0/5

Полина Добриян: «Рынок онлайн-платежей в России – инновационное и драйвовое направление»

Полина Добриян: «Рынок онлайн-платежей в России – инновационное и драйвовое направление»
время публикации: 15:00  25 июня 2015 года
Полина Добриян, занимавшая ранее должности коммерческого директора в RBK Money, руководителя направления «Маркетинг и развитие бизнеса» международной консалтинговой компании Coleman Services, а также имеющая достаточно большой опыт работы в США в таких компаниях, как Coca-Cola, BellSouth Corporation, Jersey County Business Association, 1 мая 2015 года вступила в должность генерального директора международного платежного интегратора PayU.
Мы поговорили с Полиной о российских и западных рынках, отличиях в поведении потребителей, росте электронных платежей в e-commerce, а также о планах по развитию компании PayU в ближайшие годы.


Вы пробовали себя во многих ипостасях, почему сейчас заинтересовались сферой онлайн-платежей?

Сравнивая продукты и сервисы b2b в разных вертикалях, мы видим, что они, безусловно, сильно отличаются от отрасли к отрасли. Но есть объединяющее свойство: b2b помогают бизнесу клиентов развиваться. Для меня этот фактор очень важен, поэтому я всегда работала в b2b-сегменте. Сфера онлайн-платежей в контексте динамики российского рынка e-commerce – это особенно интересно для меня, поскольку здесь все очень быстро развивается. Чтобы не сбавлять обороты, недостаточно бежать трусцой – нужно двигаться на сумасшедших скоростях. Посмотрите на статистику по интернет-торговле в России: несмотря на санкции и снижении покупательной способности потребителей по итогам 2014 года прирост составил 35%. Это действительно много, и в дальнейшем мы ожидаем увеличения темпов. Рынок онлайн-платежей – это мост между классическим банковским бизнесом и высокими технологиями, инновационное и драйвовое направление. Наверное, стандартным банкингом мне было бы заниматься скучно, но здесь я на своем месте.


Чем российский рынок электронной коммерции отличается от западного? Чему мы можем поучиться у зарубежных коллег?

Основное отличие – степень развитости. Российский рынок e-commerce – это developing market, он находится в стадии становления. Та же ситуация наблюдается и в других странах с развивающимися экономиками – Индии, Африке, Латинской Америке – в то время как на Западе потенциал ниши электронной коммерции практически себя исчерпал. Что сейчас делают наши конкуренты даже из числа крупнейших мировых игроков? Борются за сотые доли процентов маржинальности. В России же онлайн-платежи – один из самых перспективных и быстро развивающихся рынков. И, безусловно, мы импортируем у западных коллег лекала продуктовых решений, ноу-хау, но они не могут быть встроены в российские реалии в чистом виде и, конечно, требуют адаптации.
 

Есть ли стратегии и решение, которые неприменимы для российских реалий?

Повторюсь: ни одна стратегия и ни одно решение в оригинальном западном формате не имеют шансов прижиться у нас. Даже количество усиливающих отрицание частиц в этой фразе подтверждает данный тезис. Иностранцев, приехавших в Россию со своими заготовками и не потрудившихся учесть особенности национального рынка, почти уже не осталось: 80% таких предпринимателей пришлось вернуться домой во время кризиса 2008 года. И, думаю, их негативный опыт обязательно учтут другие западные коллеги.


Снимок экрана 2015-06-25 в 11.42.29.png

Чем на сегодняшний день российский потребитель отличается от западного?

Транслируя ваш вопрос на рынок e-commerce, я сразу хочу обратить ваше внимание на следующий момент: даже классическими банковскими картами западный потребитель расплачивается уже много десятилетий, в то время как у нас «пластик» пошел в массы в середине 2000-х. Так что в этом аспекте мы отличаемся степенью информированности о современных платежных технологиях: даже совсем молодые люди на Западе отлично знают, что представляет из себя рынок финансовых услуг, у нас же более-менее приемлемый уровень финансовой грамотности характерен лишь для крупнейших городов. На большей части территории России жители не всегда знают, как пользоваться банкоматом, не говоря уже об интернет-кошельках и мобильном банкинге. В целом же у российского потребителя все другое – начиная от логики мышления и покупательной способности и заканчивая эмоциональной составляющей. У нас задействованы совершенно другие центры мозговой деятельности, когда мы покупаем шоколадку, нежели у американцев или европейцев. 


Почему доля электронных платежей в России небольшая и рост пока идет достаточно медленно?

Не соглашусь с этим утверждением. Разве существует какой-то формальный средний показатель? Каким образом мы делаем бенчмаркинг? К примеру, сравнивать Россию с Европой, Штатами или даже Сингапуром не вполне корректно: система интернет-платежей там зародилась намного раньше, и на сегодняшний день на развитых рынках можно говорить скорее о стагнации, нежели о развитии. Да, у нас доля розничных онлайн-платежей в торговом обороте составляет около 20-25%, а в США – 80%. Но эта диспропорция говорит о различных этапах развития платежных рынков, а не о низких темпах роста e-commerce в России. В 2014 году оборот онлайн-торговли у нас вырос даже на фоне санкций и падения рубля, и в дальнейшем мы также ожидаем восходящей динамики.

Снимок экрана 2015-06-25 в 11.42.55.png


Какие первые шаги вы планируете на новой должности? Какие задачи перед собой ставите? Каким вы видите будущее компании PayU в России в ближайшее пару лет?

Моя задача – в кратчайшие сроки сделать PayU компанией номер один на российском рынке процессинга. У нас для этого есть все – бренд и экспертиза глобальной международной компании, стопроцентное физическое и юридическое присутствие в России, достаточно агрессивный бюджет, кадры, инновационные технологии, мощная система безопасности. За последние полгода оборот компании вырос в 2,5 раза, и я ожидаю увеличения темпов прироста уже до конца года. Речь идет не только о лидерстве как о доле рынка, выраженной в конкретной цифре. Для нас первостепенно оторваться от конкурентов в качестве предоставляемых сервисов, и у меня есть все основания полагать, что эти планы будут реализованы, возможно, раньше, чем через два года.


Ваш главный инсайт за последнее время?

Команда. Когда меня назначили генеральным директором, мне было важно, чтобы команда чувствовала себя комфортно, чтобы психологический климат оставался благоприятным. Если внутри семьи – а для нас работа является второй семьей – все хорошо, то можно реализовать самую амбициозную стратегию, можно горы свернуть. Сейчас я могу с уверенностью сказать, что каждый сотрудник PayU – это моя команда. Я всех знаю по именам, со всеми общаюсь – мы часто ходим вместе на обеды, едим пиццу, пьем вино или пиво. Это и есть, пожалуй, главный инсайт. 

Беседу вела Светлана Золотар
 
При содействии коммуникационного агентства А-ТАК
0
Реклама на New Retail. Медиакит