0/5
Логистика: будущее и настоящее рынка

Логистика: будущее и настоящее рынка

Логистика: будущее и настоящее рынка
время публикации: 10:00  21 декабря 2020 года
Успех логистической компании напрямую зависит от уровня удовлетворенности клиентов, которые с каждым днем становятся все более требовательными к качеству и срокам доставки грузов. Важность бесперебойных логистических процессов, а в частности доставки, осознали все во времена «великого локдауна», когда у людей не было возможности свободно совершать покупки в режиме офлайн.
Логистика: будущее и настоящее рынка

О том, какие технологии определяют будущее и настоящее логистического рынка, рассказывает Иван Семягин, руководитель отдела разработки логистического блока информационных систем CDEK IT.




Технологии бесконтактной доставки 

Один из самых действенных способов борьбы с распространением коронавирусной инфекции — уменьшение количества контактов. Поэтому бесконтактная доставка стала ключевым трендом пандемийной реальности, который подхватили все компании, озабоченные сохранением прибыли и здоровья своих клиентов. 

На самом деле, в данной технологии нет ничего сложного: курьер по приезду отправляет смс или пуш-уведомление через своё приложение на телефон клиента, оставляет посылку у двери и отходит на расстояние не менее трех метров. После чего клиент передает ему код и забирает посылку. Раньше курьер просил получатель расписаться в своём маршрутном листе и на бумажной накладной.

Рост спроса на бесконтактную доставку первой испытала китайская компания — крупнейший доставщик азиатской еды — Meituan. Пилот новой услуги был запущен еще в январе на фоне роста заболеваемости Covid-19. Уже в феврале бесконтактным способом доставлялось примерно 80% заказов. 

Вторым способом бесконтактной доставки является постамат. В России в последние годы произошел постаматный бум – у некоторых компаний количество постаматов превышает 10 000. 

Логистика: будущее и настоящее рынка
  

Роботизированная сортировка 

На многих современных складах сортировка осуществляется «армией» небольших роботов, ориентирующихся в пространстве с помощью QR-кодов на полу. Плюсы данной технологии в том, что замена отдельного взятого робота обходится недорого и с помощью них можно легко контролировать производительность сортировки.

В западных компаниях, таких, как Amazon, Wallmart, подобные технологии применяются уже достаточно широко. Роботы исключают человеческий фактор, поэтому с их внедрением можно значительно ускорить скорость обработки грузов и свести ошибки, которые свойственны сортировщикам, до нуля, например,  полностью снизить риск порчи груза. 

В российских условиях пока выгоднее до определенного масштаба работать с людьми из-за достаточно низкой стоимости труда. Чтобы организовать сортировку с помощью роботов, в первую очередь нужен отлаженный бизнес-процесс. Если в рамках процессов компании человеку нужно принимать какие-то трудоемкие ситуативные решения,  роботы пока вряд ли смогут прийти ему на смену. К тому же их функционал ограничен работой с типовыми грузами, – с крупногабаритным грузом роботы уже не справятся. Конечно, немаловажным стоп-фактором выступает и высокая цена подобных технологий. Для внедрения необходимого количества роботов-сортировщиков на склад площадью от 20 тыс. кв.м. понадобится несколько миллионов долларов. 


Автоматизированная сортировка 

Когда к вам на склад поступает более 200 тысяч грузов в сутки, обрабатывать с помощью человеческого труда такие объемы становится очень затратно и долго. Автоматизированные сортировщики, в отличие от роботов, представляют собой целую систему для обработки груза с  конвейерной лентой, по которой двигаются товары и происходит их распределение. Они позволяют сортировать грузы по нужным параметрам, по более чем 300 направлениям, сразу проверяя их на интроскопе. Подобные сортировщики могут обрабатывать до 20 тыс. грузов в час. Сейчас все крупные современные логистические компании двигаются в этом направлении. 

Логистика: будущее и настоящее рынка


Терминалы сбора данных (ТСД)

По сути, терминал сбора данных представляет собой смартфон в прочном корпусе с возможностью сканирования штрих-кодов, а также собственной флеш-памятью и встроенным аккумулятором. Терминал способен хранить и передавать информацию о грузах в информационную систему или WMS через сеть. При помощи подобных терминалов можно оперативно найти нужный товар на складе и узнать данные об объеме хранящейся в складских помещениях продукции. 

Несмотря на то, что ТСД используются достаточно давно, их модели постоянно модифицируются. Сейчас уже есть модели, на которых сканер вынесен отдельно в специальное кольцо, что позволяет освободить одну руку сотрудника и значительно повысить его эффективность при обработке груза. 

Отличными с точки зрения эксплуатационных характеристик являются модели ChipherLab RK25 и Zebra TC20 на базе Android. Основными их особенностями являются размер экрана, наличие специальной ручки или ремешка. Основное преимущество их использования – мобильность сотрудников. Основные недостатки – частые поломки и сравнительно высокая стоимость. 




Читайте также: ТОП-6 технологий, которые навсегда изменят рынок логистических услуг




Дополненная реальность 

Инструменты дополненной реальности в России применяются, как правило, на небольших складах или непосредственно курьерами. Современные камеры и технологии позволяют распознавать сразу несколько грузов, выводя при этом дополнительную информацию на экран. Например, можно увидеть, какие из грузов следует доставлять сегодня, а какие ещё не готовы к доставке. 

Устройство само ничего не определяет, оно лишь выводит на экран информацию из системы. Допустим, у нас в системе есть время, согласованное с клиентом. В таком случае при считывании со штрих-кода конкретной посылки мы сможем вывести на экран это время. Или, например, показать курьеру, что груз предназначен не ему, и он должен вернуть груз на склад.

Полагаем, что рано или поздно это станет трендом, т.к. многие компании отходят от использования бумажных носителей и в будущем на коробках останется только штрих-код. Всю информацию курьер будет получать на смартфоне или ещё проще – через камеру или специальные устройства (такие, как очки дополненной реальности). Однако пока эта технология обходится дорого и в широкое применение не вышла. 

Конечно, "машины" ещё не в состоянии полностью взять под контроль все логистические процессы. Однако, они существенно помогают повысить эффективность компании: оптимизировать затраты, увеличить скорость работы груза. Такие инновационные технологии, как, например, 3D-печать или беспилотный транспорт, требуют значительных вложений, а экономический эффект от их применения остается слишком туманным. Но, учитывая, что логистика — одна из наиболее технологичных отраслей, на горизонте десяти лет будущее вполне может стать реальностью.

Иван Семягин, 
руководитель отдела разработки логистического блока информационных систем CDEK

Для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности