0/5

Владимир Слинько, Intel: о «цифровом магазине», о технологиях и о любопытстве, которое ускоряет их внедрение

Владимир Слинько, Intel: о «цифровом магазине», о технологиях и о любопытстве, которое ускоряет их внедрение
время публикации: 10:00  14 октября 2021 года
Компания Intel активно присутствует на российском рынке 30 лет. Владимир Слинько, директор по развитию проектов в сфере Интернета вещей Intel в России рассказал о том, как изменились задачи компании, что такое «цифровой магазин», что (или кто) является главным двигателем цифровизации рынка. И, конечно, мы попросили Владимира представить свой прогноз в отношении ритейла ближайшего будущего.

* * *

Владимир, Intel принимает активное участие в сессионной программе New Retail Forum. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями о мероприятии. 

– Впечатления только положительные. Выступления докладчиков еще раз продемонстрировали, что цифровые технологии помогают ритейлу развиваться – осваивать новые рынки, предлагать клиентам ранее не представленные услуги, персонализировать их. 

И речь идет не только про «цифровой» магазин, то есть про применение таких технологий непосредственно, например, на витринах, доступных нашему взгляду. В сфере ритейла есть много скрытых процессов, которые также модернизируются. Так, сегодня в этой области применяется технология конфиденциальных вычислений, благодаря которой можно изолировать информацию и защищать ее от доступа других приложений. 

Например, технология Intel SGX помогает ритейлерам защищать пользовательские данные во время обработки, время отклика или общая производительность системы при этом не снижаются.

Прежде чем начать разговор непосредственно про цифровизацию ритейла я хотела бы напомнить о том, что корпорация Intel присутствует в России с 1991 года. Расскажите, пожалуйста, об эволюции работы компании на отечественном рынке. Какие задачи были у Intel тогда, и какие задачи вы решаете сейчас? 

– Мне кажется важным отметить, что за 30 лет, которые компания функционирует в России, команда из двух десятков человек выросла до более чем тысячи человек. В 2000 году в Нижнем Новгороде был открыт центр исследований и разработок Intel, являющийся сегодня одним из крупнейших R&D подразделений компании в Европе. Сотрудники центра занимаются проектами в области искусственного интеллекта, машинного зрения, Интернета вещей, 5G и т.д. Конечно, ранее работа по таким направлениям казалась невозможной в России. 



Давайте переместимся из 90-x годов прошлого века в 20-е текущего. Какой он – ритейл XXI века? 

– Ритейл XXI века очень динамичный. Конечно, другие отрасли также меняются, но в ритейле мы отчетливее это видим: тех, кто не экспериментирует, застыл и стоит на месте, быстро обгоняют новые игроки – ритейлеры, которые меняют бизнес-процессы, внедряя цифровые инструменты. Эта тенденция заметна не только в России, но и во всём мире. 

Расскажите, пожалуйста, про ваше основное направление деятельности – технологии Интернета вещей. Как они применяется в ритейле? Какие интересные кейсы есть у Intel в этом направлении?

– Кейсов немало. Один из них – оцифрованный процесс покупки фруктов, овощей или кондитерских изделий. Мы привыкли к тому, что, приобретая, например, яблоки, нам необходимо взять их, положить на весы и ввести цифровой код. Такую процедуру нужно проделать с каждым товаром. Однако сегодня задачу можно оцифровать, используя «умные весы», которые при помощи камеры могут автоматически определить, какой сорт фруктов, овощей и кондитерских изделий представлен. 
Ритейл XXI века очень динамичный. Конечно, другие отрасли также меняются, но в ритейле мы отчетливее это видим: тех, кто не экспериментирует, застыл и стоит на месте, быстро обгоняют новые игроки – ритейлеры, которые меняют бизнес-процессы, внедряя цифровые инструменты.

Покупателю или кассиру остается только подтвердить, что речь идет о продукте именно предложенной категории. Таким образом, весь процесс упрощается: больше не нужно запоминать все коды, а время обслуживания сокращается.

Незаметный Интернет вещей…

– Да, процесс покупки незаметно оцифровывается. Ранее людям приходилось вводить все данные вручную, сейчас все изменилось – необходимо просто положить товар на весы и взять наклейку. Дополнительные шаги сделает компьютер. Умные весы, которые мы продемонстрировали на форуме, уже применяются в ритейле и показывают результат. 

Например, X5 Group внедрили решение в магазинах сети «Пятерочка». Это помогает ритейлерам ускорять время проведения операций на кассе, а также делает процесс покупок еще более безопасным и удобным для клиентов.

Владимир Слинько, Intel: о «цифровом магазине», о технологиях и о любопытстве, которое ускоряет их внедрение
 
Насколько такие решения доступны небольшим региональным сетям? Ведь речь идет о серьезных инвестициях. 

– На мой взгляд, более крупные сети лучше понимают неизбежность внедрения цифровых решений. В таких компаниях процесс освоения технологий четко налажен. 

Средний и малый ритейл также внедряют инновационные решения, но делают это обычно после крупного бизнеса. Как только крупный ритейл что-то освоил, например, те же умные весы, среднему и малому бизнесу легче переносить эти технологии на свои бизнес-процессы. 

Кроме того, не все решения подходят небольшим ритейлерам. Один из примеров – использование детектора очередей. Он находится на каждой кассе и помогает сотрудникам отслеживать количество человек в очереди. Как только нагрузка на кассах распределяется неравномерно, включается звуковое сообщение, в котором посетителям предлагается пройти к более свободной кассе. 

Эта технология больше подходит все-таки крупным розничным сетям. Когда в магазине пять или более касс, такая автоматизация процессов помогает эффективнее планировать график кассиров, а покупателям экономить время. 

На New Retail Forum очень много говорят о пост-ковидной реальности, мы также не можем не затронуть этот вопрос. Какие решения Intel стали особо востребованы в период пандемии?

– Пандемия, безусловно, ускорила цифровизацию бизнес-процессов во многих сферах, ритейл не стал исключением. Один из ярких примеров – увеличение в магазинах касс самообслуживания. Например, такие кассы установила компания X5 Retail Group в сетях «Пятерочка» и «Перекресток». Это дало ритейлерам возможность разместить большее количество касс на прежних площадях, снизить расходы на персонал и повысить безопасность клиентов в условиях пандемии. 

Кроме того, в некоторых магазинах упомянутых сетей уже можно оплатить покупку взглядом. То есть процесс приобретения товара упростился еще больше. Все, что нужно сделать человеку в магазине – взять товар с полки, поднести его к экрану кассы самообслуживания, отсканировать штрих-код и оплатить покупку взглядом.

Но оплата взглядом доступна только после регистрации в специальном приложении, верно? 

– Да, если покупателю интересна такая форма оплаты, ему предварительно необходимо пройти регистрацию. Но пандемия уже заставила большинство из нас установить приложения тех магазинов, которые мы чаще всего посещаем, поэтому процедура регистрации упрощается. 

Чего ждать миру ритейла от тех, кто занимается разработкой и внедрением инновационных технологий? 

– Безусловно, внедрение новых технологий касается всех – и ритейлеров, и покупателей. Конечно, можно не обращать внимания на эти инновации. Например, некоторые люди по разным причинам не являются держателями банковских карт, а расплачиваются только наличными деньгами. Другие – не используют кассы самообслуживания. Но есть много примеров, которые показывают, что мир все равно неизбежно продолжает двигаться к «цифре», технологии вокруг нас и они помогают автоматизировать и упрощать рутинные процессы. 
Важны не столько цифровые компетенции новых сотрудников, сколько их готовность осваивать новое. Если у человека есть любопытство, он, вероятно, сможет овладеть всеми необходимыми «цифровыми» навыками.

Один из таких примеров – использование «умных» камер в магазинах, которые помогают сотрудникам следить за соблюдением порядка. Ранее операторам видеонаблюдения приходилось просматривать одновременно несколько экранов, разделенных на 20-30 изображений, что не всегда было удобно. Сейчас этот процесс можно автоматизировать, используя специальное оборудование, которое помогает оперативнее обрабатывать информацию и быстрее реагировать в случае возникновения необходимости. 

Другой пример – применение смартфонов. Лет 10 назад считалось, что они предназначены только для молодежи. Сейчас такие решения есть и у представителей старших поколений, поскольку они удобны и значительно упрощают процесс коммуникации. 

Владимир, всё, о чём мы говорим, кажется сложным. Внедрение инновационных технологий требует от специалистов компаний новых компетенций. Может быть, необходимым следствием из всего вышесказанного будет появление «цифровых» профессий. Какие компетенции сегодня востребованы? 

– На мой взгляд, важны не столько цифровые компетенции новых сотрудников, сколько их готовность осваивать новое. Если у человека есть любопытство, он, вероятно, сможет овладеть всеми необходимыми «цифровыми» навыками. 

Если я правильно поняла, вы говорите о том, что усовершенствование компетенций происходит эволюционным путем, само по себе?

– Этот процесс идет сам по себе, только если человек готов к изменениям. С каждым днем нововведений всё больше, мы их осваиваем и движемся вперед.

Владимир Слинько, Intel: о «цифровом магазине», о технологиях и о любопытстве, которое ускоряет их внедрение
 
Как вы можете оценить готовность российских специалистов к внедрению новых технологий в бизнес-процессы? Насколько смело они это делают? 

– Думаю, мне повезло – как правило, мои собеседники очень подвижные, они тянутся к новым технологиям. Мне видится даже некоторая неизбежность в этом: люди, которые не осваивают новое, теряют важные конкурентные преимущества. 

Иными словами, вы считаете, что любопытство является одним из основных драйверов развития?

– Да, точно. 

Какие основные барьеры для внедрения инновационных решений компаниями вы бы могли назвать?

– На мой взгляд, основной барьер – сдерживание внедрения технологий. Например, компания начала использовать какое-то инновационное решение и планирует применять его 10 лет. Но иногда те или иные решения устаревают, в такой ситуации необходимо быть гибкими и внедрять что-то новое и более эффективное. В современном динамичном мире смена технологий неизбежна. 

Я думаю, что в таком случае можно сначала приобретать решения в аренду, например, а затем уже вводить в эксплуатацию всю систему на постоянной основе.

Также я хотел бы отметить, что важно на простых примерах показывать руководству эффективность внедрения того или иного решения, приводить какие-то конкретные цифры, связанные с окупаемостью, например. Это помогает людям понять, что им действительно нужно, а от чего можно отказаться. 

Насколько активную позицию занимает Intel по данному вопросу? Готовы ли вы помогать своим партнерам преодолевать барьеры на пути внедрения технологий? 

– Конечно, ведь это часть нашей работы. Когда-то Intel была компанией, занимавшейся только «железом». Но в последние годы корпорация расширила экосистему. Теперь мы предлагаем целый комплекс аппаратных и программных услуг. И, конечно, для нас очень важно, чтобы мы не просто продавали эти решения, но и помогали нашим покупателям применять их на практике в различных сферах бизнеса.




Читайте также:  Остаться в живых: как цифровые двойники помогают ритейлерам справляться с рисками сезонного ажиотажа




Давайте поговорим о другой технологии – цифровых двойниках. Насколько ее применение эффективно? 

– Мне кажется, это очень перспективная технология. Конечно, она используется не массово – например, в быту мы вряд ли встретим такие решения. Цифровые двойники чаще применяются для упрощения сложных производственных процессов в различных отраслях – например, в нефтехимии или энергетике. В таких сферах выполнение рутинных задач может быть не только очень сложным, но и опасным. Поэтому для упрощения процесса перед выполнением задания сотрудник может попробовать оборудование на цифровом двойнике. 

Хороший пример – использование очков виртуальной реальности, в которых человек мог бы «пройтись» вдоль этого оборудования, понять, как оно функционирует. 

Как вы думаете, что ждет ритейл в будущем? 

– Мы видим, что процесс работы продуктовых магазинов, например, очень изменился за последние годы. Еще даже 10 лет назад не было такого количества крупных сетей, повсюду были небольшие лавочки. Их продавцы знали покупателей в лицо, оказывали им персональное обслуживание. 

Но с ростом городов появляется все больше крупных магазинов, ассортимент которых огромен. Именно использование цифровых технологий помогает таким сетям оказывать более персонализированные услуги, сочетать массовое обслуживание с персональным предложением. Все упомянутые мной сегодня примеры как раз иллюстрируют этот тезис. 

Я думаю, что, как мы уже говорили ранее, в рознице все больше процессов и далее будут автоматизироваться полностью или частично, что поможет ритейлерам упрощать рутинные операции, а также оказывать клиентам более персонализированные услуги. 

Владимир Слинько, Intel: о «цифровом магазине», о технологиях и о любопытстве, которое ускоряет их внедрение
С Владимиром Слинько, директором по развитию проектов в сфере Интернета вещей Intel в России, общалась Ольга Жукова.  

0
Реклама на New Retail. Медиакит