0/5

Ритейл и UPGRADE не остановить: о чем думает и говорит российский ритейл?

Ритейл и UPGRADE не остановить: о чем думает и говорит российский ритейл?
время публикации: 10:00  21 марта 2024 года
Совсем немного времени остается до конференции UPGRADE Retail Весна. Отраслевые мероприятия UPGRADE и New Retail Forum давно стали крупным отраслевым сообществом, объединившим более 40 000 профессионалов рынка офлайн и онлайн ритейла. Мы поговорили с Владом Широбоковым, основателем UPGRADE, о том, какие темы сейчас особенно волнуют рынок. На чем фокусирует свое внимание российский ритейл?
Конференции UPGRADE для ритейла проводятся с 2011 года, не буду спрашивать как изменился рынок за эти годы, но спрошу, что нового, о чем в первую очередь сейчас думают и говорят ритейлеры?

Ритейл и UPGRADE не остановить: о чем думает и говорит российский ритейл?Влад Широбоков: При подготовке конференций мы, в среднем, проводим 600-750 интервью с топ-менеджерами и владельцами самых разнообразных ритейл-бизнесов, и все они устали от общей неопределенности, необходимости менять планы каждые две недели. 
 
Если кратко, то по итогам первого полугодия 2024 г.  большинство наших спикеров ожидает рост продаж — как минимум на уровне покрытия инфляции, если говорить про офлайн-ритейл, успешные продавцы маркетплейсов ждут роста от 50 до 300%%. Все это на фоне реального роста доходов покупателей впервые за более чем 10 лет. Рассчитывает ли бизнес, что рост доходов будет продолжительным? Нет, все планы максимум на 3-6 месяцев.

О чем думают ритейлеры? Я не психолог. Но часто поднимается тема диверсификации рисков всеми возможными способами. В целом, вопросы, упоминаемые в интервью с ритейлерами, можно сгруппировать вокруг пяти вполне практичных тем:

#1 Нехватка сотрудников. Все ритейлеры говорят об острой нехватке любых специалистов: от курьеров и кассиров, до узко специализированных маркетологов, программистов и собственно руководителей. Так как есть четкое понимание что в долгосрочной перспективе нехватка кадров будет только нарастать, ритейлеры озаботились повышением производительности труда, образованием сотрудников, автоматизацией бизнес-процессов.

#2 Маркетплейсы.

Крупнейших игроков действительно стала волновать история с маркетплейсами, которые перестали быть забавой для сотен тысяч небольших селлеров. Последние два года все были заняты замещением в офлайне ушедших иностранных игроков и проспали тот факт, что именно маркетплейсы теперь находятся ближе всего к покупателю - не просто в мобильном приложении, но физически чуть ли не в каждом доме. 

Сети пунктов выдачи заказов Wb, Ozon, Яндекс.Маркета, Мегамаркета, Lamoda не только больше какой-либо офлайн-сети магазинов, но они еще и обеспечивают доступ потребителей к любому типу товаров. Крупнейшие ритейлеры ждут скорейших слияний и поглощений на рынке маркетплейсов, ибо не видят места для 3-4 одинаково больших игроков, вновь усиливают инфраструктуру и маркетинг собственных интернет-магазинов, запускают нишевые площадки.

Ритейл и UPGRADE не остановить: о чем думает и говорит российский ритейл?

#3 Копирование форматов и скупка всего, что плохо лежит за недорого.

Все хотят повторить успех лидеров: в косметике все хотят и даже готовы платить, чтобы было как у «Золотого Яблока» или «Магнита», в Fashion - как у LIME и Henderson, в гросери следуют за «ВкусВиллом» и «Чижиком», в товарах для дома – за ВсеИнструменты, в электронике – за DNS. 

Похоже, коллеги по рынку забывают, что формат, продукт, ценности для покупателей у каждой компании в среднем обновляются каждые 5-7 лет (все же это универсальный принцип рыночной экономики), и пытаются копировать ровно те же идеи и форматы, над которыми лидеры стали системно работать 5 лет назад. 

#4 Ритейл-медиа как основной тренд в маркетинге.  

Всех беспокоит рост расходов на рекламу, привлечение новых покупателей. Понимая, что теперь у Яндекса фактически нет конкурентов, компании развивают инструменты для работы с собственной аудиторией или идут за инвентарем к владельцам трафика - прежде всего к маркетплейсам, а далее к мобильным операторам и банкам. Те, кто сделал ставку на автоматизацию маркетинга и ритейл-медиа 2-3 года назад, сейчас получают покупателей по лучшим ценам.

#5 Рост издержек, инфляция. 

Нет ни одного ресурса, который бы не рос постоянно в цене или был бы в достаточном наличии. В 2024 г. спрос на склады превышает предложение, не хватает ресурсов для магистральной логистики, импортные и зарубежные платежи постоянно усложняются и становятся дороже, обновление инженерного оборудования и IT-инфраструктуры с каждым месяцем растет в цене. Импортозамещение программного обеспечения наконец стало актуальным (ранее предпочитали ничего не трогать). 

Здесь море возможностей для российских технологических компаний, рынок для них фактически удвоился. Вот только ритейлеры справедливо замечают, что за каждым вторым отечественным решением нет ничего, кроме презентации, и потому усиливают собственные команды там, где это оправдано.

Чего ждут ритейлеры от 2024 года?

– Повторюсь, в суперкраткосрочной перспективе ждут роста продаж, а дальше - рассчитывают на чудо и развитие форматов с приставкой ГИПЕР: гипер-эконом, гиперлокальный, гиперперсонализированный, гипер-эффективный. Омниканальность или E-Commercé все реже упоминаются, когда говорят о планах. 

Ритейлеры сфокусированы на связке традиционно значимых компонентов - продукт, цена, канал продаж, продвижение, персонал, - где в каждом случае важны дорогостоящие технологии и максимально быстрая отдача инвестиций. Поскольку мало кто может себе позволить долгосрочные планы и инвестиции, то велик риск оказаться на периферии инноваций, но с гордой приставкой «гипер» ко всему.




Читайте также: Ритейл тренды 2024, и что они означают для российского IT




Чего участники конференций ожидают от отраслевых мероприятий? Какие форматы ценятся особо?

– Есть две одинаково большие группы участников, мы это видим уже по популярности посещения разделов лендинга конференции UPGRADE и по вопросам в анкете регистрации. 

Первая группа приходит на конференции и ждет контента от авторитетных источников. Вторая группа приходит за ПРАЗДНИКОМ – это такой специфический российский инструмент для налаживания доверительных отношений. Совместная работа в небольших командах, вечеринки —  инструмент для знакомства с новыми контактами и быстрого перехода к общению без официоза. В профессиональных сообществах ценится возможность неформального общения, – доверяя друг другу мы попросту снижаем издержки на ведение бизнеса.

Напомни читателям еще раз, когда и где пройдет весенний UPGRADE?

– Уже очень скоро, ждем всех 23-24 апреля, на UPGRADE Retail Весна собираем 15 конференций, ожидаем более 3000 участников, присоединяйтесь. Конференция пройдет в локации отеля Radisson Славянская, на площади Европы. Программа уже готова, регистрируйтесь и до встречи!

Ритейл и UPGRADE не остановить: о чем думает и говорит российский ритейл?

Ритейл и UPGRADE не остановить: о чем думает и говорит российский ритейл?


Реклама Широбоков Владислав Владимирович, ИНН 773581008901

erid: 4CQwVszH9pWxHpi5tP2

0
Реклама на New Retail. Медиакит