0/5

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми
время публикации: 10:00  06 декабря 2021 года
По данным ФНС, в России зарегистрировано уже более 3 млн самозанятых, а по прогнозам, в ближайшие годы планка должна достигнуть минимум 10 млн. В июле HeadHunter и YouDo запустили платформу для оптимизации работы бизнеса с самозанятыми — YouDo Бизнес. Новый сервис позволяет сократить операционные издержки на работу с такими исполнителями, оптимизировать расходы и увеличить прибыль.
Подробнее о запуске платформы YouDo Бизнес, о трендах в занятости, о барьерах, которые сдерживают компании в найме самозанятых – сооснователь онлайн-сервиса услуг YouDo Денис Кутергин.

* * *

Какие основные тренды в развитии занятости в ритейле?

– Торговля как во всем мире, так и в России до сих пор испытывает последствия коронакризиса. Игрокам сферы пришлось стремительно перестраиваться, чтобы, столкнувшись с неопределенностью, не только удержаться на плаву, но и извлечь выгоды в дальнейшем. Те, кто успел отреагировать на возросший спрос (например, кто запустил доставку в локдаун или придумал новые онлайн-решения), сильно выросли в моменте, поэтому сейчас им важно сохранить темп. С другой стороны, серьезные проблемы испытал ритейл, сфокусированный только на офлайн-продажах. 

Кризисная ситуация 2020-го года, безусловно, заставила многих переходить к цифровым решениям. В итоге онлайн-торговля получила импульс к развитию: увеличилась нагрузка, выросло и число сервисов доставки. Одна из основных проблем современного онлайн-рынка – дефицит кадров. Согласно данным исследования, в России прирост вакансий в III квартале 2021 года по сравнению с тем же периодом 2019 года в продажах составил 163%, ресторанах и кафе – 119%, в логистике, складах и закупках – 113%, в розничной торговле – 98%. В целом число вакансий на рынке труда в III квартале 2021 года по сравнению с прошлым годом выросло на 48%, а число резюме – всего на 3%. В то же время с середины 2020 года на 1,5 млн человек увеличилось количество безработных. Те, кто лишился постоянной работы, ушел во фриланс, начал искать временную подработку. В результате за неполный 2020-й год количество людей, которые имеют частичную занятость, выросло почти на 4 млн человек.

Картина получается следующая: в новых условиях формируются качественно новые потребности как для бизнеса, так и для соискателей. Компании заинтересованы в «быстром» получении специалистов и «легком» выводе их на задачи без дополнительных издержек вроде расходов на рабочее место и так далее. Соискатели, в свою очередь, рассчитывают на гарантию оплаты труда, быстрый заработок, гибкость в вопросе занятости.

Потребностям и тех, и других отвечает введенный в 2019 году налоговый режим для самозанятых граждан. За 10 месяцев 2021 года количество людей, которые официально работают на себя, выросло в 2,4 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, оборот платежей – в 3,9 раза, число оплаченных заказов – в 3,6. Сегодня в России, по подсчетам ФНС, зарегистрировано уже 3,3 млн самозанятых.

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми

Почему бизнес выбирает самозанятых?

– Бизнес сейчас заинтересован в быстроте, гибкости и четкости. Компании активно сотрудничают с самозанятыми, когда речь заходит о краткосрочных задачах или проектных работах. При этом не надо отчислять страховые взносы и взносы в ПФР, а налог на доход намного ниже — всего 6%. Следующий момент – быстрый наем, упрощенный документооборот, отсутствие административных барьеров. За счет этого скорость выхода самозанятого с момента найма уменьшается до нескольких часов. 

Самозанятые могут также быть крайне полезны крупным компаниям в регионах. У бизнеса часто возникают разовые задачи, которые надо решить, но на месте нет людей, обладающих достаточным уровнем компетенций. Самозанятые в данной ситуации – отличный выход. В целом ритейлу, промышленности, строительным и эксплуатирующим организациям сегодня приходится конкурировать за «синие воротнички». 

