0/5

Как увеличить пропускную способность магазина при помощи кассового ПО

Как увеличить пропускную способность магазина при помощи кассового ПО
время публикации: 10:00  27 апреля 2016 года
Проблема, с которой неизбежно сталкивается любой продуктовый магазин — очереди в час пик. Вопреки распространенному мнению, для ее решения необязательно приобретать какое-то специализированное дорогостоящее оборудование. О том, как увеличить пропускную способность магазина при помощи кассового программного оборудования (ПО) рассказал Алексей Шабанов, ведущий менеджер по продукции группы компаний «Пилот».

Самый простой способ разгрузить магазин — оптимизировать работу персонала: изучить нагрузку в пиковые часы и выводить в этот период на кассовые линии дополнительных работников. Для того, чтобы реализовать эту возможность, кассовое ПО должно обладать соответствующим функционалом — как минимум, уметь передавать информацию администратору магазина о загрузке касс.

Однако этот способ не всегда работает: в магазине может не быть дополнительных касс или же у ритейлера ограниченное количество работников. Поэтому рассмотрим шаги, которые гарантированно ускорят процесс обслуживания при помощи кассового ПО.

Шаг №1: Минимизация действий кассира

Чем меньше работнику кассового узла нужно совершать действий, тем быстрее он обслуживает покупателей. В этом случае кассовое ПО можно настроить таким образом, чтобы сотруднику приходилось только сканировать в открытом чеке товары, дисконтные карты, купоны, а система уже самостоятельно применяла условия лояльности, акционные и социальные скидки. Кассиру в таком случае остается только закрыть продажу и принять деньги у покупателя.

Шаг №2: Отдельные кассы для табачной продукции

Изучение и анализ очередей показали, что самые долгие с точки зрения обслуживания покупателей чеки появляются, когда клиент просит продать ему табачную продукцию. Если сигарет нет на кассе, время сервиса увеличивается в разы. Самый разумный в данном случае вариант, который уже реализован в ряде крупных гипермаркетов: вынесли продажу табачной продукции на отдельную кассу. Либо ввести дополнительный административный регламент: если на кассе нет сигарет, то они не продаются.

shutterstock_256658419.jpg

Шаг №3: Взвешивание на кассе

Во многих супермаркетах, если они продают весовой товар, установлены весы. Причем некоторые магазины взвешивают на кассе, а другие используют весы самообслуживания. В результате покупатели нередко путаются — нужно ли им самим взвешивать товар или же это сделает кассир. Как следствие, не всегда клиент приходит на кассу с заранее завешенным товаром. Время обслуживания автоматически увеличивается: либо покупатель идет взвешивать, тем самым создавая очередь, поскольку работа кассы парализуется, либо ему приходится отказываться от товара, что негативным образом отражается на его лояльности к бренду.
Для решения этой проблемы ряд ритейлеров вводит такое понятие, как отложенный чек: то есть на кассе можно отложить чек, для которого требуется самостоятельное взвешивание товара и обслужить следующего покупателя. Не всегда это работает, так как с отложенными чеками нередко связаны случаи экономических нарушений с участием сотрудников магазина.

Другие ритейлеры просто оснащают кассовый узел дополнительными весами, оставляя весы самообслуживания в торговом зале. То есть, если покупатель не взвесил товар сам, его завесит кассир. С точки зрения кассового ПО здесь необходим модуль, позволяющий оперативно выбрать весовой товар и добавить его в чек. Например, мы реализовали так называемую весовую витрину, где товар сгруппирован по категориям (конфеты, овощи, фрукты, крупы, приправы, кофе) и возможен поиск по названию. Этот вариант удобнее, чем поиск товара по коду или названию, так как кассир не постоянно взвешивает товар, ему тяжело удержать в памяти числовое значение каждой позиции. А на его поиск на листе бумаги или на консультацию у коллег уходит драгоценное время.

Кроме того, прикассовые весы позволяют избежать пересортицы: если покупатель, к примеру, перепутал зеленые яблоки «Голден» и «Гренни», кассир может оперативно сориентироваться и устранить эту ошибку, заново взвесив товар и добавив его в чек.

shutterstock_205299085.jpg

Шаг №4: Оптимизация оплаты

Как показывает практика, сегодня значительное количество покупателей оплачивают покупки по безналичному расчету. У некоторых ритейлеров это число доходит до 50%. Можно настроить ПО таким образом, чтобы платеж по умолчанию ожидался от банковской карты. В таком случае кассир совершает минимум действий и ожидает ответ от банковского терминала, а ритейлер выигрывает 2-3 секунды в обслуживании. Если покупатель расплачивается наличными, то кассиру просто нужно ввести полученную сумму и произвести расчет.

Шаг №5: Борьба с мелочью

Сегодня многие ритейлеры переходят к округлению суммы покупки. При этом умные, дальновидные владельцы бизнесов округляют в сторону покупателя: то есть, если товар обошелся клиенту в 149 рублей 58 копеек, ему называется стоимость 149 рублей. Округление компенсируется за счет скорости обслуживания, и магазин получает еще один способ воздействия на лояльность покупателя. А поскольку клиенту не приходится тратить время на поиск мелочи в кошельке, работа кассового узла становится более оперативной.

Шаг №6: Обучение персонала

Как бы этот шаг ни казался прозрачным, не все ритейлеры проводят обязательное обучение персонала правильной работе с кассовой программой. Конечно, нормальное ПО должно обладать интуитивно понятным интерфейсом, но даже в этом случае необходимо хотя бы минимальное обучение кассира типовым действиям.



Читайте также: Кадры в ритейле: «В кризис нанимают специалистов, которые не ищут работу»




Шаг №7: Пункты возврата

Для супер- или гипермаркетов с высокой проходимостью актуально оборудовать отдельные пункты возврата товара. Согласно российскому законодательству, если возврат производится в день покупки, то он должен проводиться через кассу. Если он осуществляется на следующий день, то достаточно заявления покупателя — деньги ему возвращаются с главной кассы. Для того чтобы не парализовать работу кассового узла в случае возврата, необходимо вынести отдельный пункт обслуживания покупателей, оборудованный возвратной кассой.

Шаг №8: Оптимизация работы с отменами

Нередко для проведения ряда действий на кассе требуется вмешательство сотрудников, обладающих административными правами, например, когда идет отмена покупки или товарной позиции. Все прекрасно представляют ситуацию: произошла ошибка в чеке, допустим, кассир дважды просканировал один и тот же товар. Чтобы исправить оплошность, ему приходится вызывать администратора, которого, зачастую, нет поблизости. В результате обслуживание покупателя затягивается, растет очередь.

В этом случае на кассовом ПО вводится специальный регламент: за отмену позиции отвечает контролер торгового зала или администратор, который постоянно находится в пределах кассовой линии.

Также можно оптимизировать отмены. Отмен (сторно) в чеке может быть несколько видов: отмена/сторно всего чека, отмена/сторно выборочной позиции, отмена/сторно последней позиции или ошибка. Отмена всего чека или выборочной позиции делается с помощью администратора. А сторно последней, ошибочно пробитой позиции один раз в чеке может сделать сам кассир. Это также ускоряет обслуживание. 

Ускорить обслуживание покупателей без дополнительных капиталовложений реально — достаточно привести в порядок кассовый узел и обучить сотрудников.

Алексей Шабанов,
ведущий менеджер по продукции группы компаний «Пилот»

0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности