Олег Иванов: «Деньги не копят, их зарабатывают»
время публикации: 10:00 28 мая 2015 года
Многие хотят заработать настоящие деньги, но лишь малая часть знает, как это сделать. И еще меньше людей осознают, что собственный бизнес можно построить и на чужих средствах. Главное – найти нужного инвестора. Успешный предприниматель и основатель проекта «Бизнес Лифт» Олег Иванов рассказал нам о специфике ведения собственного бизнеса, поделился философией инвестирования и предпринимательства, а также объяснил, почему важно найти собственную нишу, пока остальные копят деньги.
Как вы начинали свою профессиональную деятельность?
По образованию я переводчик с английского и испанского языков. А с 1998 года начал свою карьеру в консалтинговой отрасли. Первые шесть лет я работал за рубежом. За это время накопилось порядка 13 стран, включая «классические» США, Германию, Великобританию, Ирландию, и экзотические Саудовскую Аравию и острова Зеленого мыса. Работал в основном с такими профильными и топовыми компаниями, как Coca-Cola, PepsiCo, Heineken, Carlsberg, Unilever и т.д. Моя организация специализировалась на операционном маркетинге, включая системы продаж, доставки, мерчандайзинга, транспортно-складской логистики и т.д. Здесь я впервые начал разбираться в отрасли и в том, как всё работает, изнутри. С опытом пришло понимание специфики выстраивания бизнеса с самых низов, понимание того, на чем он держится.
Когда вы заработали свои первые серьезные деньги? И почему пришли к сфере инвестиций?
Не могу сказать, что я остановился только на инвестициях. Я до сих пор считаю себя предпринимателем и свое основное время трачу именно на предпринимательские проекты.
А если говорить о первых серьезных деньгах, то заработал я их в отрасли напитков. Они пришли с проектом «Торнадо», когда после завершения работы за рубежом я вернулся в Москву. Напиток появился в 2010 году, позднее мы вышли на пятую позицию по доли рынка в категории энергетиков, после Pepsi, Coca-Cola, Red Bull и «Балтики». Но позднее мои первые инвесторы сказали, что больше денег в проект привлечь не могут. Я поставил на карту всё – и репутационные, и денежные составляющие. На этом опыте я буквально заставил себя научиться тому, как правильно «упаковывать» проекты, привлекать инвесторов и выводить их на более устойчивую орбиту. На это ушло девять месяцев. В конечном итоге родился систематизированный алгоритм работы, который я стал применять на практике как в своих проектах, так и в чужих. Ко мне стали приходить за советом. Потом, как это часто бывает, я поспорил с друзьями, что создам онлайн-программу для предпринимателей, посвященную тому, как запускать свои проекты и привлекать деньги на их реализацию. И буквально через несколько недель основал проект «Бизнес Лифт». Вот он уже почти полтора года работает.
Как много времени вы уделяете проекту «Бизнес Лифт»?
В основном я занимаюсь своими собственными проектами. Например, компанией «Инновэйт», которая является основным эксклюзивным ботлером RC Cola – марки колы номер три, нишевой. Помимо этого, у нас есть свои собственные напитки, которые мы продвигаем в России. Есть IT-проекты, о которых я пока не хочу рассказывать.
«Бизнес Лифт» тоже занимает определенное время, но он больше мне приносит, скажем так, удовольствие. Есть у меня такая черта, которую я заметил еще со времен консалтинга, – я люблю систематизировать знания, которые в настоящий момент еще не существуют. Выдвигать свои модели и техники для того, чтобы другие могли их использовать. В свое время я даже книгу написал, которая вышла в Нью-Йорке в 2004 году и до сих пор продается. В начале 2000-го, когда стал популярным термин «торговый маркетинг», или «трейд-маркетинг», о нем не было написано ни одной книги. А сейчас я нахожу работы, в которых буквально слово в слово передается то, что я в свое время делал. С «Бизнес Лифтом» то же самое. Есть определенные территории предпринимательства, и о них, казалось бы, много всего написано, но вот системных знаний все еще нет. Бизнес-образование выращивает просто хороших управленцев, а как стать успешным бизнесменом и работать на себя, наращивать свою капитализацию и делать проект за проектом, не учит никто и нигде. Поэтому я этим и занимаюсь. Мне интересно.
Поможет ли «Бизнес Лифт» молодым предпринимателям, которые хотят заработать на своих идеях, но не знают, как это сделать?
