Как российским IT-компаниям предвосхищать риски и искать альтернативные решения?
время публикации: 09:00 25 июля 2022 года
Технологический (ИТ) бизнес не может развиваться изолированно: наш продукт, клиенты, партнеры, выручка зависят от глобальных ИТ-сервисов, решения которых мы используем. Что делать, если эти сервисы ушли или в любой момент могут уйти из России? Как предвосхищать возможные риски и искать альтернативные ИТ-решения?
Дмитрий Шестернин, технический директор маркетплейса локальных брендов Flowwow предлагает алгоритм, который позволит оценить риски ИТ-устойчивости, а также расскажет о 3 базовых принципах при поиске альтернативных ИТ-решений. Насколько все серьезно?
С началом боевых действий в Украине все российское IT-пространство поменялось. Международные IT-компании, предоставляющие ИТ-компаниям ключевые сервисы, поменяли правила и условия предоставления своих услуг.
Сценарий 1. Полностью ушли с российского рынка. Так поступили Apple, Netcracker, American Express, Citrix, Intel и многие другие.
Сценарий 2. Ограничили свое присутствие: отказались от поддержки клиентов, прекратили подключать клиентов из России, но продолжили предоставлять основные платные услуги текущим клиентам. Это путь Microsoft, Google, SLACK и других.
Сценарий 3. Пока остались работать на прежних условиях. К счастью для нас, такой путь избрали GitHub, где мы ведем разработку, и Amazon Web Services — компания, предоставляющая нам часть серверных мощностей.
Вне зависимости от стратегий компаний появились сложности с оплатой, так как VISA и Mastercard остановили свою работу на территории России, и многие зарубежные банки прекратили принимать платежи от России.
Действия международных IT-компаний, предоставляющих ключевые сервисы, создали серьезные риски для функционирования нашего бизнеса.
Общий алгоритм работы с рисками
Шаг 1. Составляем список всех IT-сервисов, с которыми напрямую связана деятельность компании. Уход остальных только добавляет нам стресса, но напрямую на нас не влияет.
Шаг 2. Оцениваем уход каждой «нашей» компании с точки зрения рисков для бизнеса.
Шаг 3. Ранжируем эти риски по степени опасности — от самых серьезных до незначительных.
Шаг 4. Работаем с рисками, начиная от самых серьезных:
● Заботимся о безопасности данных
● Находим приемлемые альтернативные сервисы
● Готовим системы к интеграции с ними
● Внедряем в тестовом режиме (на части пользователей, на небольшом участке кода, на фрагменте базы данных и т.д.)
● Если все успешно — масштабируем и внедряем альтернативный сервис в боевую эксплуатацию.
Воспользуйтесь принципом Парето: если у рассматриваемого сервиса есть хотя бы 20% опций и услуг, которые закрывают 80% потребностей вашего бизнеса, это вполне адекватный вариант.
3 базовых принципа при поиске альтернативных сервисов
1. Не ждите, пока используемый вами продукт уйдет с рынка. Если есть риск — значит, уже пора искать альтернативы. Тушить пожары сложнее, чем покупать огнетушители и учится ими пользоваться.
2. Универсальное решение сильнее, чем «следующий» сервис на замену привычному. Отлично, если при подготовке к интеграции с одним новым сервисом вы продумываете способ переключения на любой другой. Учитывая уровень неопределенности, в котором приходится работать российским IT-компаниям, будет верным решением сделать систему максимально гибкой и адаптивной.
3. Откажитесь от перфекционизма. Весьма вероятно, что среди альтернативных сервисов не будет такого, который был бы для вас идеален, но это не повод отказываться от идеи искать решения. Воспользуйтесь принципом Парето: если у рассматриваемого сервиса есть хотя бы 20% опций и услуг, которые закрывают 80% потребностей вашего бизнеса, это вполне адекватный вариант.
Алгоритм в действии
Итак, начинаем! В конце февраля мы составили перечень всех западных IT-сервисов, на которые завязана наша работа, и ранжировали их по степени критичности для бизнеса.
● Amazon Web Services
Это наш риск номер один: при отключении серверов или при потере интернет-связи с дата центром в Европе платформа просто перестала бы работать.
Да, на сегодня AWS остался в России, видимо так как не готов терять 5% своего дохода. Однако российские компании уже сейчас стараются себя обезопасить и используют сервисы AWS с осторожностью.
Как только зарубежные компании объявили о своих намерениях, мы сделали бэкап всех данных на российское облако, затем развернули там полноценные боевые сервера. К 15 марта запустили сервера на «Яндексе» на 10% мощности и два месяца на боевом трафике следили, как ведет себя Яндекс.Облако. К июню перевели туда весь русскоязычный трафик.
● Google Maps
Ядро Flowwow — геолокация: система выдает клиенту товары магазинов, находящихся как можно ближе к адресу получателя, и это обеспечивает быструю надежную доставку. Если Google карты отключатся, сайт будет работать, но клиенты не смогут делать заказы, а это по степени риска почти не отличается от падения серверов.
Мы написали схему, которая позволяет гибко переключаться с одного гео-сервиса на другой, а затем за весну перенесли систему для всех русскоязычных пользователей с Google на «Яндекс.Карты» — на сайте и в приложениях для клиентов, магазинов и курьеров.
У этого решения есть два позитивных эффекта: во-первых, затраты на Google карты, которые раньше были для нас огромной статьей расхода, сократились в 5 раз (весь трафик, кроме русскоязычного, так и остался работать на них), а во-вторых — сейчас, если мы поймем, что нам нужен другой провайдер карт, мы сможем относительно легко подключить его.
● Платежные системы
С уходом Apple Pay и Google Pay мы заметили падение конверсии, что естественно: 70% всех заказов Flowwow совершается через мобильные приложения, и большая часть их оплачивалась при помощи этих систем оплаты.
Мы рассмотрели все доступные системы платежей на российском рынке, быстро провели интеграцию с YandexPay и собираемся интегрировать SberPay. Как и в случае с картами, мы попутно подготовили инфраструктуру к тому, чтобы в нее можно было легко интегрировать любую платежную систему.
● Github
Это сервис, на котором живет наша разработка: при его отключении платформа продолжит работу, но нам потребуется срочно найти другое решение, чтобы развиваться дальше и не потерять драгоценный код.
Первым делом мы перенесли базы данных из Github на наши локальные машины, затем нашли пару альтернативных сервисов. Из доступных нам больше всего подходит self-hosted Gitlab, и мы уже продумали алгоритм его экстренного подключения (при необходимости воспользуемся этим планом).
● Slack, Jira, Confluence
Работа нашей команды ведется при помощи корпоративного мессенджера SLACK и продуктов компании Atlassian. Сейчас эти сервисы лишь частично ограничили присутствие в России – отказали в регистрации новых клиентов. В случае их отключения нарушится внутренняя коммуникация компании, и это крайне нежелательный сценарий.
С февраля мы каждую неделю делаем бэкапы данных используемых нами сервисов, параллельно изучаем рынок альтернативных решений. Теперь нас интересуют только self-hosted системы, поэтому круг решений не так широк, однако мы связались с компанией, которая ранее выносила документацию и задачи (Jira и Confluence) на связке Redmine и Wiki и заручились ее поддержкой на случай вынужденного переезда.
Также, в качестве дополнительной страховки от отключения Jira и Confluence, мы купили годовую лицензию, что отчасти обезопасит нас от форс-мажоров на ближайшие полгода: надеемся, что проплаченная годовая подписка гарантирует, что мы можем пользоваться сервисом без риска внезапного отключения.
Читайте также: Маркетплейс Flowwow выпустил NFT в поддержку всех, кто сейчас далеко от своих близких
Что в итоге?
В марте 2022 года перспективы Flowwow выглядели мрачно, как и у всех российских технологических компаний. Мы не опустили руки и весной провели масштабную модернизацию и глобализацию нашего продукта и обнаружили, что наша система стала более гибкой, устойчивой к рискам и распределенной.
Альтернативные ИТ-решения, которые мы продумали на случай ухода ключевых сервисов, совершенно точно пригодятся нам для разворачивания нашего продукта на других рынках.
Очевидно, что IT-сфера в России переживает непростые времена. В ближайшие годы технологии неизбежно пойдут по пути упрощения, и техническое отставание от всего мира на 5-6 лет нам обеспечено — зато прямо сейчас мы получили буст в виде упрощения найма IT-специалистов, понижения уровня зарплат и других эффектов, которые обязательно сыграют в пользу бизнеса.
Дмитрий Шестернин,
технический директор маркетплейса локальных брендов
Flowwow.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...