0/5
Виктор Гридасов, корпорация «ГРИНН»: «Чтобы делать вложения в технологии, необходимо понимать – ради чего?»

Виктор Гридасов, корпорация «ГРИНН»: «Чтобы делать вложения в технологии, необходимо понимать – ради чего?»

Виктор Гридасов, корпорация «ГРИНН»: «Чтобы делать вложения в технологии, необходимо понимать – ради чего?»
время публикации: 10:00  01 февраля 2021 года
Корпорация «ГРИНН» является одним из крупнейших девелоперов на рынке России. Компания, чья штаб квартира находится в Курске, управляет сетью гипермаркетов «Линия», торговым центром «Мега ГРИНН», а также целым множеством объектов, параллельно успешно развивая и другие направления бизнеса. Виктор Гридасов, руководитель службы ИТ АО «Корпорация «ГРИНН» рассказал о внедрении технологий в процессы компаний, а также высказал свою оценку зрелости решений, предлагаемых на рынке.

* * *

Как изменились процессы в компании в связи с введенными из-за пандемии противоэпидемиологическими распоряжениями и как эти распоряжения повлияли на работу в целом? Возможно, бизнес-процессы поменялись, как подстроились?
Виктор Гридасов, корпорация «ГРИНН»: «Чтобы делать вложения в технологии, необходимо понимать – ради чего?»
– Не могу сказать, что у нас в целом что-то кардинально поменялось. Повысились требования к пропускной способности, отказоустойчивости каналов связи. С точки зрения IT мы добавили возможность дистанционного подключения к внутренним сервисам компании для определенных групп сотрудников. В плане работы самой розницы кроме стандартных средств мер безопасности, таких как маски, перчатки и  санитайзеры, особых влияний не увидел.

Проявились изменения в обслуживании клиентов на кассах – посетители без масок не обслуживаются.

Как вы относитесь к тому, что сейчас существует большое количество различных технологий для предотвращения распространения вируса? Есть ли в них смысл? Каковы плюсы и минусы их внедрения, с вашей точки зрения? 

– Я всегда положительно отношусь к различным технологиям, но считаю, что в условиях такого резкого изменения условий, когда понадобилось очень быстро реагировать на законодательные акты или требования местных властей, у большинства предпринимателей просто не было шансов оперативно внедрить   эти технологии. В первую очередь, принимались меры достаточные для того, чтобы избежать штрафных санкций от проверяющих органов. Эти меры были простые, понятные, доступные и достаточно быстрые для реализации. 

Условно говоря, это  маски и перчатки для кассиров, тепловизоры для входного контроля сотрудников, или, например, разметка на полу. Все это используется только для сотрудников, потому что для посетителей это нереально применить.

Как вы относитесь к применению систем видеоаналитики для решения подобных задач?

– Что касается систем видеоаналитики, конечно, я смотрел обзор по имеющимся решениям. На мой взгляд, их внедрение было бы слишком затратным и длительным по времени.  На момент, когда началась вся эта история, никто не рассчитывал, что эта ситуацию затянется так надолго. И делать какие-то серьёзные вложения в IT-решения или системы безопасности в условиях падающей прибыли от продаж никто не собирался. 

Ведь когда отменят принятые меры, все это будет никому не нужно. И как показала жизнь, так оно и вышло.  Потому что где-то требования недолго были жесткими и контроль был ослаблен.  А вложения в IT-инфраструктуру в таком случае были бы достаточно серьёзные. Это раз.

Второе. Сами технологии видеоаналитики до сих пор немного сыроваты. Несмотря на то, что на презентациях все здорово. Дело в том, что они, на мой взгляд, очень сильно зависят от оборудования, которое используется. 

В условиях стандартного условно большого магазина, который находится где-нибудь в филиале, удаленном от областного центра, и который был построен давно, это не актуально. Там, скорее всего, еще стоят аналоговые камеры, или камеры с низким разрешением. И в таком случае эффективность этих технологий находится  под большим вопросом. Это только если говорить про сами камеры, про само оборудование. 

Если говорить про какие-то вещи еще более приземленные, то все сложнее. Я имею в виду расположение камер. Если камера расположена ближе к потолку, под определенным углом, наличие маски или что-нибудь еще, распознать сложно. Скопления народа, да, возможно, но опять же, все зависит от расположения камер. Люди друг друга перекрывают под определенным углом, значит, нужно размещать камеры сверху. Одним словом, много вопросов к системам такого рода и много проблем.

Виктор Гридасов, корпорация «ГРИНН»: «Чтобы делать вложения в технологии, необходимо понимать – ради чего?»
 
Как вы считаете, ритейлеру возможно решить их самостоятельно?

– Они все решаются, конечно.  Но решаются таким образом, что необходимо ставить конкретно эту задачу - а именно грамотно выстраивать расположение камер. Магазины строились, когда камеры в большинстве случаев располагались совсем для других целей. 

Например, для того чтобы разбирать случаи воровства с полок или наличия очередей на кассах. Под это дело требовались большие переделки, и сейчас требуются, соответственно большие финансовые затраты. А в условиях схлопывания рынка эти затраты могут быть неоправданными.

А как обстоит дело с окупаемостью?

– Об окупаемости тут и речи не идет. Для бизнеса, я думаю, это неинтересно. 

В этом случае надо поменять все используемое оборудование. Сделать его однотипным. Требуется вложиться. А это означает, что нужно и купить оборудование, которое, как правило, импортное, и для больших партий требует поставок из-за границы. А границы были на таможне перекрыты, не полностью, но на поставках это сказывалось.

И ждать два месяца, пока из Китая дойдет нужная партия камер. А потом еще месяц, условно говоря, потратить на их монтаж. На настройку той же аналитики. И на выходе получить просто дополнительную защиту от нарушения правил. 

Такую защиту можно осуществить своими силами – выдали маски, наклеили ленты – и все. Я на первом этапе видел, что особой перспективы нет. С точки зрения технологий – да, мне интересно, как айтишнику, а с точки зрения бизнесмена – отношусь с большим скепсисом.




Читайте также: Технологии для повышения безопасности – нужны или нет? Вячеслав Финаков, ВсеИнструменты.ру




По вашему мнению, какие решения, на ваш взгляд, нужны сейчас рынку? И если бы вы обладали всеми ресурсами, какие бы решения выпустили на рынок? Чего не хватает?

– Я думаю, сейчас решения по аналитике нужны в виде сервисов с возможностью получения по запросу готовых понятных отчетов – по количеству посетителей, по их плотности на определенных участках; получения тепловой карты на выгруженном заранее плане помещения и т.д.. Вот это, может быть, сработало бы. При условии, что это стоило бы каких-то вменяемых денег. Монтировать системы ради получения через несколько месяцев какой-то неопределенной аналитики  – весьма рискованные инвестиции.

Интереснее было бы выгружать картинку, точнее видеоархив с разных камер и уже анализировать готовое видео, и использовать при необходимости облачные решения, чтобы не тратиться на регистраторы, устанавливаемые в магазинах.

Чтобы делать какие-то вложения, необходимо понимать – ради чего? А если для бизнеса это непонятно, то естественно, такие вещи никто не будет делать.

Заказчик сам должен быть достаточно продвинутым и понимать возможности технологии.


В первую очередь, коммерческий отдел влияет на выделение финансирования. И для него важны повышение проходимости (это влияет на выручку), либо снижение потерь - например, из-за того, что где-то товар неудачно расположен. Это, опять же, не сама аналитическая система решает,  этим должны заниматься мерчендайзеры, аналитики, другие профильные специалисты.

Если таких людей нет, то никакая система не поможет. И я думаю, что это основная сейчас причина того, что хотя решений сейчас достаточно на рынке, а покупать их никто не спешит. 

Ну, допустим, пробьется активный маркетолог компании-интегратора куда-нибудь к руководству сети магазинов, и сможет рассказать, как «космические корабли бороздят просторы Большого театра». Руководство может даже, сгоряча, и профинансировать проект – давайте запустим. Ну, внедрят.  Аналитик подрядчика, может быть, на этапе демо-режима или пилотного проекта сам сможет что-то сделать, показать. 

А дальше кто с этим будет работать? Заказчик сам должен быть достаточно продвинутым и понимать возможности технологии.

Виктор Гридасов, корпорация «ГРИНН»: «Чтобы делать вложения в технологии, необходимо понимать – ради чего?»
 
А как с этим обстоят дела в вашей компании? Есть ли у вас такой процесс или надо это дорабатывать?

– Нет, если говорить про технологии видеоаналитики, их еще надо дорабатывать. У нас, видео тоже анализируются, конечно, но пока традиционными способами, как у большинства.

Резюмируя, думаю, пока это рискованные вложения, требующие предварительной подготовки собственных профильных аналитиков. Иначе на пилотных проектах, возможно, это и будет работать. Потому что консультанты придут вместе с интеграторами, покажут, что и как. Продемонстрируют, какие показатели у них выросли, и за счет чего. 

Но в общем случае, следует задаться вопросом – что будет после того, как они уйдут? Будет ли это и дальше так же эффективно работать или нет? Сможет ли кто-то анализировать полученные данные? Если никто не сможет это делать самостоятельно внутри компании, то деньги будут, мягко говоря, выброшены на ветер.

* * *

Интервью с Виктором Гридасовым, руководителем службы ИТ АО «Корпорация «ГРИНН» организовано компанией DSSL. 

Беседу вёл Михаил Шарубин

Для New Retail



0

 
Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит