Человеческий фактор в автоматизации: как подготовить сотрудников склада к новым технологиям
время публикации: 10:00 15 января 2025 года
@Freepic
Директор по развитию системного интегратора Garpix Кирилл Багыллы, рассказал готовы ли сотрудники к технологическому буму в складской логистике, и как минимизировать стресс от внедрения технологий.
Использование технологий — один из ключевых элементов построения умного склада. Тем не менее, если мы говорим про Россию, уровень автоматизации складской отрасли все еще низкий. Даже у крупных игроков отечественного рынка — Ozon, Wildberries и других популярных ритейлеров роботизация только начинается.
На западе цифровизация идет быстрее. Например, Amazon в лидерах по технологическому обеспечению автоматизации своих складских производств. Сегодня гигант рынка насчитывает более 200 000 мобильных роботов, работающих внутри своей складской сети наряду с сотнями тысяч людей. Такая автоматизация помогает компании выполнять свои постоянно растущие обещания по скорости доставки товаров клиентам.
Если говорить про частичную автоматизацию, здесь ситуация лучше. Все больше российских компаний начинают внедрять программные решения, которые структурируют и автоматизируют процессы работы склада. Другими словами, используют системы, которые становятся “мозгом” склада. Они оперируют задачами, наполняемостью склада, загрузками-отгрузками, планированием, сотрудниками.
Однако, когда мы говорим об автоматизации склада, часто забываем о самом главном активе — людях. Успех автоматизации складских процессов на 70% зависит не от программного обеспечения или роботов, а от готовности персонала принять и эффективно использовать новые инструменты. Технологии могут быть идеальными, но без правильного подхода к обучению и адаптации персонала проект обречен на провал.
В эпоху «доставки на следующий день», ожидания, возлагаемые на персонал склада, резко возросли. Спрос на быстрое выполнение заказов стал нормой. Это стремление к скорости коренным образом изменило ландшафт складских операций. Роль складских работников в повышении производительности, эффективности обработки и отправки заказов важна, как никогда.
Достичь необходимого темпа — значит не просто работать быстрее. Это комбо из эффективности, точности и постоянной адаптации к изменяющимся эксплуатационным требованиям.
С увеличением скорости доставки приходят гораздо более высокие ожидания от работников. При этом, многие сотрудники все еще допускают ошибки из-за усталости, непрофессионализма или попросту невнимательности.
Например, ранее для измерения каждой коробки требовалось взять рулетку и сделать замеры по всем трем сторонам, после чего зафиксировать данные, что далеко не всегда происходило эффективно. Цифры могли быть записаны на бумажке или занесены в компьютер, однако конечный результат зависел от внимательности работника.
Представим, что сотрудник склада записал размеры 200*350*265, но пропустил ноль. Это запустит целый механизм неправильных действий: от перегрузки или недогрузки транспорта до финансовых потерь. Такие ошибки увеличивают операционные затраты и в целом снижают качество клиентского сервиса.
Это на самом деле частая проблема в складской логистике: в процессе ручной сборки грузов человек допускает 40-60% всех ошибок. Работа на складе — зачастую рутинное выполнение одних и тех же действий. Поэтому уже через час такой деятельности концентрация снижается, что приводит к увеличению числа ошибок.
Вы возможно сталкивались с ситуацией, когда чужой товар из маркетплейса доставили вам. В масштабах страны — это тысячи случаев ежедневно. Если перевести в денежный эквивалент, потери от них составляют миллиарды рублей. Однако риск не ограничивается лишь ошибками в доставке.
Возьмем корректный подбор транспорта и сборку паллет в ритейле. Автоматизированные системы могут значительно улучшить устойчивость паллет при их наполнении заказами. Например, такие системы способны анализировать, какие товары должны находиться в заказе и как их правильно расположить на поддоне. Минимизируя повреждения товаров из-за неправильного размещения на паллетах или завалов при транспортировке. Это позволяет более эффективно использовать пространство и укладывать больше товаров на паллете, по сравнению с тем, как это делает человек.
Именно поэтому автоматизация становится необходимым союзником работников склада. Она может значительно расширить возможности человека и таким образом улучшить бизнес-показатели.
Читайте также: Как в логистике избежать непредвиденных затрат с помощью сервисов транспортного электронного документооборота (кейсы)
Страх перед новым — естественная реакция человека. Складские работники часто опасаются, что автоматизация приведет к сокращениям или сделает их навыки неактуальными. Исследования показывают, что 37% сотрудников испытывают тревогу при внедрении новых технологий.
Сопротивление может возникать не только со стороны рядовых работников, но и от управленцев, которым придется адаптироваться к изменениям в своих рабочих процессах. Поэтому необходимо подходить к трансформации постепенно. Стоит начать с выбора пилотного проекта, где пройдет тестирование новых решений.
Не стоит сразу же автоматизировать весь бизнес. Необходимо сначала подготовить и обучить сотрудников.
Лучше всего взять несколько инициативных работников и предложить им быть первыми в тестировании новой технологии. Например, выявить среди грузчиков тех, кто открыт для развития и хочет карьерного роста, и сделать их тестировщиками новой системы.
Следующий шаг — выяснить, как они относятся к внедрению новых технологий. Важно выстроить систему постоянной поддержки и обратной связи. Регулярные опросы, анализ эффективности работы и своевременная корректировка процессов помогают поддерживать высокий уровень вовлеченности персонала. Затем — увеличить количество участников тестирования. Таким образом, если пилотный проект пройдет успешно, его можно масштабировать на весь бизнес.
Ключевыми моментами здесь являются: последовательный и планомерный подход, обучение и общение с сотрудниками, а также определение тех, кто станет лидерами в освоении новых технологий внутри компании.
Помните, что в ритейле не всегда готовы повышать зарплаты. При этом тестирование новых технологий всегда требует бОльших затрат времени и сил. Поэтому лучше поддерживать сотрудников, и гарантировать им, что они не потеряют в доходе во время адаптации к новой системе. Более того, если пилотный проект пройдет успешнее, чем ожидается, можно запланировать дополнительную денежную мотивацию участников.
Технологические революции происходили и будут происходить в самых разных областях. В складских операциях мы также будем наблюдать постепенное внедрение инноваций. Полностью избавиться от человеческого фактора не получится, так как эти изменения неизбежны и необходимы для развития. Однако наиболее успешными будут те проекты, где технологии не заменяют людей, а усиливают их возможности.
Секрет успешной автоматизации: начинать нужно с людей, а заканчивать технологиями, а не наоборот.
В последние годы автоматизация процессов в сфере логистики и управления складами становится частью бизнес-стратегии. Внедрение новых технологий, например, систем управления складом (WMS) на основе искусственного интеллекта открывает перед бизнесом широкие горизонты. Однако успешная реализация таких проектов невозможна без учета человеческого фактора.
Директор по развитию системного интегратора Garpix Кирилл Багыллы, рассказал готовы ли сотрудники к технологическому буму в складской логистике, и как минимизировать стресс от внедрения технологий.
Уровень автоматизации в складской логистике
Использование технологий — один из ключевых элементов построения умного склада. Тем не менее, если мы говорим про Россию, уровень автоматизации складской отрасли все еще низкий. Даже у крупных игроков отечественного рынка — Ozon, Wildberries и других популярных ритейлеров роботизация только начинается.
На западе цифровизация идет быстрее. Например, Amazon в лидерах по технологическому обеспечению автоматизации своих складских производств. Сегодня гигант рынка насчитывает более 200 000 мобильных роботов, работающих внутри своей складской сети наряду с сотнями тысяч людей. Такая автоматизация помогает компании выполнять свои постоянно растущие обещания по скорости доставки товаров клиентам.
Успех автоматизации складских процессов на 70% зависит не от программного обеспечения или роботов, а от готовности персонала принять и эффективно использовать новые инструменты.
Если говорить про частичную автоматизацию, здесь ситуация лучше. Все больше российских компаний начинают внедрять программные решения, которые структурируют и автоматизируют процессы работы склада. Другими словами, используют системы, которые становятся “мозгом” склада. Они оперируют задачами, наполняемостью склада, загрузками-отгрузками, планированием, сотрудниками.
Однако, когда мы говорим об автоматизации склада, часто забываем о самом главном активе — людях. Успех автоматизации складских процессов на 70% зависит не от программного обеспечения или роботов, а от готовности персонала принять и эффективно использовать новые инструменты. Технологии могут быть идеальными, но без правильного подхода к обучению и адаптации персонала проект обречен на провал.
Человеческий фактор
В эпоху «доставки на следующий день», ожидания, возлагаемые на персонал склада, резко возросли. Спрос на быстрое выполнение заказов стал нормой. Это стремление к скорости коренным образом изменило ландшафт складских операций. Роль складских работников в повышении производительности, эффективности обработки и отправки заказов важна, как никогда.
Достичь необходимого темпа — значит не просто работать быстрее. Это комбо из эффективности, точности и постоянной адаптации к изменяющимся эксплуатационным требованиям.
С увеличением скорости доставки приходят гораздо более высокие ожидания от работников. При этом, многие сотрудники все еще допускают ошибки из-за усталости, непрофессионализма или попросту невнимательности.
Например, ранее для измерения каждой коробки требовалось взять рулетку и сделать замеры по всем трем сторонам, после чего зафиксировать данные, что далеко не всегда происходило эффективно. Цифры могли быть записаны на бумажке или занесены в компьютер, однако конечный результат зависел от внимательности работника.
Представим, что сотрудник склада записал размеры 200*350*265, но пропустил ноль. Это запустит целый механизм неправильных действий: от перегрузки или недогрузки транспорта до финансовых потерь. Такие ошибки увеличивают операционные затраты и в целом снижают качество клиентского сервиса.
Это на самом деле частая проблема в складской логистике: в процессе ручной сборки грузов человек допускает 40-60% всех ошибок. Работа на складе — зачастую рутинное выполнение одних и тех же действий. Поэтому уже через час такой деятельности концентрация снижается, что приводит к увеличению числа ошибок.
Вы возможно сталкивались с ситуацией, когда чужой товар из маркетплейса доставили вам. В масштабах страны — это тысячи случаев ежедневно. Если перевести в денежный эквивалент, потери от них составляют миллиарды рублей. Однако риск не ограничивается лишь ошибками в доставке.
Возьмем корректный подбор транспорта и сборку паллет в ритейле. Автоматизированные системы могут значительно улучшить устойчивость паллет при их наполнении заказами. Например, такие системы способны анализировать, какие товары должны находиться в заказе и как их правильно расположить на поддоне. Минимизируя повреждения товаров из-за неправильного размещения на паллетах или завалов при транспортировке. Это позволяет более эффективно использовать пространство и укладывать больше товаров на паллете, по сравнению с тем, как это делает человек.
Именно поэтому автоматизация становится необходимым союзником работников склада. Она может значительно расширить возможности человека и таким образом улучшить бизнес-показатели.
Читайте также: Как в логистике избежать непредвиденных затрат с помощью сервисов транспортного электронного документооборота (кейсы)
Как научить автоматизации
Страх перед новым — естественная реакция человека. Складские работники часто опасаются, что автоматизация приведет к сокращениям или сделает их навыки неактуальными. Исследования показывают, что 37% сотрудников испытывают тревогу при внедрении новых технологий.
Сопротивление может возникать не только со стороны рядовых работников, но и от управленцев, которым придется адаптироваться к изменениям в своих рабочих процессах. Поэтому необходимо подходить к трансформации постепенно. Стоит начать с выбора пилотного проекта, где пройдет тестирование новых решений.
Не стоит сразу же автоматизировать весь бизнес. Необходимо сначала подготовить и обучить сотрудников.
Лучше всего взять несколько инициативных работников и предложить им быть первыми в тестировании новой технологии. Например, выявить среди грузчиков тех, кто открыт для развития и хочет карьерного роста, и сделать их тестировщиками новой системы.
Следующий шаг — выяснить, как они относятся к внедрению новых технологий. Важно выстроить систему постоянной поддержки и обратной связи. Регулярные опросы, анализ эффективности работы и своевременная корректировка процессов помогают поддерживать высокий уровень вовлеченности персонала. Затем — увеличить количество участников тестирования. Таким образом, если пилотный проект пройдет успешно, его можно масштабировать на весь бизнес.
Ключевыми моментами здесь являются: последовательный и планомерный подход, обучение и общение с сотрудниками, а также определение тех, кто станет лидерами в освоении новых технологий внутри компании.
Помните, что в ритейле не всегда готовы повышать зарплаты. При этом тестирование новых технологий всегда требует бОльших затрат времени и сил. Поэтому лучше поддерживать сотрудников, и гарантировать им, что они не потеряют в доходе во время адаптации к новой системе. Более того, если пилотный проект пройдет успешнее, чем ожидается, можно запланировать дополнительную денежную мотивацию участников.
Таким образом, успех внедрения новых технологий во многом зависит от многоуровневой системы подготовки
1. Базовый теоретический курс, в ходе которого сотрудникам объясняют суть новой технологии и чем она будет полезна в работе.
2. Практические занятия на тестовой версии системы.
3. Работа с наставником.
4. Самостоятельное выполнение операций под контролем.
5. Регулярное повышение квалификации.
Технологические революции происходили и будут происходить в самых разных областях. В складских операциях мы также будем наблюдать постепенное внедрение инноваций. Полностью избавиться от человеческого фактора не получится, так как эти изменения неизбежны и необходимы для развития. Однако наиболее успешными будут те проекты, где технологии не заменяют людей, а усиливают их возможности.
Секрет успешной автоматизации: начинать нужно с людей, а заканчивать технологиями, а не наоборот.
Кирилл Багыллы,
Директор по развитию системного интегратора Garpix.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
- Тренды ритейла на 2025-2026 годы: как выжить и стать лидером в новых реалиях рын...
- Успеть до дедлайна или обсудить мемы: миллениалы против зумеров на работе
- Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в декабре
- Как ритейлеру подключиться к системе Tax free (и какие выгоды это даёт)
- Как сделать B2B-продажи простыми, как на Ozon: пошаговое руководство