0/5

Какие технологии использует российский ритейл, чтобы избежать краж?

Какие технологии использует российский ритейл, чтобы избежать краж?
время публикации: 10:00  12 июля 2024 года
@Freepic
Шоплифтинг — кража, при которой товар из магазина похищается незаметно. Ежедневно сотрудники магазинов ловят нарушителей, которые выносят продукты, одежду и другие вещи из магазинов, но сколько краж остается незамеченными?
Константин Белянин



О том, как устроен шоплифтинг в России, и как свести кражи к нулю — расскажет менеджер по работе с ключевыми заказчиками LUIS+ Константин Белянин


За чем охотятся шоплифтеры?


Как правило, большая часть краж (более 50%) приходится на посетителей и кассиров, остальное — на персонал в административных и служебных помещениях. Например, сотрудники склада могут сговориться и устроить списание товаров и выгрузку в мусорку или просто вынести товар через служебные входы/выходы.

По данным LUIS+, применение систем безопасности позволяет снизить вероятность краж среди посетителей в среднем до 5%, кражи среди кассиров — до 1%, в административных и служебных помещениях — до 5%.

По подсчетам аналитиков, больше всего шоплифтеров интересуют: продукты, одежда, обувь, косметика. Наименее интересная категория для шоплифтеров — электроника и крупные товары. При этом шоплифтеры в основном действуют в одиночку: на организованные группы приходится всего 1,5-2% всех краж.  

По данным экспертов, потери в магазинах одежды после визитов шоплифтеров могут составлять от 70 тысяч до 700 тысяч рублей. Случаются кражи и на 1 500 000 рублей и более. Применение систем безопасности может сократить потери на 25 – 150 тысяч рублей, а если шоплифтер находится на самом объекте и его обнаружили, то потери можно сократить и до 99%.


Зачем и почему воруют?


Чаще всего кражи совершаются из-за отсутствия денег на интересующий товар, из-за желания сохранить деньги или ради интереса. Последнее — чаще встречается у подростков или людей, которые находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Реже бывают случаи похищения товаров из-за психических расстройств или клептомании. 

Воруют не только посетители магазинов, но и персонал. Сотрудники чаще совершают хищения более дорогих товаров, потому что хорошо знакомы с условиями списания потерь и знают «слепые зоны» залов.

Интересно, что шоплифтеры часто рассказывают о своих «подвигах» и продуманных схемах в социальных сетях. Например, в одной из торговых сетей был случай, когда молодой человек украл футболку из магазина, где работал его знакомый. Сам сотрудник магазина не заметил кражи, и узнал о ней только когда вор подарил ему украденную вещь и рассказал, что пронес товар мимо рамок с помощью самодельной коробки из фольги и металлизированного скотча, обманув систему. 

Какие технологии использует российский ритейл, чтобы избежать краж?
@Freepic


Кеш-контроль: для чего нужен и как работает? 


В магазинах, где всегда идет «движение» денежных средств, кражи — частая проблема.

Могут быть мошеннические схемы и уловки кассиров, ошибки в системе. Их нужно выявлять. Установка камер в торговом зале или над кассой, — ещё и психологическая мера: человек знает, что за ним следят, и вероятность противоправных действий снижается.

При этом просто записать видео недостаточно — в нем должны быть дополнительные функции. Сегодня это, например, модули кэш-контроля. Благодаря им на камере можно увидеть, что именно пробивается на кассе: данные чека сразу появляются на видео. Так можно заметить, что человек пронес товар, которого не было в чеке, а значит — это ошибка или кража.

Сейчас система кеш-контроля развивается и становится «умнее». Если товар перекладывали на кассе и не поднесли к сканеру штрихкода, мы это увидим. У кассира есть три действия: взять товар, отсканировать и положить. Если одно из действий отсутствует, система, которая называется «Чистые руки», просит операторов обратить на это внимание. Система применяется и на обычных кассах, и на кассах самообслуживания, которых стало много.

Если человек указал неверный вес товара или, например, переклеивает на нем ценники, камера тоже может помочь это зафиксировать. Понять это легко: покупок много, а чек маленький.

У одного из наших клиентов-ритейлеров был случай, когда покупатель набил пакет разными товарами, а в чеке была только одноразовая посуда и лимоны.

Вариантов махинаций в ритейле множество. Как производитель систем безопасности, мы стараемся это учитывать, чтобы совершенствовать системы и помогать снижать финансовые потери. Сейчас мы строим универсальную систему контроля: в этом случае в системе видеонаблюдения не обязательно должно быть оборудование одного бренда.


Поможет ли обычное видеонаблюдение вычислить преступника? 


Единых требований к формату камер и месту их установки в ритейле — нет, и это негативный фактор. В одной и той же торговой сети, но в разных магазинах — система видеонаблюдения может быть устроена абсолютно по-разному, так как не стандартизирована.

Кроме кассы, контролировать нужно и другие зоны. Например, в магазине может работать организованная группа: один готовит пакеты в торговом зале, другие — их выносят. Обычная система видеонаблюдения не сможет зафиксировать такое нарушение в моменте, более того ― о нем ритейлер может никогда даже не узнать.

Поэтому в современные системы безопасности для магазинов и системы видеонаблюдения встраиваются специальные алгоритмы поиска людей. 

Например, человек заходит в магазин шесть раз за четыре часа, и выходит без покупок. Система фиксирует каждый его визит в кадре. Стали появляться и дополнительные модули: они «видят», что человек идет с прикрытым лицом и дают сигнал внутренней службе безопасности. 




Читайте также: Как обуздать организованную преступность, специализирующуюся на ритейле


 


Искусственный интеллект и новые технологии в ритейле


Функции системы кеш-контроля продолжат масштабироваться. Если раньше система контролировала только кассовые операции, то сегодня может многое определять за счет искусственного интеллекта и нейросетей.

На мой взгляд, для предотвращения краж в магазинах будет применяться все больше интеллектуальных функций. Сейчас разрабатывают автоматизированные кассы, которые не просто снимают человека, но и отслеживают его действия. Это альтернатива службе охраны, для обхода которой у мошенников часто уже есть продуманные схемы. Новые технологии позволят контролировать каждое действие человека на кассе.

Часто профессиональные воры ходят из магазина в магазин и выносят товар. Поэтому у крупных ритейлеров, как правило, есть единая база нарушителей. Это называется «контроль за шоплифтерами». Чтобы предотвратить кражи, данные о подозрительных людях передается по магазинам торговой сети, и персонал знает нарушителей в лицо. Если человека поймали один раз, его заносят в общую базу без имени ― только лицо. Таким образом, торговые сети не нарушает законов, связанных с персональными данными.

Иногда базы нарушителей, которые ведут ритейл-игроки помогают сотрудникам правоохранительных органов вычислять людей, которые находятся в розыске. Для этого базы нарушителей, которые хранят магазины, должны быть связана системой «Безопасный город». Принцип любой нейросетевой технологии: чем больше база, чем больше наработок, ― тем эффективнее и качественнее становится продукт.

Константин Белянин, 
менеджер по работе с ключевыми заказчиками LUIS+. 

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит