0/5

Кассовый прорыв: что ОФД дает ритейлеру

Кассовый прорыв: что ОФД дает ритейлеру
время публикации: 11:30  04 сентября 2017 года
Год назад ФНС зарегистрировала первых операторов фискальных данных и российские ритейлеры получили возможность подключения онлайн-касс. Что дало это подключение помимо финансовых затрат и головной боли? Действительно ли данные, собираемые оператором, можно использовать для бизнеса?

До вступления в силу 54-ФЗ процесс перехода на новые кассы шел небыстро, но операторы фискальных данных исправно работали, накапливая информацию о продажах самых ответственных ритейлеров. Основной прорыв случился в мае-июне, и с тех пор число подключенных касс продолжает расти от месяца к месяцу. Уже сейчас можно говорить о террабайтах собранных данных и очень широких возможностях их анализа.

Сейчас в ФНС передается несколько сотен миллионов чеков в день. Например, компания «Платформа ОФД», к которой сейчас подключена каждая четвертая касса России, получает 25-30 млн чеков в сутки. В целом, за год работы новой системы в ФНС передано уже более 10 млрд чеков.

Оператор фискальных данных обязан хранить полученную информацию в течение пяти лет. И в течение этого времени данные будут доступны ритейлеру. Террабайты данных, поступающих в ОФД – это колоссальная статистика о ситуации в разных регионах и в целом по стране.

Кассовый прорыв: что ОФД дает ритейлеру

Налоговая принимает информацию от ОФД по утвержденным форматам фискальных данных (ФФД). Но оператор может собирать и другую информацию, помимо утвержденного формата – это те самые данные, по которым строится более подробная аналитика продаж в личном кабинете клиента.

Таким образом, ОФД может предоставлять b2b-сервисы, основанные на собираемых данных, как самим ритейлерам, так и третьим сторонам. Предпринимателям доступна статистика продаж, активность кассиров, точки в целом, минимальная бизнес-аналитика, интеграция с бухгалтерскими, складскими и CRM-системами.

О перспективах и возможностях аналитики продаж на основе получаемых данных заявляют практически все ОФД. Так, совсем недавно «Яндекс.ОФД» запустил пилотный проект по прогнозированию спроса и наличия товара.

Что предлагают операторы

Алексей Баров, генеральный директор оператора «Платформа ОФД», называет информацию о покупках в магазинах, отражаемую в чеках, «последней милей» аналитики потребительского поведения. Компания разработала интересный сервис – интерактивную карту онлайн-касс, на которой в реальном времени можно посмотреть информацию по каждой кассе в любой торговой точке, подключенной к этому ОФД.

Снимок1.JPG

Крупные ОФД предлагают своим клиентам различные отчеты, статистику, и данные о продажах в реальном времени.

«На текущий момент мы предлагаем несколько форматов отчетов для различной целевой аудитории, – рассказывает директор по развитию бизнеса Первого ОФД Максим Ларькин. – Один из них – отчет для сотрудников, осуществляющих сервисное обслуживание контрольно-кассовой техники. В этом отчете видно количество зарегистрированных ККТ, количество активных ККТ, время отправки последнего фискального документа. Также данный отчет позволяет контролировать окончание срока действия фискального накопителя.

Второй тип отчета будет полезен для бухгалтерии и старших кассиров. Там можно увидеть сумму продаж по сменам, информацию по возвратам, а также способ оплаты каждой покупки. Кроме того, для данной целевой аудитории есть отчет по позициям. Он полезен, если что-либо случилось с чеком, либо произошел возврат, и необходимо провести оперативную сверку.

Также мы планируем реализовать отчет по номенклатуре, который позволит выделять наиболее популярные наименования продуктов.

Кроме того, руководителям будут интересны дашборды (dashboards), на которые выводятся основные показатели продаж: выручка, количество чеков, средний чек, и т.д.».

кассовый прорыв: что ОФД дает ритейлеру

Своим клиентам ОФД пока предоставляют информацию бесплатно. На данном этапе задача компаний – наработать серьезный опыт.

А вот с предоставлением информации третьим сторонам – производителям, поставщикам, аналитическим агентствам, сервисам и др., пока много сложностей.

«Все данные, которые передают кассы, являются собственностью самого предпринимателя, – поясняет Максим Ларькин, – соответственно, принимать решение, кому и как работать с этими данными, принимает сам клиент. Если он решает передать информацию сторонним третьим лицам, то это его право. В ином случае аналитика может вестись только в обезличенном виде».

Аналогичного мнения придерживаются и в компании «Платформа ОФД». Клиенты этого оператора в праве запретить использовать передаваемые данные в составлении общей статистики.

Стоит уточнить, что ОФД получают и обрабатывают информацию полностью в обезличенном агрегированном виде. В ней нет никаких персональных данных граждан. У ОФД есть лишь возможность агрегировать такую информацию по разным параметрам. Поэтому ОФД – не оператор персональных данных, в отличие от владельцев кассовой техники (письмо-разъяснение от Минкомсвязи от 07.07.2017 N П11-15054-ОГ)

Есть ли спрос

Спрос на аналитику, безусловно, есть. О нем единогласно говорят все операторы, уточняя, что в первую очередь в аналитических данных заинтересованы небольшие ритейлеры, которые не могут своими силами вести учет продаж, собирать и анализировать подробную информацию.

Алексей Баров называет в числе самых популярных запросов от клиентов «Платформы ОФД» статистику по каждой кассе торговой точки, детальное сравнение двух магазинов (например, по количеству чеков в пиковые часы, количеству SKU в чеке и др.). Такая аналитика может помочь руководителю выявить незапланированные простои в работе каждой конкретной кассы, нехватку товара в торговом зале или на складе и другие сбои в бизнес-процессах магазина.

кассовый прорыв: что ОФД дает ритейлеру

Кирилл Войцехович-Казанцев, основатель и операционный директор i-Retail, поясняет ситуацию: «Большой ритейлер исторически имеет свой бэкофис, в котором собирает много данных с торговых точек и строит по ним множество отчетов, которые он затачивает под себя в особом разрезе (выручка по типам точек, продуктовых групп, полок и т.д.) и на основе которых управляет продажами. Поэтому ОФД вряд ли удивит его какими-то особыми данными. Если зайти в личный кабинет любого ОФД, то там есть пара примитивных отчетных форм, которые и так уже есть у большого ритейлера.

Маленький\средний ритейлер до недавнего времени отчетность если и вел, то в ограниченном виде. Вот ему как раз может быть интересно зайти в личный кабинет ОФД и посмотреть свою выручку, возвраты и прочее. Но есть нюансы: если у клиента смарт-касса (их выпускают i-Retail, Mерката, Эвотор и пр.), то ему и без ОФД строится аналитика, да еще и в большем объеме, и с удобной выгрузкой. А вот если у него кнопочная «автономка» (например, Атол 90ф), то тогда нигде, кроме как в личном кабинете ОФД, он расширенную аналитику не посмотрит.

А вот кому действительно может быть интересна аналитика по ритейлу из такого источника, так это тем, кто с ними работает, – оптовики, крупные производители, банки. И в каком-то виде такие данные они будут стремиться заполучить».

Но даже крупные торговые сети, ведущие собственную аналитику, находят свои плюсы в работе с ОФД. «Одним из преимуществ онлайн-фискализации называют возможность для ритейлера получать отчетность для самой торговой организации, но для нас это не совсем актуально, т.к. всю отчетность мы ведем в программе SAP, – комментирует Ольга Егорова, руководитель контрольно-консультационной группы компании «Эльдорадо». – Но преимущества, конечно, есть, и одним из таких преимуществ является то, что теперь нам не нужно при закрытии дня запрашивать копии отчетов с кассы, мы всё это можем посмотреть онлайн в личном кабинете ОФД».

Не все так просто

Обработка данных, получаемых от ритейлера, имеет определенную сложность – многие товарные позиции в чеках довольно сложно классифицировать. По разным причинам ритейлеры указывают в строке наименования товара вес изделия, название производителя, артикул, количество, цвет. Иногда в эту строку попадают такие данные, как пищевая ценность, наименование магазина, рекламный слоган или просто набор случайных символов. Один и тот же товар может иметь несколько сотен, а иногда и больше тысячи различных наименований. Так, по данным «Первого ОФД» для сигарет Marlboro Gold количество наименований достигает 1079.

«Платформа ОФД» приводит еще несколько курьезных примеров. Например, при анализе чеков только за один день, позиция «хлеб белый» имеет 330 варианта названий. В их числе встречаются даже такие, как «хлеб белый дешево сердито 380 г». Позиция «спички» – 510 наименований. Встречаются такие названия, как «Спички "Колумб" 40мм, 20шт " BOYSCOUT" не гаснут от ветра и влаг», «Спички Спецназ 20 шт. БЕЗ РЕKЛАМЫ». Позиция «соль пищевая» – 132 наименования. Этот товар кто-то даже называет таким образом – «165253 Соль пищевая выварочная йод ъё Ёр 1 ъу ърЁ /яр ър». Позиция «пакет майка» – 2378 наименований. В числе названий товара – «пакет майка (покупайка) Семья (28*50*13мкм )», «[ЧОпл] пакет майка Виноград на желтом/на синем (уп25)».

Такое разнообразие отрицательно сказывается на точности результатов, поэтому операторам приходится привлекать к решению этой задачи серьезные технологии . Так, «Платформа ОФД» инвестирует в разработку системы распознавания и классификации товарных позиций с использованием технологии нейронных сетей. Это поможет предпринимателям анализировать свои товарные потоки, грамотно классифицировать товары, и развивать бизнес на основе полученной информации.

Что дальше

По прогнозам компании «Платформа ОФД» число операторов не будет интенсивно расти, и через 2-3 года их вряд ли будет более двадцати. Но при этом накопленные существующими операторами данные заметно поднимут рынок дополнительных услуг – аналитика уже через год будет составлять не менее 20% бизнеса ОФД.

Прогноз вполне оправдан. С одной стороны операторы «набивают руку», извлекая максимум полезных сведений из фискальных данных. А значит, скоро смогут предоставлять отчеты любой сложности и степени детализации – это вполне можно делать за деньги. А с другой – число клиентов, потенциально заинтересованных в этих сведениях, постоянно растет. Уже скоро ожидается «вторая волна» подключений, когда на новые кассы должны будут перейти предприниматели, работающие по ЕНВД и патенту.

Одним из потенциально перспективных направлений, непосредственно связанных с бизнесом ОФД, в «Платформе ОФД называют классификацию товарных позиций в чеках. По предварительным оценкам, этот рынок может быть не меньше, чем рынок основой услуги ОФД. 

Мария Сысойкина

0
Реклама на New Retail. Медиакит