Многие граждане сейчас приходят в самозанятость по разным причинам, работая курьерами, грузчиками, промоутерами, мерчендайзерами. Работая сдельно, эти люди могут зарабатывать больше.

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми

Насколько активно компании привлекают к себе на работу самозанятых?

– По данным нашего с HeadHunter исследования (сентябрь 2021 года), треть опрошенных российских компаний уже сотрудничает с самозанятыми, а 43% — планируют начать в ближайшее время.

Но некоторые все еще не сотрудничают с ними? Почему?

– Режим НПД довольно молодой – ему три года. Часть компаний еще с опаской смотрит на сотрудничество с самозанятыми: новые правила, алгоритмы, люди боятся сложностей, проверок со стороны трудовых инспекций и налоговых органов. Однако налоговая вправе проводить их, в первую очередь проверяя, что за самозанятые, откуда они появились в компании, смотрят договора, которые заключаются с этими исполнителями. Еще не все компании до конца понимают нюансы сотрудничества с самозанятыми. Поэтому, и в том числе из-за незнания законодательства, могут возникнуть риски переквалификации: например, из-за неграмотно составленного договора или вывода персонала из ТК в самозанятость.

С какими еще проблемами сталкивается бизнес, который привлекает самозанятых?

– Повторюсь, здесь все зависит от того, сколько самозанятых вы привлекаете. Если их количество менее 20 человек, компания может работать с ними напрямую. Один бухгалтер сможет обслужить такое число: подготовить нужные документы, проверить статус самозанятого, сформировать платежное поручение, запросить чек и так далее. Реальные трудности возникают, когда у компании растут обороты и, соответственно, количество самозанятых исполнителей, с которыми она сотрудничает. 

Возрастает нагрузка на штатного бухгалтера: объемы влекут за собой сложности с оформлением, выплатами и постоянными ручными проверками. Увеличивается время на документооборот, следовательно, возникает риск ошибки в новых, не отточенных процессах. Представьте, если самозанятых не двадцать, а 100 или 500? Тем более в сфере ритейла, где массово требуются курьеры, грузчики, доставщики...

Плюс, остаются другие риски: если самозанятый не оплачивает налоги, ФНС может лишить его статуса, а заказчик об этом не узнает и произведет ему выплату, как физическому лицу. Если физлицо не является плательщиком НПД, то его налоговым агентом является юрлицо-заказчик. В этом случае заказчик должен заплатить соцвзносы и НДФЛ.

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми

Есть ли пути решения этих проблем? Или бизнесу придется разбираться с этим в одиночку?

– Есть несколько способов сотрудничества с самозанятыми. Один я упомянул – это прямое сотрудничество с ними. Второй способ – банки, которые имеют отдельные продукты для самозанятых. Здесь главное преимущество – низкая комиссия на выплату. Однако банки не занимаются документооборотом между заказчиком и исполнителем, у них нет собственной базы исполнителей, нет интеграции с внутренними системами заказчика и т.д. Кроме того, чаще всего самозанятый должен быть клиентом банка и выпустить его карту, а это условие значительно уменьшает конверсию в наем. 

Третий, самый рабочий вариант – маркетплейсы и платформы для самозанятых. В отличие от банков платформы находят самозанятых, обеспечивают с ними электронный документооборот, сами осуществляют выплаты, формируют чеки. Сравните: бухгалтеру компании нужно перевести оплату более 50 самозанятым. При работе напрямую или с помощью банка бухгалтеру нужно оформить с каждым договор, проверить статус, произвести оплату, запросить у каждого чек с нужными реквизитами и комментариями. 

Плюс, желательно проконтролировать самостоятельную оплату всеми самозанятыми налогов. При работе с платформами бухгалтер должен сформировать список исполнителей, указать сумму и назначение платежа. Все остальное, в том числе проверки и документы, в один клик осуществит платформа. Это значительно оптимизирует внутренние ресурсы заказчика-компании.

Как правило, такие сервисы помогают на каждом этапе работы заказчика-исполнителя. Сегодня на рынке существуют разные цифровые решения, но я остановлюсь на нашем совместном с HeadHunter продукте — YouDo Бизнес. Наш сервис полностью закрывает потребности бизнеса: берет на себя поиск самозанятых, проверку их статуса или постановку на учет, лимитов, автоматически формирует чеки и производит оплату налогов за него (что снимает значительное число юридических рисков). Но самое главное, что значительно сокращает нагрузку на штатную бухгалтерию — помогает проводить расчеты с самозанятыми и вести документооборот в электронном виде.




Читайте также:  Составлен рейтинг самых высокооплачиваемых услуг самозанятых




Что отличает YouDo Бизнес от конкурентов?

● имеем собственную базу исполнителей с отзывами и рейтингом, которая позволяет ускорить поиск необходимых исполнителей до нескольких часов.

● механика работы YouDo изначально заточена на подработку или выполнение разовых заказов, которые не являются трудовыми отношениями. Большинство таких признаков указано в памятке, которую мы разработали совместно с ФНС, Рострудом и ОНФ.

● осуществляем выплаты самозанятым по реквизитам счета или номерам карт любого банка 24/7.

имеем страховые продукты — медицинская страховка для самозанятых, а также страхование материальной ответственности. 

● консультируем клиентов по всем правовым и организационным вопросам, а исполнителей обеспечиваем поддержкой на всех этапах от получения статуса до уплаты налогов.

Мы также предоставляем услуги по HR-лидогенерации и подбору постоянного и временного персонала: у нас крупнейшая база исполнителей из 2,6 млн человек. Клиенту нужно лишь сформировать заявку на подбор определенного числа людей с описанием критериев. Остальное – размещение информации, сбор откликов, отбор нужных – мы возьмем на себя. 

Если заказчик и кандидат в итоге решают сотрудничать, YouDo поможет зарегистрировать исполнителя как самозанятого, передаст данные в ФНС, сформирует договоры, чеки, выплаты и так далее. Тем самым наше решение помогает не только оптимизировать операционные расходы компании, но и сэкономить порядка 30% затрат на работу с временным персоналом (при использовании выгодного режима НПД), снимая при этом все возможные юридические риски.

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми

Чего стоит ожидать в будущем? Какие прогнозы по рынку в целом?

– Несмотря на то, что всеобщий карантин только ускорил цифровизацию и рост онлайн-форматов, исследования Google показывают, что к 2024 году большинство покупок все еще будет проходить в режиме офлайн: 78% против 22% покупок в онлайне. В то же время важно понимать, по каким каналам потребители будут совершать покупки, каких продавцов они будут выбирать. У онлайн-ритейлеров будет больше продаж в течение следующих пяти лет, даже если их клиенты будут посещать магазины. Это говорит о важности интеграции офлайна с онлайном и общей уберизации внутренних процессов. 

На фоне роста популярности онлайн-формата бизнес будет остро нуждаться в «быстрых» кадрах, в «синих воротничках» для подработки на пиковые часы и т.д. По прогнозу Минтруда, число самозанятых в России к 2030 вырастет до 11 млн человек. Я думаю, что эту планку мы должны преодолеть уже через два года. Мир становится более гибким: исполнители теперь не привязаны к месту работы и одному работодателю, компании сконцентрированы на разовых, проектных задачах, в которых им помогут самозанятые. Этому способствуют как современные реалии, так и государство. 

Кроме того, сотрудничество с бизнес-заказчиками дает исполнителям новые возможности для увеличения доходов. Тем самым YouDo способствует не только решению задач по легализации экономики и увеличению налоговых отчислений в бюджет страны, но и решает важную социальную проблему безработицы в стране. У нас есть амбициозные цели — стать лидером рынка подработки. 

Поэтому мы в YouDo Бизнес делаем упор на развитии B2B-направления и готовы помогать самозанятым зарабатывать, получая больше заказов, а бизнесу — максимально быстро перестраиваться под новые условия, извлекая из этого выгоду: избавлять от рутины, снижать издержки и повышать эффективность.
 

Денис Кутергин, сооснователь YouDo: о важности платформ при сотрудничестве бизнеса с самозанятыми

 
0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности