0/5

Инновации в ритейле: технологии, которые вытесняют штрих-коды

Инновации в ритейле: технологии, которые вытесняют штрих-коды
время публикации: 15:00  09 декабря 2015 года
Директор по продукту агентства Praktika Шухрат Шипулин рассказывает о том, когда и каким образом появился незаменимый штрих-код и какие технологии в данное время претендуют занять его место.

Мало кто знает, но путь к развитию инновационных технологий в ритейле был проложен через синематограф. В 20-х годах прошлого века некто Ли Де Форест предложил технологию, позволяющую одновременно с изображением записывать на кинопленку звуковую дорожку. По краю пленки печаталась полоска с переменной прозрачностью: одни участки были более плотными, другие пропускали больше света. 

Свет лампы кинопроектора, проходя через бегущую звуковую полоску, естественно, мерцал. Мерцание улавливалось специальной электронной лампой, называемой фотоумножителем. Фотоумножитель преобразовывал мерцание света в электрические колебания, а они, пройдя через усилитель, подавались на динамик и превращались в звуковые волны. 


Идея, к сожалению, не прижилась, но послужила толчком к разработке маркировки товаров в торговой сети с последующим автоматическим распознаванием. Так появился маркер товаров - штрих-код, правда выглядел он тогда совершенно по-другому.


Код имел вид концентрических окружностей (это чем-то напоминало мишень для стрельбы). Такой вариант кода получил название «бычий глаз», а первый сканер штрих-кода был размером с хороший письменный стол, причем для защиты конструкции от постороннего света ее накрывали плотной тканью. 

Было понятно, что речь, возможно, идет об очень перспективной технологии, вот только возможностей для ее практического воплощения на тот момент просто не существовало. Почти на два десятилетия о штрих-коде пришлось забыть. 








Во второй половине ХХ века, благодаря молодому инженеру Давиду Коллинзу, работа по разработке штрих-кода была продолжена, а технология усовершенствована. В итоге мы получили маркер, которым пользуемся и в наши дни.

Прогресс не стоит на месте. Благодаря компьютерным технологиям, инновации находят свое место и в ритейле. Но что самое интересное - какие бы решения для ритейла ни разрабатывались, штрих-код остается основой автоматического учета реализованной продукции. Возможно, всё дело в его простоте. Предлагаю рассмотреть технологии, которые пытались или пытаются занять место старого доброго штрих-кода.

QR-код

QR_CODE_650.jpg


Как описывалось, штрих-код изобретался для автоматизации маркировки товара и последующего считывания информации техническими средствами. Именно эти функции долгие годы доблестно исполняет штрих-код формата EAN-13. Информация для автоматики (полосы) дублируется в понятном человеку виде (цифры). К сожалению, объём информации, которую содержат такие коды, ограничен 30-ю символами.

QR-код появился в 1994 году в Японии. Созданный исследователями Denso-Wave (дочерняя компания Toyota), этот двумерный или матричный штрих-код первоначально применялся для идентификации авто-запчастей на заводах корпорации, но быстро обрел популярность за пределами производственных линий. Аббревиатура QR означает Quick Response, т. е. «быстрый отклик», «быстро распознаваемый» – и это действительно так. 








Различия с одномерным штрих-кодом:

1. увеличение объема информации на пару порядков;
2. информация не дублируется понятными человеку символами;
3. порождает небольшое разнообразие форматов.

Но почему же при всех плюсах технология маркировки QR-код не нашла широкого применения в ритейле? На мой взгляд, это обусловлено задачами, которые стоят перед сетью. Если нужно просто автоматизировать фиксацию продаж через маркер, то QR-код проигрывает в разы линейным кодам, однако если дело касается маркетинговых мероприятий в ритейле, то эта технология может сыграть не последнюю роль.


Особенность данного типа кодов в том, что они легко расшифровываются не только посредством кассового сканера, но и с помощью любого смартфона, оснащенного фотокамерой и достаточно простым ПО. Кроме того, QR-код позволяет хранить больше информации, чем линейный штрих-код, (до 4000 символов).


Интересное решение предложила в свое время компания «Чекмаркет». В 2010 году компания NestleKazakstan провела акцию «Мобильные деньги» в торговой сети «Магнум». При покупке промо-товаров в магазинах сети, на кассе генерировался уникальный код, который печатался в нижней части чека. После активации кода через СМС или на сайте на телефон покупателя приходил QR-код. При следующей покупке в магазине достаточно было показать QR-код кассиру, который сканировал его с экрана телефона и делал скидку в размере 10% от стоимости промо-товаров, приобретённых во время прошлого посещения.

RFID-метки

npp-news-1456595756.jpg


Принято считать, что технология радиочастотной идентификации уходит корнями во времена Второй мировой войны. Немцы, японцы, американцы и британцы использовали радар, который был изобретен в 1935 году шотландским физиком сэром Робертом Александром Ватсоном-Ваттом, для предупреждения о приближении самолетов, находящихся за несколько миль. В то время проблема состояла в том, что не было способа идентифицировать военную принадлежность самолетов: какие управляются своими пилотами, возвращающимися с задания, а какие – пилотами вражеской армии.

Немцы обнаружили, что если пилоты при возвращении на базу делали двойной переворот через крыло («бочку»), то отраженный радиосигнал изменялся. Такой грубый метод предупреждал наземную службу о приближении германской авиации - то была, по сути, первая пассивная RFID-система.

RFID-метка - это радиоэлектронное устройство, которое состоит из двух основных компонентов - антенны и микрочипа. Антенна необходима для улавливания электромагнитных волн RFID-антенны. ЭМ-волна преобразуется в электрический сигнал, электроэнергию для питания самого чипа, а также для передачи ответного сигнала. Ответный сигнал формируется, исходя из данных, записанных в RFID-метках. В RFID-метку может быть записан большой объем данных, причем существует возможность перезаписи. 


Другие преимущества этой технологии: высокая степень безопасности, интеллектуальное поведение и отсутствие необходимости в прямой видимости.


В современном мире RFID-метки нашли свое применение в fashion-ритейле, но, к сожалению, технология до сих пор не получила широкого распространения в традиционной рознице. Основной барьер - стоимость RFID-метки. Средняя цена метки в России составляет 3 рубля, более того, при использовании меток с металлическими изделиями или продуктами, содержащими воду, стоимость увеличивается в разы. Еще один барьер - при повреждении метки система фиксации не сможет идентифицировать такой товар. В то же время средняя цена за метку снижается, и когда она упадет ниже определенной точки, технология RFID будет готова выйти на миллиардный рынок логистики и составить полноценную конкуренцию штрих-кодам.








Кроме того, оборудованные RFID-технологиями весы и кассовые узлы самостоятельно распознают товар, взвешивают его и на основании этих параметров определяют стоимость покупки. Все что потребуется от покупателя – положить выбранный продукт на обозначенное место, позволяющее считать информацию о товаре.

Кстати, кассовый узел, оборудованный такой технологией, может считать информацию о стоимости всех покупок, находящихся в корзине, за одну секунду – нужно лишь провести корзину с покупками через сканирующее устройство.

Ниже представлен пример успешного проведения промо с использованием RFID-меток.

1. RFID-раздевалка
Клиентов, которые примеряют одежду в раздевалке, встречает зеркальный дисплей, показывающий более подробную информацию о выбранном товаре, а также дающий советы по продукту и аксессуарам к нему.



2. RFID-консультант обуви

Покупатель выбирает продукт и ставит его на подставку интерактивного стенда. На мониторе появляется информация о товаре, об аксессуарах, которые подойдут к этой модели обуви. Диалоговое окно позволяет выбрать сопутствующие товары и оправить этот выбор на e-mail покупателя.

Невидимый штрих-код

Еще одна интересная технология - «невидимый штрих-код». Она предложена Американской компанией Digimarc и может в корне изменить процесс фиксации продаж. Этот маркер содержит информацию о текущих кодах EAN/UPC, но совершенно невидим для человеческого глаза.

Walmart проводит тестовое внедрение новой технологии в своей сети. Линейный штрих-код, который напечатан на миллиардах продуктов, может быть заменен на невидимый штрих-код уже совсем скоро. В США в продуктовой сети Wegmans уже применяется код Digimarc на товарах под собственной торговой маркой.

3.jpg

Преимущества технологии очевидны:

- штрих-коды могут быть напечатаны на всей поверхности продукта, не нарушая дизайна упаковки;
- скорость сканирования упаковки в два раза выше чем сканирование линейных кодов;
- нет проблем с повреждением штрих-кодов, что часто происходит с линейными кодами;
- невидимые коды могут содержать гораздо больше информации, чем простой EAN/UPC код.

Технология нанесения построена на запатентованном решении компании Digimarc. Специальный алгоритм нанесения на поверхность упаковки делает коды скрытыми для обычных глаз. Распознать их можно только при помощи специальной оптической программы. Так как данный штрих-код несет большой объем информации, это делает его незаменимым инструментом в маркетинговых активностях сетей.

Специализированное мобильное приложение для распознавания таких штрих-кодов может использоваться как интерактивный инструмент в промо акциях в ритейле.
Конечно, ожидать, что завтра все повсеместно перейдут на такие невидимые штрих-коды бессмысленно, но вектор развития фиксации продаж продуктов в ритейле выбран правильно, уж очень много плюсов у этой технологии.

Non штрих-код

4.jpg


Технологии фиксации реализуемой продукции совершили рывок после появления системы распознавания изображений. В 2012 году компания ToshibaTec выпустила оригинальное устройство для кассовых узлов. Новая технология представляет собой сканер, который визуально определяет продукты, особенно фрукты и овощи, тем самым устраняя необходимость использования штрих-кодов. Упаковка, пакеты и этикетки могут быть помяты или испорчены, что мешает прочитать штрих-код на кассе. Кроме того, фрукты и овощи в супермаркетах обычно не имеют штрих-кодов, и их надо взвешивать и наносить на них штрих-код, а кассир зачастую еще должен и перевзвешивать продукт. 

Покупатели во всем мире попадали в ситуацию, когда кассир должен ввести код вручную или взятый с полки продукт оказался без штрих-кода. В этом случае касса и очередь ждет, когда покупатель поменяет товар на аналогичный, но с правильным штрих-кодом.


ToshibaTec разработала новый сканер для решения этой проблемы. Оптическое Распознавание Объекта сканером происходит через «шаблон» продуктов и различение цветов. ToshibaTec объясняет, что, хотя сканер способен распознавать любой тип продукта, что особенно полезно, когда речь идет о фруктах и овощах, он также может определить упакованные предметы.


Подобно тому, как технология распознавания лиц идентифицирует пользователей по ширине носа, расстоянию между глазами и т.д., так же и ОРО использует определенные параметры для категоризации и идентификации товаров. В частности, компания ToshibaTec использует технологию распознавания цвета, которая позволяет точно выявлять тонкие различия между похожими продуктами. Сканер от ToshibaTec использует камеру, которая может считывать информацию на высоких скоростях. 

Хотя технология безусловно имеет потенциал, я не вижу перспектив быстрого внедрения ее в супермаркетах. Прогноз компании ToshibaTec, что «новая технология может быть внедрена в кассах универсамов по всему миру», основан на идее, что компания строит огромную базу данных продуктов и других предметов из ассортимента продуктового магазина.

Безусловно это самая перспективная разработка, так как не требует дополнительных манипуляций с продуктом, а системы оптического распознавания совершенствуются с каждым днем.

Шухрат Шипулин, product director агентства Praktika

1
Реклама на New Retail. Медиакит