру в 160 завершённых проектов в этом году, это только магазины или сюда входят и проекты из других секторов экономики?

Это только магазины. Мы не стремимся в другие сектора, наши клиенты нас ценят в том числе и за приверженность только этому сектору и отсутствию «всеядности».






 

Чем объясняется всплеск, который появился во втором полугодии 2015 года?

По моему мнению, всплеску способствовало сразу несколько факторов:

Во-первых, многие ритейлеры получили рост выручки, связанный с ростом цен и с отложенным спросом, который не был реализован в конце прошлого года и в начале текущего.

Во-вторых, на фоне роста цен не произошло существенного увеличения затрат, которые ритейлеры осуществляют в России - зарплата персонала, операционные издержки и т.п.

В-третьих, девелоперы и владельцы торговых комплексов в самый пик кризиса пошли на определенные уступки по уровню арендной платы, что несколько снизило удар от потерь по продажам.

В-четвертых, для многих иностранных компаний резкое падение рубля стало «подарком судьбы», так как исчисление затрат на открытие магазинов происходит в их валюте (чаще доллары и евро), и, соответственно, затраты на открытие магазинов иностранных компаний сократились вдвое из-за курсовой разницы. Они внесли большой вклад в количество открытий.

В-пятых, большинство ритейлеров сотрудничает по закупкам с Китаем, и девальвация китайского юаня в течение года также помогла импортерам сгладить шоковое падение рубля к доллару.
Совокупность этих факторов и привела к тому, что стало возможно столь бурное развитие ритейла к концу года.


1276167980.jpg
из портфолио Project line

 
Означает ли это общую стабилизацию экономической ситуации в России? Ожидает ли нас рост в секторе розничной торговли?

Я бы так не стал говорить и вот почему. Все негативные тенденции, влияющие на покупательскую способность, безусловно, отражаются и на розничной торговле. Если экономическая ситуация начнёт ухудшаться под воздействием каких-либо факторов, к примеру, дальнейшее снижение стоимости нефти, то несомненно, это отразится и на розничной торговле. 


Для fashion-ритейла начало года было тяжелым, но благодаря оптимизации и некоторому оживлению покупательского спроса развитие сектора все-таки идет.


Также хочется отметить, что одежные ритейлеры рассматривают возможность уменьшения валютных рисков за счет размещения производства одежды в России и странах СНГ. Некоторые компании уже сейчас часть коллекции получают от европейского поставщика, а другую часть - на законных основаниях и по договоренности с брендом - изготавливают в России. Сейчас это не является массовым трендом, но в дальнейшем вполне может стать таковыми, что, несомненно, снизит риски от резкого колебания валюты.

Какие перспективы ждут ритейл в будущем? Можете выделить основные тенденции развития?

По всей видимости, ритейл продолжит активное развитие в регионах, т.к. в некоторых городах и областях появляется большой приток средств, что способствует увеличению покупательской способности в них.

Очень ярким примером является город Казань, где за последнее время проводилось множество спортивных мероприятий высокого уровня, и по отзывам наших клиентов, Казань является лучшей по росту продаж.

Не исключаю, что мероприятия, связанные с организацией ЧМ 2018, окажут благоприятное влияние на регионы, которые участвуют в проведении события, поэтому, наверное, стоит обратить внимание и на эти города.


1_9_5_8_l.jpg
из портфолио Project line


По вашему ощущению, кризис закончился?

По нашему опыту острая фаза кризиса редко длится более полугода. Нынешний кризис более «затяжной», но, похоже, острая фаза все же миновала. Если не случится серьезных экономических и политических потрясений, то в наступающем новом году мы ожидаем восстановления, и превышения докризисного количества открытий магазинов.


Что вы хотели бы посоветовать или пожелать ритейлерам и предпринимателям?

Я, конечно же, хочу пожелать им, чтобы у них росли продажи, чтобы они открывали больше и больше магазинов, ведь от этого напрямую зависит и наш бизнес, как я говорил почти сто процентов заказчиков у нас - это ритейл. А если серьёзно, то конечно, в столь сложное время хочется пожелать стойкости в преодолении сложностей, чтобы кризис действительно стал для ритейлеров и предпринимателей временем возможностей, чтобы они смогли найти те подходы и решения, которые позволили бы им выйти на новый уровень.







Наш традиционный вопрос: ваш главный инсайт за последнее время?

Мы довольно много общаемся с международными брендами и, несмотря на все текущие проблемы, большинство из них по-прежнему позитивно оценивают перспективы развития своего бизнеса в России. Для многих ритейлеров международного масштаба Российский рынок является одним из главных в мире. И если уж наши зарубежные заказчики смотрят на рынок позитивно, то нам точно нужно смотреть на него без особого негатива. Пожалуй, это главный инсайт - неожиданный, но очень приятный.

Светлана Золотар

0
Реклама на New Retail. Медиакит