0/5

Маркировка товаров: взгляд на вопрос управляющего партнера ZENDEN Group Александра Сарычева

Маркировка товаров: взгляд на вопрос управляющего партнера ZENDEN Group Александра Сарычева
время публикации: 10:00  15 августа 2018 года
Группа компаний ZENDEN является инициатором введения маркировки обуви. И, конечно, наш объемный разговор c крупнейшими игроками российского рынка о причинах, преимуществах и возможных рисках реализации проекта был бы неполным без мнения представителя компании, обладающей глубокой экспертизой в данном вопросе.
Правительством РФ уже утвержден список товаров, подлежащих обязательной маркировке с 2019 года, а эксперимент в сегменте торговли обувью стартовал 1 июня. Поэтому диалог с Александром Сарычевым, управляющим партнером ZENDEN Group, носил не только теоретический характер, но и содержал немало практических деталей того, что ожидает значительную часть российской торговли в ближайшем будущем. 

С чего в Вашей компании начался процесс по внедрению маркировки?

Наша компания является инициатором введения маркировки, вместе с другими лидерами обувного рынка мы уже несколько лет прорабатываем и формируем предложения в рабочей группе Национального обувного союза (НОБС) по маркировке. 

Процесс внедрения маркировки в нашем холдинге начался с изучения опыта компаний, у которых уже действует или запускается маркировка – шубы, лекарства, сигареты. В результате мы приняли оптимальную для нас методологию ведения попарного учёта. 

Важно ли и если да, то почему, участие компании в эксперименте по маркировке?

Мы как белая компания в первую очередь заинтересованы в максимально быстром, удобном и лояльном переходе на маркировку всеми участниками рынка. Для этого, помимо наших внутренних IT доработок, мы привлекли к работе компанию 1С и совместно работаем над тем, чтобы доработки по маркировке бесплатно появились в типовой общедоступной версии 1С. 

Одной из своих основных задач мы видим возможность влиять на то, как будет реализован процесс маркировки, учитывая особенности именно обувного рынка, тем более что за нами последует намного больший одёжный ритейл. 

Для нас важно прекращение контрафакта и серых схем, напрямую плодящих коррупцию и создающие неравные условия в бизнесе.

Маркировка товаров: взгляд на вопрос управляющего партнера ZENDEN Group Александра Сарычева
 
Выполняет ли маркировка какие-либо еще положительные функции, кроме борьбы с контрафактом?

Да, безусловно. Учет становится максимально точным и прозрачным. Появляется общее для всего рынка описание товаров. У потребителей появляется возможность получать полную и точную информацию о товарах. Маркировка обеспечивает на рынке единые правила, что дает единые конкурентные условия для всех участников рынка, от чего выигрывает и государство, и покупатели, и мы конечно.   

Из всего списка товаров, которые подлежат обязательной маркировке, маркировка лекарств, с точки зрения безопасности людей, кажется наиболее оправданной. Наносит ли контрафактная продукция обувного сектора вред потребителю?

В первую очередь контрафакт наносит вред стране, а значит и потребителям. 

Нельзя развиваться и вкладывать усилия в улучшение товара, услуг, если рядом сидит оптимизатор, продаёт обувь, неся при этом меньше расходов и сбивая цену. Получается, в массовом сегменте у предпринимателей пропадает стимул вкладываться в качество, остаётся лишь поиск схем оптимизаций для выживания. 

Помимо прочего серый продавец за счет экономии на налогах сбивает арендный рынок, поднимая ставки и для честного продавца, вынуждая предпринимателей, не желающих разориться, также нарушать закон: платить заработную плату в конвертах, не платить налоги и пенсионные отчисления. А потом потребителям повышают пенсионный возраст, повышают большинство цен через увеличение НДС. Наносит это вред потребителю? Однозначно.
Маркировка обеспечивает на рынке единые правила, что дает единые конкурентные условия для всех участников рынка, от чего выигрывает и государство, и покупатели, и мы конечно.
Ну и конечно, некачественный товар, из серии быстро купил-быстро продал, реально наносит прямой вред здоровью, оно медленно, но верно начинает страдать. Это и грибок, и потливость, и запах, и заболевания опорно-двигательного аппарата. 

Какие департаменты в Вашей компании сейчас максимально задействованы в процессе маркировки? Необходимо ли специальное обучение или отдельные кадры?

Практически все: Коммерческий, Логистика, Финансовый, Юридический, Розница, Производство, IT. Новый персонал не нужен, но изменение регламентов обязательно будет, потребуется обучение.

Маркировка товаров: взгляд на вопрос управляющего партнера ZENDEN Group Александра Сарычева
 
Несет ли маркировка обувного ассортимента риск удорожания обуви для конечного потребителя?

Нет, при правильном внедрении (см. следующий вопрос) риска удорожания нет. Для маркировки обуви не требуется специального оборудования. Штрих-код может быть напечатан любым бытовым принтером, а сам проект будет работать на базе самого массового российского ИТ продукта – системы 1С. Поэтому и покупки дорогостоящего программного обеспечения не потребуется. Таким образом, нагрузка на бизнес минимальна.

Маркировка товаров: взгляд на вопрос управляющего партнера ZENDEN Group Александра Сарычева
 
Необходимо ли дополнительное оборудование для маркировки обуви? Может ли возникнуть ситуация с его дефицитом по аналогии с online-кассами?

Тут сложный вопрос. За исключением сканера штрих-кода, необходимости в дополнительного оборудовании нет, но вопреки обещаниям осуществляются прямые действия по внедрению дорогого ненужного оборудования и платы за его использование. 

Например, код маркировки состоит из двух основных частей – кода GTIN, который выдает организация GS1, и уникального кода национальной инфосистемы Маркировки и Прослеживаемости (ИС МП). 

Код GS1 мы получаем обычной выгрузкой по почте. Код ИС МП зачем-то генерится специальным «регистратором эмиссии», который требуется установить для каждого юридического лица. На словах это пытаются объяснить защитой от подделки. Реальная же защита от подделки – это сама система прослеживаемости, которая ни на одном из этапов, просто не даст ввести в систему дубликаты уникальной маркировки, тем более от другого юридического лица! 








Поэтому эти уникальные коды по аналогии с кодами GS1 можно и нужно выдавать каждой зарегистрированной в системе компании по официальному запросу без специального оборудования.

Оператор маркировки сейчас обещает, что регистраторы эмиссии участники оборота производители и импортеры будет получать бесплатно, но это нигде не зафиксировано. 

Специфика же одёжного и обувного рынка принципиально отличается от Сигаретного и Аптечного бизнеса (где оборудование для маркировки сейчас кстати платное), на порядки большее количество производителей, мелких розничных предпринимателей с единственными магазинами. Потребитель имеет право вернуть товар – для его хранения или повторной продажи понадобится промаркировать его заново, получается такой «регистратор эмиссии» предлагается ставить в магазин каждому предпринимателю?!  Цену даже озвучивать не буду.

Пишем от рабочей группы, реакции пока нет. 

Что же касается сканеров штрих-кодов, то они нужны для сканирования индивидуальной маркировки при приёмке или продаже товара. Использование сканеров заметно облегчает работу, но будут требоваться сканеры, которые смогут распознавать двумерных штриховые коды Datamatrix. Если используемые сейчас на кассах сканеры не поддерживают ШК Datamatrix, то их нужно будет заменить. Это затраты, но разовые. Они не увеличат стоимости обуви.

Маркировка товаров: взгляд на вопрос управляющего партнера ZENDEN Group Александра Сарычева
 
Какие плюсы несет в себе маркировка обуви для сегмента в целом? Какие опасности, на Ваш профессиональный взгляд, не в достаточной степени учтены инициаторами введения маркировки?

Плюсы: Маркировка – это драйвер для выхода рынка обуви на цифровой уровень. Появление единых стандартов описания и штрихкодирования товаров. 

Государство получит детальную информацию по жизненному циклу каждой пары обуви, это позволит на уровне государства эффективно регулировать рынок в интересах общества. Также появятся информационные сервисы для участников рынка, помогающие в управлении компаниями.
 
Опасности: Появление фирм однодневок, которые будут получать коды маркировки для маркирования контрафактного товара. Производство обуви пока еще во всем мире большей части ручной процесс, в нем участвуют сравнительно небольшие фабрики, в нашей стране есть множество мелких розничных магазинов. 

Для тех и других внедрение сложных бизнес-процессов и дорогостоящего оборудования неприемлемо, пока понимание этой особенности есть не у всех участников процесса, очень надеемся и прикладываем силы, чтобы в процессе эксперимента большая часть вопросов будет урегулирована.

С мнением ведущих игроков рынка в отношении маркировки товаров, которая будет введена уже в 2019 году, знакомьтесь в Спецпроекте «Маркировка близко. Что думают ритейлеры?».

***

Напоминаем о том, что 21 августа 2018 года Национальная ассоциация участников сетевой торговли приглашает всех заинтересованных лиц на конференцию по вопросам введения маркировки товаров «Обязательная маркировка» для того, чтобы все участники рынка могли понять с чего начать работу с новыми правилами по маркировке, и получить ответы на многочисленные вопросы, возникающие по этой теме.  

В программе конференции будут выступать и отвечать на ваши вопросы:

  • Президент компании «Снежная Королева» Вугар Исаев, который поделится своим опытом по введению маркировки в его компании;

  • Руководитель Отдела взаимодействия с органами государственной власти в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Министерства промышленности и торговли РФ, Тухватуллин Олег Владиславович; 

  • Компания GS1, которая занимается предоставлением уникальных идентификаторов товаров, Кротков Алексей; 

  • Сергей Баженов «Клеверенс»,  партнер конференции, «Как маркировка убьет ваш бизнес»; 

  • Руководитель рабочей группы по маркировке и прослеживаемости АКОРТ, Анна Орлова, «Взаимодействие с некоммерческими организациями при введении маркировки товаров».

Регистрация на мероприятие и подробная программа на info@rusretailers.ru

По вопросам участия и регистрации ритейлеров обращаться:
Евгения Булавицкая, Исполнительный директор НАСТ +7 (965) 334-09-05
Анна Галуцких, помощник Исполнительного директора НАСТ +7 (985) 424-13-31

По вопросам коммерческого участия присылайте заявку по адресу adv@new-retail.ru 
или свяжитесь по телефону: +7 (903) 184-7006 с Андреем Филитовым.
0
Реклама на New Retail. Медиакит