0/5

Как информационная архитектура помогает вашим пользователям

Как информационная архитектура помогает вашим пользователям
время публикации: 11:30  05 июня 2017 года
Иногда попадаются очень неудобные сайты. Современный дизайн, красивые картинки, а пользоваться неудобно: логика прослеживается с трудом, нужной информации не найти. Скорее всего, разработчики не уделили внимания информационной архитектуре при проектировании этого сайта.

В популярных статьях об информационной архитектуре пишут намного реже, чем о тенденциях дизайна, User Experience и, например, чат-ботах. Хотя именно ИА лежит в основе этих историй.

Одно из самых понятных определений информационной архитектуры дает Луис Розенфельд, соавтор знаменитой книги «Информационная архитектура в Интернете». Его же цитирует Википедия: «Информационная архитектура занимается принципами систематизации информации и навигации по ней с целью помочь людям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные».

Информационная архитектура возникает пересечении контента, контекста и человеческого опыта.

Хорошая информационная архитектура – это не просто правильное понимание информации, но еще и правильное ее изложение. Это понятные структуры и правильные инструменты – модели данных, таксономии, онтологии и т.д.

«Понятие ИА в отечественном проектировании чаще всего понимают очень однобоко - как навигационную структуру сайта или мобильного приложения, - рассказывает Алексей Бородкин, директор по продукту Notamedia, глава Гильдии вольных проектировщиков. - Между тем значение термина куда шире: так, к ИА относится и структура данных - проектирование того, какие сущности есть в системе, как они между собой взаимосвязаны, какие у них есть признаки. Хороший интерфейс, между тем, строится с учетом и навигационной структуры (т.е. того, какое место интерфейс займет в общей структуре сайта), и структуры данных (т.е. того, какие сущности находят свое проявление в интерфейсе - и в каком виде) наряду с прочими факторами - пользовательским опытом, технологической составляющей, функциональностью».

Посмотрим, где информационная архитектура может пригодиться.

1. Разработка сайта или приложения

ИА чаще всего включает в себя два понятия - навигационная структура и структура данных.

shutterstock_390307759.jpg

«Хорошо продуманная навигационная структура помогает сделать так, чтобы интерфейсы созданного продукта гармонично соседствовали друг с другом и вместе составляли единую историю, которая помогает решить пользовательские задачи и принести пользу заказчику, - комментирует Алексей Бородкин. - Кроме того, навигационная структура напрямую учитывается при оценке разработки. Если не учитывать навигационную структуру, то интерфейсы будут бесполезны, а взаимодействие с ними - бесплодным и дискомфортным.

Хорошо организованная структура данных помогает продумать, что находится за интерфейсами - то есть то, с какими данными взаимодействует пользователь, какая их часть выводится на интерфейсах, как работает та или иная функция. Структура данных помогает проектировать интерфейсы, опираясь не только на пользовательские задачи, но и на особенности продукта (и стоящие за ними технологические требования и бизнес-задачи) - это ключевое требование при работе над практически любыми решениями. Структура данных также позволяет более понятно описать продукт для разработчика - для него это является столь же важным артефактом, как и прототипы интерфейсов для графического дизайнера. Если не заниматься структурой данных, то возникает риск того, что задуманный интерфейс будет противоречить сам себе, сущности и их атрибуты (например, атрибуты товаров в интернет-магазине) будут различаться от страницы к странице, описание функциональности будет сложно понимать, а разработчик не разберется в продукте и наделает кучу непреднамеренных ошибок».

2. User Experience

Красивый дизайн – это верхушка айсберга, самый верхний слой. Гораздо важнее то, как структурирована и классифицирована информация, упакованная в этот дизайн.

Именно от этого зависит, сможет ли пользователь быстро найти нужный товар на сайте, узнать обо всех условиях доставки и т.д.

shutterstock_464917496.jpg

Представьте себе магазин одежды, где все товары разнесены только в три категории: мужчинам, женщинам, детям. Хорошая информационная архитектура – это, например, такая классификация товаров, при которой мы можем не только по-разному классифицировать одни и те же данные, но и моделировать некие шаблоны поведения. Скажем, группировать товары в более понятные категории, уточняя или обобщая. Не просто «Вечерние платья», а «Платья на выпускной». Не «Резиновые сапоги» и «Непромокаемые комбинезоны», а подборка детских товаров «Для ненастной погоды», в которую легко добавляются дождевики и зонты.

Хорошая информационная архитектура – это доступность информации на сайте. Речь не только о таких важных страницах, как информация о доставке, возврате, контактах. Обзоры товаров, инструкции и отзывы могут приводить посетителей из поиска прямо на карточку товара. А вовремя отправленный по e-mail совет по использованию оставленных в корзине товаров поможет посетителю завершить покупку. Связать описания товаров и создаваемый контент поможет грамотно спроектированная ИА.

3. Многократное использование контента

Иногда на сайтах царит полнейшая неразбериха. По ссылке с главной мы попадаем на одну страницу с условиями доставки. По ссылке из карточки товара открываются совсем другие условия, а в мобильной версии эта страница и вовсе пуста.

shutterstock_486351010.jpg

В правильной информационной архитектуре каждая сущность, каждый самостоятельный блок информации должен существовать в одном экземпляре, но публиковаться столько раз, сколько потребуется. Так, информация о доставке должна быть всего одна, и выводиться должна на те страницы, где она нужна, не зависимо от используемого устройства или канала.

Публикация из одного источника более эффективна и экономична, чем переработка и повторная публикация контента по различным каналам и устройствам. Все, что требуется, это поставить правильные метки, описывающие контент, и задать правила, по которым они будут использоваться.

Разумеется, это лишь самые очевидные следствия отношения к информационной архитектуре. Есть и другие сферы, где без четкой ИА не обойтись, например, в создании искусственного интеллекта, чат-ботов. Нейронным сетям, системам машинного обучения нужны большие массивы данных и хорошие структуры, на которых они могут учиться.

Но прежде, чем информационная архитектура начнет помогать чат-ботам и машинному разуму, стоит разобраться, помогает ли она людям быстрее и эффективнее находить и воспринимать нужную им информацию. 

0
Реклама на New Retail. Медиакит