0/5

Инновации в кризис: 5 технологий, которые уже изменили ритейл

Инновации в кризис: 5 технологий, которые уже изменили ритейл
время публикации: 14:00  25 ноября 2015 года
С развитием технологий мир ритейла не может оставаться прежним: то и дело появляются решения, способные в конечном итоге увеличить продажи. Однако их распространению мешает экономическая ситуация в стране.

Ниже мы расскажем о пяти технологиях, которые известны специалистам уже не первый год, но в результате кризиса пока так и не могут похвастаться повсеместным присутствием. 

Технология №1: Кассовая система самообслуживания

Кассовая система самообслуживания (Self-Checkout, сокращенно SCO) — технология, успешно зарекомендовавшая себя на Западе, но пока не получившая широкого распространения в России. Систему SCO изобрел канадец Говард Шнайдер и в 1992 году запатентовал ее в США. В том же году в Нью-Йорке начал работать первый магазин с кассами самообслуживания. В Европе посетители торговых центров смогли самостоятельно сканировать штрих-коды товаров в конце 1990-х. В российских магазинах внедрение технологии кассового самообслуживания стартовало только в 2010-х годах. На сегодняшний день воспользоваться ею можно, например, в магазинах сети «Ашан». 

«Есть несколько видов самообслуживания. Полное, где покупатель может самостоятельно сканировать и оплачивать товар, и смешанное, где на помощь посетителю приходит персонал магазина. Например, работник зала сканирует покупки и выдает чек, который нужно оплатить лично. Разных сценариев существует минимум 6, и плюс к этому кассы самообслуживания подразделяются по возможным способам оплаты — наличные и/или безналичные платежи, с рециркуляцией банкнот и/или монет или без таковых», - рассказывает Андрей Пивоваров, менеджер по продукции группы компаний «Пилот». 

В зарубежных магазинах основная причина, по которой ритейлеры принимают решение установить кассу самообслуживания, — экономия на фонде оплаты труда. Поскольку зарплата персонала магазина в Западной Европе и США в несколько раз выше, чем в России, там выгодно заменять людей машинами.

В нашей стране, особенно после значительной девальвации рубля, актуальны другие причины, среди которых стоит выделить желание ритейлеров минимизировать случаи мошенничества и воровства с участием персонала магазина. Процент прецедентов с воровством действительно сокращается, так как с машиной нельзя вступить в сговор, а денежная масса линейным кассирам недоступна физически. 

Однако на этом преимущества внедрения технологий самообслуживания не заканчиваются:
  • повышается пропускная способность магазина;
  • пиковые нагрузки сглаживаются при выводе меньшего количества персонала;
  • улучшается имидж сети;
  • уменьшается зависимость ритейлера от персонала (текучка, болезни, отпуска, управляемость);
  • повышается лояльность покупателей;
  • приобретается новая аудитория, которую можно отнести к категории апологетов автоматизации.





Почему же в таком случае кассы самообслуживания не внедряют повсеместно? Основная проблематика включает несколько составляющих:

  • длительный период ROI, увеличившийся практически в 2 раза из-за девальвации рубля;
  • необходимость доработки работающих программных решений под сценарии магазина;
  • необходимость реформатирования магазина под даже частичное внедрение самообслуживания.

Если говорить о сроках окупаемости, то, например, у компаний–лидеров рынка, таких как Toshiba GCS (бывшая IBM) и Fujitsu, в зависимости от конфигурации железа и объема услуг по интеграции, они составляют до 5–7 лет. Собственное решение «Пилота» имеет срок окупаемости порядка 2–4 лет, что достигается за счет меньшей стоимости оборудования, российского программного обеспечения и стоимости человеко-часов в рублях.

Учитывая текущую экономическую ситуацию в России, всплеска на рынке SCO не стоит ждать в ближайшем будущем. Конечно, ритейлеры продолжат внедрять эту технологию, но не с той же интенсивностью, как в период с 2010 по 2014 год. Экономическая ситуация заставила заказчиков, планировавших установить кассы самообслуживания, временно отказаться от планов внедрения или расширения «полного SCO» либо обратить внимание на так называемые станции оплаты (Payment Station), которые могут быть в 2–3 раза дешевле.  

Технология №2: Система электронных ценников

price.jpg


Электронные ценники (ЭЦ) — это небольшие дисплеи, заменяющие классические бумажные ценники. На них отображается информация о цене продукта, а часто и дополнительные данные о нем. Эта технология появилась за рубежом около 20 лет назад и сегодня представлена в крупных европейских сетях, например Carrefour, Metro, Kohl's, Auchan. В России их можно встретить в Media Markt (ТЦ «Авиапарк») и сети «Верный».

Первое и самое важное преимущество ЭЦ перед традиционными собратьями заключается в том, что они дают возможность ритейлеру централизованно изменять цены по всем торговым точкам и синхронизировать данные между кассой и ценниками, причем одновременно по магазину или даже по сети магазинов. Таким образом нивелируется проблема, когда на ценнике покупатель видит одну стоимость, а на кассе ему озвучивают другую. По текущему законодательству магазин обязан продать покупателю товар по цене, указанной на ценнике. В итоге ритейлер несет потери, поскольку, учитывая положительную динамику цен, посетители чаще берут товар по спец.ценам. Также ЭЦ позволяют сэкономить время и деньги на печать и размещение бумажных ценников — время мерчендайзеров, принтеры и тонер имеют вполне конкретную стоимость. 






По словам Сергея Метасова, менеджера по продукции группы компаний «Пилот», мало кто из ритейлеров готов ежедневно предлагать покупателям участие в той или иной акции, ведь для этого нужно оперативно оповещать клиентов о скидках, вовремя готовить и размещать соответствующие ценники. Акция один раз в неделю — уже хорошо. Система ЭЦ решает эту проблему. Ритейлер может проводить акции хоть каждый час: ничто не мешает в любой момент заменить информацию на ценниках, а по завершении мероприятия вернуть прежние данные. 

Однако широкого распространения в России электронные ценники так и не получили. Причина — высокая стоимость проекта оснащения магазина. Топ-менеджеры оценивают окупаемость в основном в краткосрочной перспективе, и, конечно же, в этом случае привлекательнее с финансовой точки зрения выглядит оплата труда сотрудников магазина. 

На сегодняшний день для России существует, по сути, единственный сценарий развития ЭЦ — небольшой процент сетей будет внедрять это оборудование, но, скорее всего, от местных и китайских производителей, чтобы привести срок ROI к величине в 2–3 года. Более массовые внедрения технологии станут возможны при дальнейшем снижении стоимости электронных ценников в иностранной валюте, но сохранении потребительских свойств на уровне ведущих производителей.

Технология №3: Радиочастотная идентификация товаров

npp-news-1456595756.jpg


Радиочастотная идентификация товаров (RFID) — метод идентификации товаров, альтернативный штриховому кодированию. Он производится путем считывания информации с так называемых RFID-меток, находящихся в радиочастотном поле считывателя.

Поскольку RFID-метки имеют уникальные серийные номера, они позволяют идентифицировать каждую единицу товара. А это в свою очередь дает возможность применять технологию в тех отраслях, где требуется индивидуальный учет. Например, в розничной торговле ювелирными изделиями. Использование RFID-технологии позволяет одновременно считывать большое количество RFID-меток. В розничной торговле благодаря этому можно идентифицировать сразу все товары на стеллажах склада или полках в торговом зале магазина, в транспортной упаковке при перемещении товара или сразу в кузове автомобиля. Эта особенность наиболее актуальна для fashion-ритейла и других магазинов штучного товара. 

RFID-технология дает ритейлерам следующие возможности:   

  • сократить время выполнения и повысить точность таких трудоемких процессов, как инвентаризация, приемка/отгрузка и перемещение товаров; 
  • получать в режиме реального времени информацию по товарным остаткам и продажам для принятия решений о пополнении запасов товара;
  • оперативно найти необходимый товар в магазине или на складе;
  • надежно контролировать подлинность товара при его замене или возврате.

«Также при помощи RFID-технологии ритейлер может сэкономить на противокражных рамках – достаточно поставить на выходе из торговой зоны стационарный считыватель, который будет проверять, продан ли товар, который выносят», - рассказывает Александр Чистяков, менеджер по продукции группы компаний «Пилот».


Сегодня в России технология RFID успешно используется в логистике и складском бизнесе, а также в ювелирных магазинах. Однако в сегменте fashion, где технология отлично могла бы себя зарекомендовать, это пока экзотика. И дело не только в стоимости оборудования, но и в том, что полная мощь RFID раскрывается, когда метки наносятся на этапе производства, а работа с ними происходит на участке от завода до розничного магазина.

Технология №4: Новые возможности Wi-Fi для ритейла

timhortons.jpeg


Наличие развернутой Wi-Fi-сети в торговом зале уже стандартно. По ней нередко обмениваются данными с серверами терминалы и принтеры, передают информацию кассы, осуществляется голосовая связь. Однако, по словам Александра Чистякова, этим возможности Wi-Fi не ограничиваются — используя современные беспроводные решения, ритейлер может: 

Привлечь покупателей. Обнаружив клиента в зоне действия Wi-Fi, ритейлер может прислать ему приглашение зайти в магазин. Например, предложив дополнительную скидку на товар в определенное время. Эта возможность особенно актуальна для торговых центров с большим потоком проходящих потенциальных покупателей.

Допродать продукцию, рассылая push-уведомления. Если покупатель надолго задерживается в каком-то месте, можно определить группы товаров, вызвавших повышенный интерес. А предложив на них через сервер push-уведомлений дополнительные бонусы или промо-акции, ритейлер способен мотивировать клиента на покупку. 

Повысить лояльность покупателей. Если покупателю предоставить бесплатный доступ в Интернет через Wi-Fi-сеть магазина, то через соответствующее приложение на телефоне он сможет самостоятельно рассчитать актуальную цену на товар с учетом персональной скидки. Также клиент получит возможность проверить наличие товара на складе магазина и оформить его доставку на дом, если ему так удобнее. 






Получить продвижение в социальных сетях. Если организовать покупателю доступ в Интернет через локальную сеть, ритейлер сможет предложить скидку на товар в обмен на размещение информации о магазине в социальных сетях. Причем этот процесс мгновенен: едва опубликовав, например, фотографию в Instagram с хэштегом, клиент тут же получит на телефон штрих-код скидочного купона. 

Увеличить время пребывания в магазине. Не стоит упускать из виду спутников основного покупателя. Если создать им комфортные условия и предложить интересное занятие, время пребывания клиента в магазине существенно возрастет. Например, жена просит мужа посмотреть что-нибудь в Интернете, пока она будет выбирать платье. Поскольку муж с интересом бродит по Глобальной сети, женщине нет смысла торопиться, и в результате она может приобрести не одну вещь, а несколько.

Оптимизировать схемы магазина. Если в магазине установлены 3 и более Wi-Fi-точек, есть возможность определения местонахождения клиента с точностью до нескольких метров. А делая это постоянно, можно построить так называемые «карты нагрева» — схемы магазина, где интенсивность присутствия покупателей отмечена цветом. Получая такие данные, сотрудники смогут более эффективно планировать маркетинговые акции, схемы выкладки товаров и просто оптимизировать покупательские потоки во избежание заторов.

Перечисленные преимущества позволяют существенно улучшить работу магазина и таким образом увеличить выручку. Конечно, вы вряд ли в ближайшее время получите приглашение на свой смартфон зайти в магазин около дома, но в крупных торговых центрах это уже становится реальностью.

Технология №5: Digital Signage

IKEA_06.jpg


Digital Signage (DS, цифровые рекламные панели, они же крупноформатные мониторы) — продукты, позволяющие ритейлерам доносить до клиентов различный контент, от обычного текста до интерактивного видео, посредством электронных носителей. В последние годы эта технология особенно часто применяется в fashion-ритейле и торговых центрах.

Решая внедрить технологию DS, ритейлеры преследуют следующие цели:

  • создать имидж сети, позволяющий отстроиться от конкурентов;
  • оперативно информировать клиентов об акциях, новинках товаров и услуг;
  • демонстрировать покупателям целевую рекламу о товарах и услугах в расположенном поблизости отделе;
  • транслировать общую информацию о магазине, которая может быть интересна покупателям.

При этом DS дает возможность сетевым магазинам централизованно управлять контентом: таким образом сохраняется уверенность, что покупатели каждой отдельной точки будут проинформированы, например, о стартующей акции. А какие-то неудачные акции или же маркетинговые материалы, вызвавшие негодование публики, могут оперативно сниматься с ротации.

Так, по данным европейского интегратора Infoscreen GmbH, Digital Signage на 28% более эффективна в продвижении бренда, чем бумажные постеры. Исследование Digital Signage for Small Business показывает, что установка цифровых панелей в зоне обслуживания может поднять спрос на услуги и товары от 5 до 33%. 

«Если говорить о местах размещения панелей, то чаще всего их используют в кассовых зонах, на входе в торговое помещение, внутри витрин и непосредственно в торговом зале. Порой ритейлеру интересно не вешать несколько раздельных панелей, а образовать из них большую видеостену», - отмечает Алексей Шабанов, менеджер по продукции группы компаний «Пилот».

Сегодня в России заметен определенный прогресс в развитии технологии DS. Ими оборудуют АЗС, розничные банки, аптеки и даже вагоны метро. В ряде случаев применяются профессиональные решения, такие как Samsung, однако большинство ритейлеров стремятся сэкономить на панелях и вместо них устанавливают обычные телевизоры. Но они не учитывают, что к дисплеям предъявляются два важных требования, которым телевизоры не соответствуют: высокая яркость и контрастность даже при солнечном свете и возможность эксплуатации в круглосуточном режиме.   

Подводя итог, хочется сказать: несмотря на то, что инновационные технологии действительно могут дать толчок развитию российского ритейла, ситуация такова, что в ближайшие 2–5 лет основная часть проектов будет основываться на хорошо зарекомендовавших себя решениях с короткими ROI. А под эту категорию подпадают далеко не все инновационные технологии. Однако по-прежнему есть ряд ритейлеров, которые смотрят за горизонт и не отказываются от перспективных решений даже во время кризиса. Они понимают, что именно внедрение подобных решений является локомотивом развития бизнеса, способом отстройки от конкурентов и трамплином, чтобы прыгнуть дальше всех, когда экономика стабилизируется.

Анна Бабанина

0
Реклама на New Retail. Медиакит