Data Governance: основные принципы управления данными в омниканальной коммерции

время публикации: 10:00 24 марта 2025 года
@Freepic

Рассказывает Сергей Тиняков, партнер Лиги Цифровой Экономики.
Согласно общему определению, Data Governance (управление данными) — это набор правил, процессов и стандартов, которые помогают организации эффективно использовать свои данные. Data Governance охватывает такие направления, как контроль качества, стандартизация данных, информационная безопасность. Этот процесс должен быть непрерывным и гибким, способным адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, будь то обновления законодательства, колебания рынка или преобразования в компании.
Однако на практике необходимо не просто оперировать данными, а строить управление бизнесом на их основе, интегрировать их в процесс принятия решений, — это главный вызов.
Сегодня в компаниях многие шаги зачастую делаются исходя из экспертного мнения, то есть без качественного анализа соответствующих данных. Это касается как локальных вопросов, таких как дизайн или нейминг в онлайн-канале, где можно было бы провести А/B-тестирование и проверить гипотезы на части аудитории, так и более глобальных управленческих решений, скажем, об открытии торговых точек в определенной локации.
Можно привести следующий пример: магазин открывается вместе с хорошей на первый взгляд проходимостью, однако число продаж заметно ниже ожидаемого. При детальном анализе выясняется, что проходимость в этой локации велика лишь утром, а вечером люди идут другим маршрутом и совершают покупки в магазине конкурентов. Проблему можно было выявить на этапе принятия решения, если бы компания располагала необходимой информацией, аналитикой и, что самое главное, культурой их использования в правильный момент.
В части омниканальности стоит выделить две ключевые области работы с данными.
– Первая из них — платформа клиентских данных (Customer Data Platform или CDP), которая охватывает все, что связано с информацией о потребителях.
CDP представляет собой расширенный профиль покупателя, который включает как стандартные персональные данные и историю взаимодействия, так и более глубокие сведения из социальных сетей о настроениях клиента, его потенциальных интересах и предпочтениях, а также другие данные, собранные через онлайн- и офлайн-каналы.
Информация такого рода позволяет провести сегментацию клиентов, выделить среди них лояльных бренду и разработать стратегию коммуникации. Например, широко распространено взаимодействие с мобильными операторами для сегментного геотаргетинга и планирования размещения точек продаж, а также с банками для поиска и привлечения потенциальных клиентов.
Кроме того, активно применяются внешние сервисы для управления данными и персонализацией. При этом крайне важно помнить о вопросах информационной безопасности и соблюдать федеральный закон о персональных данных (152-ФЗ), особенно с учетом ужесточения нормативных требований.

@Freepic
– Вторая область — класс систем управления мастер-данными, а именно управление продуктовой информацией (PIM).
Подобные системы призваны обеспечивать синхронизацию данных между различными каналами. В эпоху повсеместного стремления к омниканальности, когда даже незначительные расхождения в описании товаров или ценах между офлайн-магазином и, например, мобильным приложением раздражают клиентов, актуальность этой задачи значительно возросла.
Современные покупатели очень требовательны к качеству информации. Компаниям необходимо находить баланс: предоставлять все важные сведения и в то же время избегать лишних деталей. Клиент должен оперативно получать всю желаемую информацию: если он решит найти ее на другом ресурсе, весьма вероятно, что и покупку он совершит у конкурентов. Это касается не только основных технических данных, но и фотографий товаров или отзывов покупателей.
Для преодоления подобных проблем в последние годы наблюдается тренд на отказ от отдельных ИС в пользу построения единой цифровой платформы, включающей функции управления и аналитики данных. Этот подход прослеживается не только в электронной коммерции, но и в других отраслях, включая ритейл. Огромный объем данных, поступающий из разных каналов, и необходимость его обработки в реальном времени делают такую систему особенно востребованной.
В электронной коммерции переход к единому решению происходит проще, поскольку обычно в компаниях этого сегмента уже существует платформа, которая становится основой для всей реализуемой функциональности и источником большинства данных. К примеру, на ее базе организация может разработать многофункциональный интернет-магазин, который позволит не только осуществлять непосредственное управление, но и интегрировать сервис с другими внутренними и внешними системами компании, например, бухгалтерией или складским решением. Это даст возможность управлять продуктовым каталогом, контентом, обрабатывать заказы.
Читайте также: Индустрия 5.0: как цифровизация знаний и коллективный интеллект меняют наше будущее
Благодаря этому система будет собирать более точные данные, принимаемые решения станут эффективнее: компания приобретет и структурирует все необходимые данные о покупателе и его действиях, а клиент сразу получит полноценную информацию о товаре или услуге в одном месте.
К тому же в результате этого организация оптимизирует сбытовые и маркетинговые процессы, снизив издержки и автоматизировав рутину. При этом, если у компании недостаточно развито собственное ИТ, она может воспользоваться аутсорсинговыми услугами и выбрать систему конкретно под свои задачи и цели.
Таким образом, Data Governance представляет собой востребованный подход, который сегодня внедряется во множестве организаций. Данные уже стали полноценным активом компаний, который позволяет бизнесу пересмотреть стратегию развития от начала и до конца, а не просто оптимизировать работу. Однако для успешной реализации такого подхода необходимо подготовить соответствующую ИТ-инфраструктуру. Важно отметить, что ключевым аспектом является не столько технологическая составляющая, сколько формирование культуры принятия решений, основанных на анализе данных, а не на субъективном мнении экспертов.
Data Governance – востребованный подход, который сегодня внедряется во множестве компаний. Однако до сих пор нередко принятие решений происходит частично на основе экспертного мнения, что снижает шансы на эффективность того или иного изменения.

Рассказывает Сергей Тиняков, партнер Лиги Цифровой Экономики.
Согласно общему определению, Data Governance (управление данными) — это набор правил, процессов и стандартов, которые помогают организации эффективно использовать свои данные. Data Governance охватывает такие направления, как контроль качества, стандартизация данных, информационная безопасность. Этот процесс должен быть непрерывным и гибким, способным адаптироваться к внешним и внутренним изменениям, будь то обновления законодательства, колебания рынка или преобразования в компании.
Однако на практике необходимо не просто оперировать данными, а строить управление бизнесом на их основе, интегрировать их в процесс принятия решений, — это главный вызов.
Сегодня в компаниях многие шаги зачастую делаются исходя из экспертного мнения, то есть без качественного анализа соответствующих данных. Это касается как локальных вопросов, таких как дизайн или нейминг в онлайн-канале, где можно было бы провести А/B-тестирование и проверить гипотезы на части аудитории, так и более глобальных управленческих решений, скажем, об открытии торговых точек в определенной локации.
Можно привести следующий пример: магазин открывается вместе с хорошей на первый взгляд проходимостью, однако число продаж заметно ниже ожидаемого. При детальном анализе выясняется, что проходимость в этой локации велика лишь утром, а вечером люди идут другим маршрутом и совершают покупки в магазине конкурентов. Проблему можно было выявить на этапе принятия решения, если бы компания располагала необходимой информацией, аналитикой и, что самое главное, культурой их использования в правильный момент.
В части омниканальности стоит выделить две ключевые области работы с данными.
– Первая из них — платформа клиентских данных (Customer Data Platform или CDP), которая охватывает все, что связано с информацией о потребителях.
CDP представляет собой расширенный профиль покупателя, который включает как стандартные персональные данные и историю взаимодействия, так и более глубокие сведения из социальных сетей о настроениях клиента, его потенциальных интересах и предпочтениях, а также другие данные, собранные через онлайн- и офлайн-каналы.
Информация такого рода позволяет провести сегментацию клиентов, выделить среди них лояльных бренду и разработать стратегию коммуникации. Например, широко распространено взаимодействие с мобильными операторами для сегментного геотаргетинга и планирования размещения точек продаж, а также с банками для поиска и привлечения потенциальных клиентов.
Кроме того, активно применяются внешние сервисы для управления данными и персонализацией. При этом крайне важно помнить о вопросах информационной безопасности и соблюдать федеральный закон о персональных данных (152-ФЗ), особенно с учетом ужесточения нормативных требований.

@Freepic
– Вторая область — класс систем управления мастер-данными, а именно управление продуктовой информацией (PIM).
Подобные системы призваны обеспечивать синхронизацию данных между различными каналами. В эпоху повсеместного стремления к омниканальности, когда даже незначительные расхождения в описании товаров или ценах между офлайн-магазином и, например, мобильным приложением раздражают клиентов, актуальность этой задачи значительно возросла.
Современные покупатели очень требовательны к качеству информации. Компаниям необходимо находить баланс: предоставлять все важные сведения и в то же время избегать лишних деталей. Клиент должен оперативно получать всю желаемую информацию: если он решит найти ее на другом ресурсе, весьма вероятно, что и покупку он совершит у конкурентов. Это касается не только основных технических данных, но и фотографий товаров или отзывов покупателей.
Для преодоления подобных проблем в последние годы наблюдается тренд на отказ от отдельных ИС в пользу построения единой цифровой платформы, включающей функции управления и аналитики данных. Этот подход прослеживается не только в электронной коммерции, но и в других отраслях, включая ритейл. Огромный объем данных, поступающий из разных каналов, и необходимость его обработки в реальном времени делают такую систему особенно востребованной.
В электронной коммерции переход к единому решению происходит проще, поскольку обычно в компаниях этого сегмента уже существует платформа, которая становится основой для всей реализуемой функциональности и источником большинства данных. К примеру, на ее базе организация может разработать многофункциональный интернет-магазин, который позволит не только осуществлять непосредственное управление, но и интегрировать сервис с другими внутренними и внешними системами компании, например, бухгалтерией или складским решением. Это даст возможность управлять продуктовым каталогом, контентом, обрабатывать заказы.
Читайте также: Индустрия 5.0: как цифровизация знаний и коллективный интеллект меняют наше будущее
Благодаря этому система будет собирать более точные данные, принимаемые решения станут эффективнее: компания приобретет и структурирует все необходимые данные о покупателе и его действиях, а клиент сразу получит полноценную информацию о товаре или услуге в одном месте.
К тому же в результате этого организация оптимизирует сбытовые и маркетинговые процессы, снизив издержки и автоматизировав рутину. При этом, если у компании недостаточно развито собственное ИТ, она может воспользоваться аутсорсинговыми услугами и выбрать систему конкретно под свои задачи и цели.
Таким образом, Data Governance представляет собой востребованный подход, который сегодня внедряется во множестве организаций. Данные уже стали полноценным активом компаний, который позволяет бизнесу пересмотреть стратегию развития от начала и до конца, а не просто оптимизировать работу. Однако для успешной реализации такого подхода необходимо подготовить соответствующую ИТ-инфраструктуру. Важно отметить, что ключевым аспектом является не столько технологическая составляющая, сколько формирование культуры принятия решений, основанных на анализе данных, а не на субъективном мнении экспертов.
Сергей Тиняков,
партнер Лиги Цифровой Экономики.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Что ожидать от маркетплейсов в 2025 году: на чем сконцентрируются крупнейшие тор...
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...
-
Всё, везде и сразу: по каким законам развивается многофункциональный (гибридный)...
-
Самые высокооплачиваемые вакансии марта в ритейле