IT-инфраструктура омниканальных ритейлеров: собственная разработка или российские аналоги западных решений
время публикации: 10:00 24 ноября 2022 года
Как происходит у ритейлеров «переезд» с западных IT-сервисов на российские? Что поломалось? Какие изменения происходят на рынке интеграции?
Об этом рассказала Тамара Машницкая, директор по стратегическому развитию веб-интегратора AWG.
С какими сложностями сегодня сталкиваются омниканальные ритейлеры после ухода западных it-компаний?
– Мы живем в России и у нас постоянно происходят какие-то встряски: бизнес каждый год решает свалившиеся проблемы и думает, как выжить. Мы продолжаем работать в рамках условий и законов нашей страны, и нет такой проблемы, с которой не справились бы российские предприниматели.
Что касается IT-сферы, то правительство начало курс импортозамещения еще задолго до 2022 года, и многие компании старались этому следовать. Но не всё, конечно, можно заменить отечественным ПО.
В какой-то период почти все ритейлеры были против микросервисной архитектуры и предпочитали монолитное решение, но сейчас те, кто выбирал, как всем казалось, сложное и ненадежное решение, оказались в более выигрышной ситуации, так как лишились только части сервисов, а не целого «дома».
Сильно изменились и задачи в рамках сроков реализации, раньше было время на «раскачаться», а сейчас решения нужно принимать быстро, быть гибкими, но несгибаемыми. И начать анализировать свои действия с точки зрения целесообразности.
Например, если компания осталась только с железом, то не нужно срочно поднимать ecom, если 60% выручки приходится на офлайновые магазины, как хотел сделать один ритейлер. После того, как прошла паника, он проанализировал ситуацию и оперативно внедрил коробочное решение кассового ПО без кастомизации со складами. А затем без сильных потерь для бизнеса перешёл к разработке правильной IT архитектуры сервисных решений на основании бизнес-процессов компании.
С необходимостью замещения каких блоков чаще всего сталкивались ритейлеры?
– Основная проблема – ушедшие PIM-системы. Аналогов в России крайне мало. У некоторых крупных компаний ушли маркетинговые CRM-системы. Вспомним «Перекрёсток», – ритейлер рассчитывал заменить софт для своей программы лояльности за полтора года, но в экстренных условиях пришлось все менять за три месяца.
Для построения правильной архитектуры сервисов нужны силы архитекторов и аналитиков.
Зарубежные PIM-системы абсолютно не гибкие, они все работают на основе мирового опыта розничной торговли. У нас другой менталитет и бизнес работает по-другому. Поэтому сейчас у российских компаний появилась возможность подумать, где у них слабое место, и починить его. Для построения правильной архитектуры сервисов нужны силы архитекторов и аналитиков.
Если мы говорим об отечественном ПО, то честно признаем, что у нас нет всего в одной коробке. Есть 1С, но и ее нужно «допиливать». По некоторым оценкам, полного импортозамещения государство не видит, а 70% импортных решений будет замещено только к 2030 году. Поэтому наша задача – выстроить надежную систему из ненадежных блоков.
Как сказал директор производства AWG Алексей Пушкарев: «У нас есть запчасти Lego и есть запчасти от металлического конструктора. Нам дали в руки скотч и сказали собрать из этого слово «вечность». Работаем с тем, что есть на рынке, используя доступные решения.
И все же сегодня ритейл чаще инвестирует в собственные разработки или в покупку готовых аналогов?
– В ритейле количество инициатив по собственной IT-разработке увеличилось.
Например, группа «М.Видео – Эльдорадо» разработала SaaS решение взамен зарубежному. Но идея у ритейлера зародилась еще в феврале 2021 года. Собственная разработка может быть сильно дешевле аналогов. Например, в данном кейсе годовая стоимость поддержки снизилась на 10%, а стоимость релиза на 85%.
В целом объемы инвестиций в собственную разработку по сравнению с прошлым годом растут?
– В марте-апреле бизнес заморозил вложения в ожидании дальнейших событий. В мае инвестиции выравнивались до прежнего уровня. Но в сентябре снова всё замерло в ожидании дальнейших прогнозов. Мы всё больше приходим к управлению проектами от цифр и все чаще не гонимся за трендами, а создаем их.
Компании продолжают вкладываться в рамках импортозамещения в развитие IT, тут иначе не выйдет. Но объемы вложений в это направление в 2022 году по сравнению с предыдущими меньше, так как собственная разработка или аналог, обходятся сильно дешевле. Кроме того, компании сейчас очень осторожно тратят деньги.
Читайте также: Импортозамещение софта с помощью подрядчиков – опыт Х5 Group
Есть ли примеры удачного импортозамещения? Можете рассказать о каких-то кейсах?
– Да, такие примеры есть, в том числе и среди клиентов AWG.
Например, одному fashion-ритейлеру мы организовываем переезд c SAP Cloud. Мы предложили ему российские решения, переход на которые займет четыре месяца. Или, например, мы делаем для крупного зарубежного косметического бренда (остался работать в России) поэтапную замену каждого элемента их архитектуры. У компании все ПО самописное, IT-архитектура полностью микросервисная, но с зарубежными лицензиями. Поэтому процесс для клиента безболезненный и поэтапный.
Мы всё больше приходим к управлению проектами от цифр и все чаще не гонимся за трендами, а создаем их.
Комментарии ритейлеров — на каких задачах сфокусированы и какие планы развития в 2023 году
Александр Афанасьев, директор по цифровой трансформации ГК БРИНЭКС (бренд «Колеса даром»):
«При фокусировании на планах развития важно понимать разницу между цифровой трансформацией и автоматизацией Компании. При автоматизации не происходит существенных изменений в бизнес-процессах, но серьезно повышается их эффективность.
В результате же цифровой трансформации ключевую роль получают информационные системы, которые начинают принимать управляющие решения и отдавать задания на исполнение. Мы идем к полной цифровизации через текущий этап автоматизации и накопления данных для анализа и построения наиболее эффективного пути развития компании».
Приоритеты ритейлеров в развитии IT инфраструктуры обсудим на конференции UPGRADE ГОДА, 9 декабря 2022 в Москве
Обсудим:
● в какие IT-проекты компании готовы инвестировать в 2023 году
● реальное импортозамещение IT в ритейле: какие блоки необходимо замещать / примеры удачного импортозамещения / что лучше не трогать
● как ритейлеры перестроили разработку
Спикеры:
● Андрей Орлов, ИТ-директор «Аскона»
● Виолетта Минина, собственник магазина jenerkids.ru
● Александр Афанасьев, ИТ-директор, «Колеса Даром»
● Руслан Домащенко, LIME, директор по ИТ
● Татьяна Леонтьева, руководитель портфеля инновационных продуктов и проектов, Х5
Организатор: UPGRADE. Для участия, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...