0/5
Владимир Орлов, Obed.ru: «Еду на доставку у нас стали заказывать чаще»

Владимир Орлов, Obed.ru: «Еду на доставку у нас стали заказывать чаще»

Владимир Орлов, Obed.ru: «Еду на доставку у нас стали заказывать чаще»
Владимир Орлов, CEO Obed.ru

Рынок доставки готовой еды - один из самых быстрорастущих в российском ритейле. По данным INFOLine, к концу 2019 года объем рынка может превысить 170 млрд рублей и занять почти 9% в обороте общественного питания страны. Согласно данным Dsight, инвестиции в FoodTech компании в 2019 году в России составили $57,54 млн.
Мы побеседовали об истории и тенденциях развития рынка, самых перспективных на сегодня бизнес-моделях и технологиях доставки еды, а также о личном опыте – с Владимиром Орловым, основателем и СЕО Obed.ru, сервиса, который уже более 10 лет успешно развивает IT платформу по доставке готовых обедов.

* * *

Насколько зрелым, по Вашему мнению, сейчас является рынок доставки еды?

Если говорить о рынке доставки еды с точки зрения пользователя, то он далек от своего насыщения. По данным совместного исследования Obed.ru и портала Superjob, 38% работающих москвичей продолжают брать на работу еду из дома. В то же время наблюдается уверенный рост количества тех, кто доставкой пользуется регулярно.

С позиции игроков рынок близок к консолидации, и наличие таких сервисов как Delivery Club, Яндекc.Еда в B2C, или Obed.ru в B2B, затрудняют выход новых проектов. Хотя появление Яндекс.Лавки свидетельствует об экспериментах даже внутри этих компаний.

На сессии FoodTech в рамках деловой программы «Продэкспо» 12 февраля Вы будете рассказывать об эволюции бизнес-моделей и IT инфраструктуры на рынке. Какие бизнес-модели по доставке готовой еды и продуктов питания сейчас, с Вашей точки зрения, растут и будут развиваться?

Растут все модели, которые удовлетворяют потребностям клиента: сэкономить время и деньги, а также сделать покупку максимально комфортной. Хорошо растет автоматизированная торговля (вендинг). Проекты по доставке продуктов и других бытовых товаров будут, на мой взгляд, самыми динамичными в развитии в ближайшем будущем.

Какие IT решения сейчас востребованы игроками на рынке доставки еды и продуктов питания?

Из IT решений востребованы CRM системы, интеграционные модули и все, что позволяет владельцу товара таргетировать информацию о нем конечному пользователю. В B2C очень интересны решения в области ИИ, напрямую влияющие на частоту покупок.

Какие форматы и проекты Вы считаете самыми интересными в России, в мире? 

По наличию бизнес моделей Россия мало чем отличается от глобального рынка. У нас есть и «темные кухни», и продуктовые наборы по подписке, и вертикальные фермы, и другие форматы. Разница в количестве этих проектов и их масштабах. Сложно выделить что-то самое интересное. Мне лично больше всего нравится тема «неплатежных» карт питания, которые мы делаем в Obed.ru. Количество компаний, заинтересованных в развитии своего HR бренда. Поэтому и направление растет в 3 раза ежегодно.

«Темные кухни» при определенных условиях могут стать большой темой, хотя направлению уже не один десяток лет, и пока никто не смог сделать из него большой бизнес.

В январе ряд проектов заявил о закрытии (например, Golama). Как Вы думаете, почему они не смогли найти новый раунд инвестиций? 

Проекты рождаются, закрываются – это нормально. Поиски инвестиции – очень сложное занятие. Трудно сказать, что здесь важнее – харизма основателя, юнит-экономика проекта, динамика роста, размер рынка или конкуренция. Могу предположить, что с учетом узкого венчурного рынка и наличия большого количества игроков в данном секторе, просто никто не захотел рисковать.




Читайте также: Рынок доставки еды в России: что заказывают, как часто и кто – лидер сегмента




А чего хотят покупатели – те самые люди, которые заказывают еду на доставку?

Покупатели всегда хотят одного и того же: дешево, вкусно и быстро. Если говорить об основной проблеме, которая у нас возникает – то это так называемый «последний метр». К большому сожалению, пока даже при наличии собственных курьеров, довести качество доставки до уровня «хорошая» не получается.

Обед ру.png


Как за последние 10 лет поменялся рынок? С каких форматов и бизнес-моделей все начиналось, и к чему пришел рынок сейчас? Какова роль ресторанных сетей?

Последние 10 лет рынок доставки еды развивался очень динамично. Ушли проекты «Голод», «Из ресторана» и другие. «Обед-Буфет» успел открыть и закрыть свои «dark kitchens». Много интересного появилось: еда «на доверии», например. Самое яркое, пожалуй, это усиление роли агрегаторов и их отношения с крупными сетями. В этом вопросе мы сильно отличаемся от других стран и «вес» сетей в России выше. Будет интересно следить за развитием партнерства.
 
Ваша точка зрения на то, какие преобладающие бизнес-модели получили подтверждение на рынке, растут сейчас и наиболее интересны?

Агрегация служб доставок, вендинг и предварительный заказ продуктов – самые устойчивые бизнес-модели последних лет.

Есть ли существенная разница между рынком доставки еды в Москва и в регионах?

Москва, очевидно, с большим отрывом впереди по объему рынка и количеству новых проектов. Правда, есть примеры, когда люди едут в другие города, чтобы там в отсутствии конкуренции запустить новый проект. Но это, скорее, исключение. Знаю, что крупные игроки испытывают большие сложности при выходе в регионы.

Obed.ru – это все же какой формат? Как вы себя позиционируете?

Сервису Obed.ru более 10 лет. Мы работаем в 110 городах, принимаем и отдаем в рестораны более 350 000 заказов еды ежемесячно. В бизнес-модели Obed.ru три услуги: доставка готовой еды, неплатежные карты питания и вендинг («еда на доверии»). Основное наше направление – B2B. Среди более чем тысячи наших клиентов такие компании как ИКЕА, DHL, Superjob, Gett и другие.

Мы классическая IT компания в Foodtech сегменте. У нас нет ни собственного производства, ни курьеров. Только технологии. Много работаем с данными, что позволяет держать retention на уровне 170-180 заказов на пользователя в год. Obed.ru, пожалуй, одна из немногих компаний Foodtech-а, которая при ежегодном 50% росте сохраняет положительный показатель EBITDA.

***

Сессии Е-Grocery и FoodTech пройдут 12 февраля в Экспоцентре в Москве. Подробности здесь.

Владимир Орлов, Obed.ru: «Еду на доставку у нас стали заказывать чаще»

время публикации: 10:00  07 февраля 2020 года
0
Теги: доставка еды


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности