0/5

Импортозамещение в e-commerce: успел ли адаптироваться российский бизнес?

Импортозамещение в e-commerce: успел ли адаптироваться российский бизнес?
время публикации: 10:00  30 августа 2022 года
Какими конкурентными преимуществами обладают российские IT-разработки?
Импортозамещение в e-commerce: успел ли адаптироваться российский бизнес?
Весна 2022 года внесла серьезные коррективы в работу российского бизнеса с зарубежным ПО. Резкие ограничения или запрет на использование IT-решений от иностранных разработчиков оказались стресс-фактором для отечественных компаний, которые годами выстраивали инфраструктуру на западных решениях. 

Однако, за полгода работы в новых условиях стало понятно: отечественные разработки способны не только заменить иностранные аналоги, но имеют ряд конкурентных преимуществ. Какие именно — рассказывает генеральный директор CS-Cart Илья Макаров.


Как всё начиналось


В апреле 2014 года кабинет министров представил новую редакцию госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», рассчитанной до 2020 года. Снижение доли импортной продукции, используемой отечественными компаниями, стало приоритетной задачей для новой масштабной кампании, развёрнутой российским правительством. 

Рынок e-commerce на тот момент оказался не готов к уходу иностранного оборудования, отечественные разработчики не знали, чем заменить крупных игроков типа SAP и Salesforce, потому что задача заключалась не столько в интеграции конкретного продукта, сколько в интеграции продукта в экосистему компании. 

В 2015 году, когда фактически развернулись работы по импортозамещению иностранного ПО в России, начали появляться первые отечественные предложения, например, Ecwid и X-Cart. Активно развивался Bitrix, а «Сбер» купил InSales — эта сделка обозначила, что крупные компании готовы вкладываться в e-сommerce. Российское программное обеспечение для e-сommerce развивалось достаточно быстро, но нельзя сказать, что занимало высокое место на международном уровне. 

В то время, как государственные компании фактически получили запрет на использование импортных платформ, бизнес по-прежнему использовал международные решения, прошедшие испытания временем: переезд на отечественную инфраструктуру представлялся слишком тяжелым и дорогостоящим мероприятием, которое не сулило быстрых результатов. А вот проблем с новыми IT-решениями могло возникнуть много: сложности в совместимости старой и новой систем, разница в функционале, необходимость доработок, недостаток финансирования и т.д. 

2020 год стал настоящей проверкой на прочность для компаний, которые продолжали использовать импортное ПО: им необходимо было доработать платформы так, чтобы они продавали здесь и сейчас. Одна из областей, которая кратно выросла в тот год — доставка. Россияне стали привыкать заказывать продукты на дом через «Самокат», «СберМаркет», «ВкусВилл» и не только. 

Санкции 2022 года лишь усугубили зависимость российского бизнеса от иностранных IT-партнеров, потому что многие международные платформы попросту свернули поддержку своих решений в России. С теми же, кто остались, работать стало еще сложнее. 

Казалось бы, настал звездный час для отечественного ПО, не так ли? Давайте посмотрим.


А что сейчас?


В июле 2022 года Владимир Путин подписал закон о поправках в Налоговый кодекс, который расширил льготы для IT-компаний. Благодаря нововведениям, воспользоваться льготным режимом теперь могут компании, предоставляющие услуги по доработке, внедрению и поддержке отечественного программного обеспечения, образовательные онлайн-платформы, а также специалисты, разрабатывающие и продающие российские программно-аппаратные комплексы, поставщики SaaS-решений, и другие.

Поправки стали достаточным триггером для того, чтобы бизнес стал активнее интегрировать российские IT-решения: крупные компании в этом году стали чаще выбирать отечественные платформы. Однако малый и средний бизнес оказался менее заинтересованным в переезде на другое ПО — слишком высоки временные, человеческие и финансовые затраты на переход. 

Экономический рычаг в виде сокращения налогов интеграторам ПО ведет к тому, что люди, занимающиеся внедрением программного обеспечения, при прочих равных будут выбирать отечественные решения, поэтому следует ожидать, что рост интереса к российским платформам вырастет и со стороны МСП.

Импортозамещение в e-commerce: успел ли адаптироваться российский бизнес?


Созависимые отношения?


Сужение рынка и уменьшение конкуренции может привести к зависимости, но теперь уже не от импортных, а от отечественных вендоров. Новые игроки могут навязывать бизнесу свои условия игры, например, заявить: «Наши условия распространения софта такие, что вам нужно заказывать доработки исключительно у нас». 

Чтобы избежать этой ситуации, некоторые компании идут по пути получения «стопроцентного IT-суверенитета», как, например, «М.Видео-Эльдорадо», заменившая американское ПО собственными разработками. Они, безусловно, получат желанную независимость, однако повсеместное распространение такого подхода откатит нишу на 5-10 лет назад. 

Раньше компании писали интернет-магазины «на коленке», и они разваливались через несколько лет, потому что некому было поддерживать архитектуру. Для того, чтобы решить эту проблему и придумали готовые коробочные продукты. Ими занимаются профессионалы, которые понимают, что такое интернет-магазин, из каких частей он состоит, регулярно его обновляют и внедряют новые механизмы.

Конечно, можно взять в штат программистов, тратить по 1,5 миллиона в месяц на поддержание системы абстрактного суверенитета, но это доступно лишь по-настоящему крупным игрокам. Малый и средний бизнес просто не сможет себе такого позволить.


Как дела на рынке?


В 2022 году существенно сократилось количество IT-решений на рынке. Однако даже среди оставшихся платформ существуют сервисы с разным подходом. Бизнесу необходимо выбрать, какое решение ему подойдет — облачное или скачиваемое, которых на рынке, к слову, почти нет. 

Определиться достаточно просто: если вы хотите быстро запуститься и ни о чём не думать, выбирайте облачный сервис, но будьте готовы к тому, что не сможете масштабировать бизнес. Если вы рассчитываете на то, что компания будет расти, лучше остановить выбор на коробочном решении. 

Low-code и no-code платформы позволяют быстро запускаться и конфигурировать продукт в отличие от так называемых headless-решений. Последние довольно сложны технологически и требуют серьезных временных и финансовых затрат на старте, поскольку вам придется писать внешний вид продукта с нуля.

Если вы хотите быстро запуститься и ни о чём не думать, выбирайте облачный сервис, но будьте готовы к тому, что не сможете масштабировать бизнес. Если вы рассчитываете на то, что компания будет расти, лучше остановить выбор на коробочном решении.


В коробочном решении у вас уже есть широкий набор готовых функциональностей, которые вы можете конфигурировать в зависимости от задач, а также экосистема, которая представляет из себя темы от сторонних разработчиков, и модули, с которыми вы также можете работать, настраивая под себя. То есть с технической стороны у вас есть много путей, куда можно расширить ядро, есть API, которое позволяет взаимодействовать со всеми уровнями и, самое главное, открытый исходный код с lifetime-лицензией. Это ключевые преимущества, которые позволяют расти платформе по мере необходимости.

Выбирая low-code продукт, компания может создать небольшой маркетплейс и затем, по мере роста потребностей, увеличивать и расширять его функционал, пользуясь готовыми ресурсами. Так, например, поступил индийский маркетплейс ShopClues.com: они быстро запустились на коробочном решении, а потом постоянно интегрировали новые модули и расширяли его. Благодаря этому сегодня они имеют в ассортименте свыше 28 млн позиций. 

Уже сейчас мы отмечаем рост интереса к enterprise-решениям, потому что крупные компании, занимающиеся разработкой, уходят, и бизнес ищет альтернативу. Однако пока рано говорить о каких-то конкретных результатах, потому что цикл сделки в этом сегменте очень длинный. 

Что касается МСП, то здесь нет резкого всплеска внимания, но важно понимать, что в мае 2022 года мы выпустили скачиваемую версию CS-Сart, которая позволяет открыть свой интернет-магазин бесплатно. Платформа конкурирует с международными решениями, такими, как Opencart.ru и Prosto.Shop, и понятно, что к этому IT-решению интерес достаточно высок.


Преимущества российских IT-продуктов


Одна из главных проблем, возникающая у разработчиков при внедрении в конкретную страну или регион — это локализация, которая заключается в необходимости:

● правильно перевести интерфейс, потому что люди не всегда понимают, куда нажимать;
● адаптации единиц измерения, которые актуальны для конкретной страны, на продажи в которой будет ориентирована интернет-платформа; 
● конвертации валюты;
● привязки к определенным платежным системам;
● организации логистики, доставки.




Читайте также:  Торговля в 2022: борьба онлайна с офлайном. Ждать ли реванш?




Довольно часто компании выбирают международный готовый софт, а затем докупают отдельные модули, например, интеграцию с 1С, а это значительно увеличивает стоимость внедрения, потому что им приходится обеспечивать коммуникацию между разработчиками платформы, а также дополнительных модулей. Поэтому если есть российское IT-решение, которое закрывает эти вопросы, то оно имеет преимущество по сравнению с международными коробочными решениями.

Безусловно, в мире IT «исключительно российское решение» — довольно утопичная формулировка. IT-индустрия, как и медицина, не имеет границ и национальной принадлежности. Практики и наработки одной страны нужно использовать в другой — это правильное и верное решение, серьезный шаг для развития индустрии. ПО, которое содержит международные исходные данные, регулируется лицензией. 

В марте было несколько прецедентов, когда ПО с открытым исходным кодом — open source или лицензируемые, — закрывали для России. Сейчас ситуация выровнялась. Конечно, если взять курс на то, что абсолютно все должно быть русским, то этого можно достичь, особенно в крупных проектах, но это путь длиною в 5-10 лет. 


Будущее отрасли


Российское ПО для рынка e-commerce продолжит развивать low-code и no-code решения. Компаниям нужно, чтобы интернет-площадки для торговли можно было делать быстро и удобно. Shopify в этом вопросе — лидер, и он действительно хорош, однако, для российского рынка он довольно дорогой, поэтому не очень прижился. Альтернативой может выступать, например, Insales.ru, который выкупил «Сбер». Но мы считаем, что будущее — за упрощением и многоуровневой функциональностью, когда бизнес может быстро войти в рынок и начать работать, а затем расширять и дорабатывать свою платформу до нужных размеров и задач. 

Безусловно, продолжит расти запрос на разработчиков с большой экспертизой по внедрению IT-решений для e-commerce. Компании, занимающиеся разработкой, должны иметь успешный опыт внедрения, обычно это называется customer success. Помимо этого, на отрасли скажется быстрое развитие маркетплейсов. Несколько лет назад мы наблюдали кардинальный переход от «надо бы создать свой интернет-магазин» до «надо бы выйти на маркетплейс». Сейчас предприниматели просто выходят на существующие большие площадки, и это отражается на запросах от клиентов и способах их исполнения.

Илья Макаров, 
генеральный директор CS-Cart.

Для New Retail



0
Реклама на New Retail. Медиакит