Я бы сказал, и «да» и «нет». Не стоит ставить акцент на молодых предпринимателях, которые еще толком ничего и не сделали. В проекте исторически сложилось так, что две трети людей, которые приходят ко мне на курсы, – это люди, у которых уже есть свой бизнес, которые делают что-то не первый год и у них по каким-либо причинам возникли проблемы. Например, один хочет уже вообще все бросить, второй относительно недавно запустил новый проект, но тот неожиданно ушел в глубокий минус. Что с этим делать и куда деваться? Вообще, я думаю, это уже давно всем известный принцип – деньги не копят, их зарабатывают. А если хочется заработать, то единственная территория, где это можно сделать – предпринимательство. То есть даже инвестирование не дает такой динамики, как предпринимательство. Можно из ничего сделать правильную концепцию, набрать хорошую команду, найти инвесторов и просто в десятки раз вырасти за тот же промежуток времени, пока вы просто будете копить свой первый миллион рублей. Именно этому мы и обучаем.
Поэтому наша аудитория включает в себя три «типа». Первые – это те, у кого сейчас что-то есть и кому необходимо выйти на новый уровень. Вторые – это те, у кого возникли сложности, с которыми нужно срочно справиться. И третьи – те, кто хотят что-то сделать, но не знают, с чего начать.
Сколько потребуется времени на преодоление сложностей в бизнесе?
Тут, к сожалению, общие правила не действуют, всё индивидуально. Есть, конечно, определенные общие тренды, но основная логика в том, что человеку необходимо понять некоторые вещи о себе. Выбор проекта, например. Это целая история. Кто-то фонтанирует идеями и не может остановиться. Кто-то, наоборот, не знает, к чему приступиться. Как правило, большинство людей задают один и тот же глупый вопрос – «А что сейчас популярно?» Я принципиально на него не отвечаю. Самый важный момент, который необходимо понять предпринимателю – это «ничего личного, только бизнес». В предпринимательстве то, что ты строишь – это твое личное дело, это часть тебя, твой ребенок. Практически любой бизнес держится на энергии предпринимателя. Поэтому так важно найти свое дело, которым можно круглосуточно заниматься, забывая об обеде и сне. И у всех это «дело» есть, и его достаточно легко найти. У нас есть пара техник, которые помогают это понять.
Расскажите подробнее.
Например, все мы понимаем, что сейчас выгодно заниматься нефтью. Окей, делайте проект нефтянки. Но если это вам не подходит, не стоит тратить на это время. Отправная точка в рамках данного вопроса – это нахождение тех процессов, которыми ты действительно хочешь и можешь заниматься. Они формируются в сегменты и ниши, где зарабатываются деньги. Вот это первично. Первично «я», а не что «во вне».
Каким должен быть следующий шаг?
Когда ты начинаешь выбирать свою территорию, первое, что важно узнать, – а есть ли там деньги и стоит ли вообще туда лезть. В «Бизнес Лифте» у нас есть свой экспертный совет. Мы применяем определенную технику, благодаря которой человек буквально за 10-15 звонков набирает себе людей, о которых и мечтать не мог. Это те люди, которые на три-четыре головы выше него, уже давно работают в отрасли, в которую он сейчас пытается войти. Небольшая ремарка: в бизнесе практически всё уже изобретено, и для начинающего предпринимателя очень важно научиться копировать хороший опыт и делать на этом деньги. Это первая фаза. Учитесь это делать. Берите экспертов, обучайтесь. Наш экспертный совет дает подсказки, контакты и очень быстрые решения. Очень часто они и являются источником первых денег или правильного совета.
Не важно, с чем ты приходишь, в первую очередь надо поменять парадигму своего мышления и начать действовать по тем техникам, что мы даем. После выбора ниши и помощи экспертов необходимо выстроить финансовую модель, тренироваться разговаривать с инвесторами и партнерами. Уметь выбирать, кто подходит, а кто нет. Это тоже важная парадигма. На самом деле, денег в разы больше, чем проектов и команд, которые с этими деньгами что-то могут сделать. Людей с деньгами в тысячи раз больше, чем людей с хорошими проектами. И если ты понимаешь, что деньги тебе не дают, то эта проблема не инвестора, а твоя. Тебе надо прокачиваться и что-то делать со своими знаниями и навыками.
Чем интересен проект «Бизнес Лифт» для инвесторов?
Начну с начала. С инвестициями мне пришлось самому волей-неволей познакомиться. Когда проект «Торнадо» умер после того, как первые спонсоры сказали, что деньги закончились, мне пришлось научиться общаться и привлекать инвесторов. И я собрал довольно обширный пул людей различных категорий, которые также представлены в «Инвест-Базаре». Их в «Бизнес Лифте» более 2,5 тысяч. Потом пришло понимание того, что их нужно систематизировать. Мы увидели, что все существующие классификации для малого бизнеса не годятся, и стали думать над собственной. Мы разделили потенциальных инвесторов на два блока – профессиональные и непрофессиональные, – где каждый выстроился в определенной иерархии. Первые – это люди, у которых есть структурированные принципы, как и где искать проекты, как вводить деньги, как выходить из дела, есть конкретный регламент и т.д. А у вторых просто есть деньги и они задумываются, как можно увеличить их количество. Когда они осознают, что все деньги делаются в бизнесе, то начинают искать проект. И тут сталкиваются с проблемой. Как только они решаются заявить о себе, к примеру, публикуют свой e-mail или телефон, им сразу начинает сваливаться куча всяких проектов. А так как они не профессионалы, им сложно оценить, с какими из них стоит работать, а с какими – нет.
А выбрать стоящий проект в «Инвест-Базаре» довольно легко. Это выпускной элемент всего «Бизнес Лифта», оттуда он, собственно, и зарождался. По сути, окончание обучения – это презентация проекта перед инвесторами.
В «Инвест-Базаре» есть также своя система инвестпривлекательности. Любой проект можно зарегистрировать на investbazar.com, где ему после анализа заполненных данных автоматически присуждается рейтинг. Для непрофессиональных инвесторов это такой фильтр проектов, показатель, стоит ли на них тратить время.
Сколько участников «Бизнес Лифта» нашли своих инвесторов, и кто из них уже стал известным?
Если говорить про статистику, у нас за год с небольшим прошло порядка 250 учеников. С половиной не ясно, что происходит. Люди приходят, оплачивают курс, но я их не вижу. В самом начале я сильно переживал из-за этого, думал, стоит ли мне что-то делать с подачей. А потом просто стал замечать, что я сам поступаю таким же образом, когда покупаю онлайн-курсы. Это удобно – записал и посмотрел, когда есть время.
Оставшаяся половина разбивается примерно на две группы: 30% – это люди, которые присутствуют на занятиях и так или иначе свой вопрос решают. Оставшиеся 20% – это, как правило, те, которые доходят до «Инвест-Базара», и там одна часть получает инвестиции, другая – нет. Однако «Инвест-Базар» не единственный источник привлечения финансов. У нас есть экспертный совет, который помогает найти нужных людей. На занятиях мы пополняем списки контактов, даем нашу базу из 2,5 тысяч инвесторов. Многие предпочитают ходить в «Инвест-Базар», потому что мы записываем их выступления и потом выкладываем на сам портал. Те инвесторы, которые не смогли присутствовать физически или даже онлайн во время выступления докладчика, всегда могут посмотреть данный материал. Инвесторы смотрят на людей. В большинстве случаев они дают деньги не проектам, а лицам. Поэтому необходимо, чтобы сам человек был адекватным, опытным. В итоге 40% участников получают деньги или решают свой вопрос. При этом средние чеки по сделкам у нас идут от миллиона рублей и заканчиваются тремя миллионами долларов.
Наша территория – это малый бизнес. А в нем редко кто становится известным. Это люди, которые не собираются создавать огромные корпорации и увековечивать свое имя. Наша территория, если верить Росстату, это порядка 6 миллионов субъектов, зарегистрированных как малый бизнес, из которых, скорее всего, половина однодневок. И здесь речь не о славе, а о создании интересных проектов.
А вы сами вкладываете деньги в чужие проекты?
Я идентифицирую себя как предприниматель. Понимаю, что моя ценность не в деньгах, а в ресурсах. Поэтому если мне кто-то предлагает проекты, я достаточно ответственно к этому отношусь. У меня есть принцип – любое начинание надо заканчивать. Если я понимаю, что не смогу закончить, тогда не берусь за дело. Я быстрее привлеку деньги других, чем свои. В пару проектов я, правда, вошел, но пока подробности раскрывать не могу. Это для меня не профильная деятельность, я пока пробую, смотрю, как всё работает и во что выльется.
Какими навыками и качествами должен обладать предприниматель, чтобы стать успешным бизнесменом?
Я считаю, что предпринимательство, во-первых, – это очень просто. Во-вторых, бизнесмен есть в каждом из нас, и в-третьих, – это способ творчества, который быстрее всего оплачивается.
Если говорить об определенных навыках, то их «воспитанию» мы в «Бизнес-Лифте» и занимаемся. Мы «чистим голову». Есть принципиальная разница между тем, чему учат в бизнес-школах и чему действительно нужно и можно научиться. Я уже говорил, что в первом случае может получиться хороший управленец. Но это не о предпринимательстве. Предпринимательство – не управление бизнесом, а его строительство. Тут нужны три навыка: умение выбрать проект, привлечь деньги и найти команду. А если говорить о личных качествах, то я верю в два слова, на которых все и держится, – «вера» и «воля».
Какой совет вы бы дали начинающим предпринимателям?
Самый основной и важный совет – начинайте. Анализировать, читать и смаковать любые данные, конечно, можно, но теории только этим и хороши. У каждого есть своя история, и она начинается только тогда, когда человек делает первый шаг. Надо просто идти.
Какой ваш главный инсайт за последнее время?
Любая цель достижима, и она становится недостижимой только тогда, когда человек сам принимает для себя решение сдаться.
Беседу вела Изабелла Кодзокова
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах