Почему в fashion-ритейле не работают стандартные решения
время публикации: 13:30 19 февраля 2016 года
Fashion-ритейл существенно отличается от других отраслей розничной торговли. И дело даже не в острой конкуренции брендов, высоком среднем чеке или необходимости оперативно управлять товарными запасами.
Продажи в fashion-ритейле сильно зависят от сезонности. Поэтому для автоматизации магазинов требуются решения, учитывающие этот фактор. О том, почему стандартный кассовый софт в fashion-ритейле не работает и как не набить шишки, выбирая подходящее программное обеспечение, рассказал Алексей Шабанов, менеджер по продукции ГК «Пилот».
Какие бы ни возникали сложности в кризисное время и как бы ни трясло рынок fashion-ритейла, он остается, но изменяется в соответствии с новыми реалиями. Типовой случай — ритейлеры предъявляют все более жесткие требования к процессам планирования и управления ассортиментом. Самый логичный выбор — переложить большую часть возникающих сложностей на плечи решения для автоматизации торговли. В продуктовом ритейле это достигается за счет деления нагрузки на бэк- и фронт-офис. В fashion-ритейле такого деления практически нет. Здесь правит необходимость максимальной ориентации на клиентов, а добиться этого можно при помощи различных модулей, включенных в решение:
- управление продажами;
- управление клиентами (CRM);
- управление торговыми запасами, включая планирование, закупки, автопополнение запасов, прогнозирование (F&R);
- управление промо;
- система отчетности (BI).
Рассмотрим подробнее, за что же отвечает специализированное торговое решение для fashion
Управление продажами и клиентами. Сегодня наиболее важный курс для fashion-ритейла — персонализировать предложение, что повлечет за собой повышение ценности сети в глазах покупателя и, как следствие, увеличение суммы среднего чека. Клиент, приходя на кассу, всегда должен получать ответ, на какую скидку может рассчитывать, либо видеть содержание бонусного счета. Управление продажами интегрируется с внешними системами, например, с бухгалтерскими программами.
Управление запасами. Этот модуль помогает ритейлеру закупать товары, доставлять их в магазин, контролировать остатки, особенно в разрезе «коллекция», «размер». Кроме того, он предоставляет оперативный доступ к просмотру остатков по всей торговой сети или близлежащим магазинам. С его помощью продавцы получают возможность резервировать или перемещать товары между торговыми точками. При этом система аналитики и планирования может прогнозировать продажи, смотреть, в каких магазинах те или иные товары продаются лучше, и в зависимости от данных предлагать распределение запасов.
Читайте также: О каком кризисе вы говорите? Богатые россияне скупают люкс
Развитая система отчетности. В fashion-ритейле, как и в других отраслях розничной торговли, необходим анализ продаж, отслеживание их истории. Однако именно в этой сфере отчеты феноменально разрастаются: ритейлеру требуется не только знать, что и в каком количестве продано, но и обладать аналитикой в различных разрезах, включая проникновение товарной группы, пол, возраст покупателей.
Централизованное управление. Многие магазины fashion-сегмента являются сетевыми, причем в одном бренде могут быть как собственные торговые точки, так и открытые по франшизе. С другой стороны, одна сеть может быть мультибрендовой. Поэтому специализированное решение должно уметь работать с такими магазинами, предоставлять инструменты единого управления, формирования отчетности, аналитики, маркетинга. Не менее важно, чтобы ритейлер мог варьировать цены по регионам и даже в пределах одного города. Не секрет, что цены на одни и те же товары могут отличаться — большинство сетей практикует гибкое управление ценами с учетом географии, экономических показателей, проходимости, стоимости аренды.
Как же подобрать подходящее торговое решение?
В первую очередь следует учитывать потребности бизнеса — ритейлеру нужно знать, какими инструментами он желает обладать, действительно ли они ему необходимы и не забыл ли он в процессе планирования обо всех особенностях магазина. Не менее важно заранее решить, каким планируется развитие бизнеса: будет ли работать один магазин или впоследствии он разрастется до сетевого формата. А также определиться, будет магазин пользоваться российским или зарубежным решением. Готов ли ритейлер вкладывать в развитие заграничного софта валютные инвестиции, особенно учитывая, что его поддержка и доработка всегда будет платной, а сроки реализации пожеланий могут затягиваться.
Выбирая зарубежное решение, ритейлер получает передовой опыт (из которого в России применима только часть), но внедрение и поддержка сопряжены с риском и стоят дорого. А самое главное – нельзя предсказать, во сколько обойдется развитие этого решения и его поддержки, так как цифры зависят от курса доллара США или евро. Многие западные сети, приходя в нашу страну, выбирают российские решения. Это связано со спецификой законодательства, а также стоимостью и скоростью разработки.
Российское законодательство постоянно меняется, и зарубежные программисты по умолчанию не адаптируют свои решения под него, предпочитая делать это на проектной основе за дополнительные деньги. Выбор отечественного софта гарантирует максимально быстрое введение в эксплуатацию. А если в законодательство вносятся изменения, решение автоматически дорабатывается до соответствия с ним, и зачастую магазинам это обходится бесплатно.
Устанавливая общее, а не специализированное решение, fashion-ритейлер рискует не получить необходимой системы лояльности.
Например, он всегда сможет предоставлять покупателям скидки по дисконтной карте; впрочем, с историей покупок, персонализацией, пересчетом скидок могут возникнуть трудности. Продуктовый ритейл, как правило, использует прямые дисконтные скидки как основной инструмент, и здесь нет проблемы с частотой возвращения покупателей.
Однако у fashion-ритейла ситуация иная — одежда приобретается в среднем 2–3 раза в год, и, чтобы приводить покупателей чаще, нужны гигантские усилия. Раньше такие проблемы решались через наружную и ТВ-рекламу, что сейчас мало кто себе может позволить, поскольку маркетинговые бюджеты fashion-ритейлеров сократились в разы. Кроме того, нужно не только привести покупателя, но и удержать его.
Читайте также: Новое поколение: люкс делает ставку на молодых миллионеров
Именно поэтому сейчас резонно развивать бизнес через систему лояльности и CRM: персональные скидки, закрытые распродажи, бонусные баллы, купоны на скидку на определенный товар или коллекцию. Типовые решения для продуктовых сетей могут не дать желаемых результатов.
В профессиональное решение уже встроен модуль по аналитике, который покажет количество продаж, их интенсивность, средний чек или позволит создать самостоятельный отчет. Именно эти факторы в fashion-ритейле и продуктовой рознице сильно отличаются.
Кроме того, возможно, отчеты, которые используются в продуктовых магазинах, не всегда подходят для fashion. Что немаловажно, специализированные решения могут подсказать, какие товары стоит закупить или какие пользуются наибольшим спросом, причем привязав эти данные к сезонности. Как правило, в обычных решениях за это отвечают внешние системы, но их мало и многие не учитывают сезонность.
Выжить в fashion-ритейле, особенно в период кризиса, тяжело. Однако грамотно подобранное решение позволит магазину даже в нелегкое время работать на максимуме возможностей, опережая менее дальновидных конкурентов.
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах