0/5

Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике

Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике
время публикации: 10:00  14 мая 2025 года
Фото: Novo BI
Продажи на рынке FMCG растут. Какие факторы, способствующие этому росту, в числе основных? Как в российских компаниях решают задачи по прогнозированию покупательского спроса и управлению запасами? В рамках конференции SUPPLY & DEMAND PLANNING CONFERENCE крупнейшие игроки розничного рынка поделились своим опытом.



24 апреля в Москве прошла V ежегодная конференция SUPPLY & DEMAND PLANNING CONFERENCE. Лидеры рынка поделились практическим опытом и кейсами из сферы ритейла, FMCG, e-com и других отраслей.


Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике«Рынок меняется с колоссальной скоростью. И мы все чувствуем это — в изменении спроса, в сбоях поставок, в цифровизации процессов. Сегодня невозможно управлять цепочками поставок и планировать, полагаясь только на опыт и интуицию. Нужны инструменты. Нужны люди, которые умеют мыслить гибко и действовать точно. Нужен искусственный интеллект, а точнее его эффективное применение. Раньше только крупный бизнес был озабочен этими процессами, сейчас даже МСП осознают важность точного прогноза спроса и планирования», — такими словами открыл конференцию Евгений Непейвода, управляющий партнер «Novo BI».




Факторы роста рынка FMCG


Согласно аналитическому исследованию компании «Нильсен», к началу 2025 года продажи на рынке FMCG выросли на 15,8%. Около трети этого роста обеспечены реальным покупательским спросом.

Среди ключевых факторов — опережающее развитие категорий-драйверов. Самой быстрорастущей стала категория готовой еды (+26% в натуральном выражении), что связано с желанием потребителей сэкономить время и разнообразить рацион. В ответ на эти изменения ритейлеры расширяют зоны кафе в магазинах, усиливают фокус на свежих продуктах и линейках готовых блюд.

Второй фактор роста — активное развитие собственных торговых марок (СТМ). Если до 2019 года их доля едва достигала 10%, то к 2025 году она превысила 15% в денежном выражении (в отдельных сетях — до 20–25%). Рост СТМ обеспечивается в том числе их продвижением в онлайне, где они становятся частью экосистем интернет-площадок.

Эксперты также фиксируют переход от периода активного обновления ассортимента к его стабилизации. На рынке продолжается консолидация: если в 2020 году 80% товарооборота формировали 4% SKU, то сейчас — 3%. При этом растёт значимость нишевых брендов и разнообразие предложений на полке.

Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике
Фото: Novo BI


Как в российских компаниях решают задачи прогнозирования спроса и управления запасами: кейсы


Компания «Магнит» представила результаты по совместному планированию с партнёрами. 

«Мы слушаем и слышим партнёров, учитываем их обратную связь и развиваем процессы. За 5 месяцев рост уровня DIFOT составил 32,9 п.п.», — отметила Екатерина Свиридова, директор департамента по прогнозированию спроса.

Компания «TOM TAILOR» зафиксировала рост оборота на 50% за четыре года. Это стало возможным благодаря ставке на экологичность, прозрачность цепочек поставок и автоматизацию. По словам Полины Загельской, директора по логистике, компания успешно применяет гибридную модель и цифровые инструменты, снижая логистические издержки на 15–17% при сохранении транзитных сроков.

Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистикеЕвгений Хватов, руководитель отдела по управлению цепочкой поставок «ТД ГраСС», представил кейс по внедрению IBP-системы совместно с «Novo BI» — российским разработчиком цифровых решений в области планирования цепей поставок. В рамках подготовки к проекту компания провела анализ затрат и сроков, по итогам которого было принято решение о сотрудничестве с вендором. Проект, стартовавший в начале 2025 года, охватывает модули прогнозирования продаж и трейд-маркетинга. Сейчас завершается разработка MVP одного из них.

«У нас был интересный кейс. Мы год работали над системой планирования производства, а потом провели интервью с компаниями, которые использовали готовые решения. Выяснилось, что за год мы реализовали лишь 25% от того, что планировали. Когда посчитали затраты на команду, умножили на четыре (на оставшуюся часть проекта), итоговая сумма значительно превысила стоимость готового решения. При этом его внедрение занимает всего полгода, а собственная разработка — не менее четырех лет. И результат все еще под вопросом», — поделился Евгений Хватов.

Василий Панов, представитель компании «Адвантум», рассказал о связке решений Novo Forecast Enterprise и A.TMS. Цифровые инструменты позволяют автоматизировать прогнозирование транспортных потоков и оптимизировать процесс заказа транспорта. Отмечена актуальность проблемы отсутствия долгосрочных инструментов планирования в логистике.

Дарья Арчакова, руководитель службы краткосрочного планирования операций «Яндекс Маркет», рассказала о масштабировании логистики в e-commerce. За два года компания значительно расширила сеть сортировочных центров и пунктов выдачи заказов в более чем 20 городах. Активно развиваются ML-планирование и совместное прогнозирование с поставщиками для формирования сезонного ассортимента.

Компания «Пятёрочка» представила подходы к совместному прогнозированию и управлению закупками. Спикеры отметили важность прозрачности информационных систем и взаимных обязательств между сетью и поставщиками. Такой подход минимизирует риски и повышает эффективность.

Российский бизнес обсудил новые технологии и тренды в планировании и логистике
 
Никита Терехин, руководитель направления интегрированное бизнес-планирования в компании «Яндекс Лавка», подчеркнул значимость сквозного управления процессами S&OP/IBP в условиях высокоизменчивого спроса. По его словам, только полная синхронизация между всеми участниками цепочки поставок позволяет достигать устойчивых коммерческих результатов.

Владимир Святов, руководитель проектов LogiX компания «Яков и Партнёры», отметил, что традиционные методы управления запасами уже не соответствуют текущим требованиям. Предиктивное управление, основанное на данных, технологиях и командной синергии, позволяет точно прогнозировать спрос, управлять ассортиментом и минимизировать издержки.

Алексей Казённов, директор по интегрированному планированию в «Hoff», представил опыт внедрения LEAN-подхода. Компания делает ставку на стандартизацию процессов, снижение вариативности, аналитику в реальном времени и гибкость цепочек поставок. Такой подход повышает адаптивность бизнеса и снижает издержки.




Читайте также: Как повысить точность прогноза спроса при работе с зарубежными поставщиками в сегменте DIY




Борис Романов, менеджер по развитию процесса планирования спроса в компании «Арнест Юнирусь», поделился кейсом внедрения ML-алгоритмов. Data-driven процесс уже покрывает до 40% товарооборота, повышает точность прогноза до 75% и позволяет сократить запасы более чем на 15%.

Давид Джамиев, представитель консалтинговой группы «Б1», представил модель на основе нейросетей-трансформеров. Она обеспечивает точность прогноза продаж до 95% даже при неполных данных и позволяет увеличить маржу промо-акций на 4,6 п.п. за счёт оптимизации скидок.

В конференции также приняли участие такие компании, как «АКРИХИН», «Novo BI», Ozon, ВсеИнструменты.ру, ГК «Черкизово», PIX Robotics, К2Тех, «Балтика», Retail Services, «Объединённые пивоварни», «Borjomi», «Synergetic», «ТерраЛинк», «Свеза», «Smart Group».




Конференция SUPPLY & DEMAND PLANNING CONFERENCE на протяжении пяти лет остаётся всероссийской площадкой для обмена передовым опытом и обсуждения ключевых вызовов в сфере планирования, логистики и управления спросом.

NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит