Софт для E-commerce: почему кастомные решения лучше коробочных, и как правильно их заказывать
время публикации: 10:00 04 сентября 2020 года
Нередко компании покупают коробочные ИТ-решения для того, чтобы перестать волноваться. Парадоксально, но в результате всё происходит с точностью до наоборот. В чём сильные и слабые стороны коробочных решений, кому они категорически не подходят, и как правильно заказать кастомное ПО?
Сергей Мелихов, директор мобильного направления Spider Group.Как директор мобильного направления Spider Group я много лет занимаюсь организацией разработки мобильных решений в разных бизнесах, включая e-commerce. Мы, например, делали много ecom-проектов в фудтехе (Антей, Madyar, LunchBox) и регулярно консультируем заказчиков по всему спектру коммерции.
Часто сомнения клиентов связаны с тем, что они хотят купить для своей компании программное обеспечение в виде готового коробочного решения и перестать волноваться. К сожалению, иногда это повод начать волноваться.
Хочу расставить точки над i и ответить на вопрос о применимости «коробок» сразу всем интересующимся.
В чём проблема коробочных решений
Коробочный софт отлично подходит для типовых продуктов с отлаженными бизнес-процессами. Он также подходит для проверки рынка, когда непонятно, выстрелит ли идея, и хочется дёшево и сердито запустить пилот.
В развитии компания неизбежно столкнётся с ограничениями, которые накладывает производитель программного обеспечения, и будет вынуждена загонять бизнес под его функциональность.
Компаниям федерального уровня или с планами на масштабирование «коробки» противопоказаны, так как для сохранения места в лидерах рынка необходимо постоянно меняться, выдавать новые услуги, в том числе – а иногда и в первую очередь, – в онлайне.
Использование коробочных решений приводит к попытке компании «закостылить» купленный продукт, чтобы подогнать к меняющимся потребностям. В долгой перспективе неизбежно наступает момент, когда далее использовать «коробку» невозможно и требуется создать кастомное решение под свой бизнес. Итог – потраченные на коробочный продукт время и деньги и повторный девелопмент с неизбежным отставанием от конкурентов, которые изначально пошли по пути custom-built.
Рынок меняется быстрее, чем можно придумать под него «коробки». Они могут закрыть базовые потребности бизнеса, но тот, кто хочет быть впереди, должен иметь уникальный продукт, которого нет у конкурентов, бежать марафон первым. Для лидера ни о каких «средних по больнице» вещах речь идти не может.
В какую сторону актуально разрабатывать сейчас
Все отрасли, которые могут оказывать услуги дистанционно, должны оперативно выходить в онлайн.
Пример с пандемией более чем показателен. Огромная сфера деятельности может находиться в онлайне с минимальной частью офлайна (ритейлеры, фудтех, финтех и т.п.). Компании, которые могут построить производственный цикл в офлайне, но нацелены на B2C, также должны выходить в онлайн и там максимально привлекать и сопровождать своих клиентов. Это расширяет количество потенциальных потребителей и снижает стоимость лида в воронке продаж.
Не стоит драматизировать изменения от COVID-19. Пандемия не ставит крест ни на одной из отраслей, не уничтожает офлайн и не меняет людей полностью. Если позволите такой пример, мы переживаем обновление железнодорожных путей, а не замену всех поездов летающими тарелками.
С технологическим стеком кардинально ситуация не изменилась – его выбираем в зависимости от потребностей бизнеса, а также задач, стоящих перед продуктом, и оптимального соотношения время-качество-цена.
Мы в своих решениях для мобильной разработки отдаем предпочтение нативным языкам платформ – Swift и Kotlin. Для серверной части – Python и Django REST Framework.
Как правильно подойти к заказу разработки
1. Не обязательно целиться в TOP10 студий
Студии из первых строк рейтингов несомненно гарантируют определённый уровень качества и имеют за плечами богатый опыт реализации различных решений, однако, привлекая лидеров разработки, вы будете платить не только за качество, но и за престиж.
В некоторых топовых студиях разработка ведётся силами субподрядчиков из регионов, а студия оставляет за собой функцию контроля. Вы получите свой продукт, выполненный на высоком уровне, но по высокой же цене. А сделают работу те, к кому вы могли обратиться без посредников.
Важно сопоставлять затраты на реализацию и получаемую выгоду. Потратив немного времени и усилий на изучения рынка разработчиков, вы вполне сможете подобрать команду с релевантным опытом и ценником без наценки за присутствие на высоких местах рейтингов. Ориентируйтесь на портфолио.
Впрочем, когда бюджет позволяет потратить десятки миллионов, с этим проблем нет. Лидеры на то и лидеры, чтобы делать всё по уму и хорошо контролировать процессы.
2. Чётко формулируйте цели проекта
Чем чётче и точнее сформулированы цели и задачи, которые необходимо решить в рамках проекта, тем проще вычленить функции, которые стоит реализовать первым делом. Так вы избежите трат на то, что напрямую не решает поставленных задач.
Если вы только выходите на рынок, не ставьте цели в духе «сделать приложение, как у Додо Пицца». Проекты такого уровня развиваются давно, большая доля функциональности в них призвана повышать конверсию на доли процентов, она уже оттачивает хороший инструмент, а не создаёт его.
Коммерческий проект, который должен приносить деньги и делается командой профессиональных разработчиков, нельзя описать словами «тысяч за сто и недели за две».
В попытке реализации всех решений лидера отрасли вы заведомо окажетесь в проигрышной ситуации: за время разработки вашего проекта лидер сделает что-то новое, а вы не сможете копией забрать у него долю рынка, потому что не убедите пользователя в необходимости перехода от него к вам.
В целях и задачах также важно заложить приоритеты, обозначив наиболее важный и наименее важный функционал. Это поможет исполнителям сосредоточиться на главном, и даже при форс-мажорах выдать результат.
3. Определитесь с критериями выбора команды
Проведите самоанализ на предмет того, с кем вам комфортно работать и кому вы доверяете. Сформулируйте критерии и старайтесь подыскивать команды, которые им соответствуют. Это обычный системный подход, который можно будет совершенствовать, чтобы с опытом ещё лучше выбирать контрагентов.
Постарайтесь в запросах к исполнителям чётко доносить эти критерии в письменном виде, иначе возможно недопонимание, которое приведёт к потерям на стадии реализации.
4. Определитесь с бюджетом
Обозначайте исполнителям как можно более точный бюджет. В разработке стоимость проекта жёстко привязана к затрачиваемым на него человекочасам. Мы с радостью раскрываем и обосновываем процессы, час времени каждого специалиста стоит конкретную сумму. У опытных разработчиков с тайм-менеджментом всё отлично.
Скидка возможна за счёт урезания функциональности. Одну и ту же вещь можно сделать быстро и дёшево, а можно суперфункционально, но дорого.
Если заказчик приходит с пониманием своих возможностей и потребностей, он получает чёткую картину: что, почём и за какое время можно сделать.
Зачастую при выборе подрядчика велик соблазн не говорить потолок суммы, ведь исполнитель может быть готов выполнить задачу за меньшие деньги. Однако, также есть риск, что вы потратите своё и чужое время, но так и не получите предложения, которое поместится в бюджет.
Добросовестный разработчик, услышав скоуп проекта и планируемый уровень бюджета, всегда чётко озвучит невозможность реализовать весь функционал за обозначенную сумму и не будет тратить ваше время на переговоры по выяснению деталей либо предложит вариант реализации проекта в указанных рамках. Если вы позаботились о разбиении задачи на составные части с приоретизацией, вероятность получения качественного предложения значительно повышается.
5. Готовьтесь к тому, что разработка – это дорого и долго
Коммерческий проект, который должен приносить деньги и делается командой профессиональных разработчиков, нельзя описать словами «тысяч за сто и недели за две». Бюджеты исчисляются миллионами и десятками миллионов, а сроки — месяцами.
Например, сделать качественное приложение для торговой компании менее чем за полгода невозможно. Это будет базовый MVP, который послужит только для прощупывания рынка и получения первых отзывов аудитории.
6. Не врите и не замалчивайте нюансы
Сообщайте о нюансах и проблемах, с которыми придётся столкнуться при разработке. Если вы ведёте базу продаж исключительно в 1С, то не стоит обещать интеграции через REST API и полную синхронизацию. Если у вас есть критерии от внутренней службы безопасности по выпуску онлайн-проектов — сообщите их до начала работ.
Проблемы проявятся в любом случае. В лучшем случае это обернётся дополнительными затратами по бюджету и увеличением срока разработки, а в худшем — невозможностью выпустить продукт.
7. Считайте эффект, а не жадничайте
Любой проект в e-commerce имеет ROI. Если вы понимаете, что проект стоит десять миллионов, а принесёт в разы больше, эти десять миллионов перестают быть слишком высокой ценой, потому что просчитана окупаемость ваших инвестиций.
Поэтому лучше сразу определитесь, как и сколько вы планируете зарабатывать с проекта, а лучше опишите подробную экономическую модель. Её понимание облегчает разработчику фокусировку на важных функциях.
Читайте также: К-кризис как драйвер цифровизации: как выбрать IT-партнера и какие решения станут основой диджитал структуры бизнеса
8. Готовьте деньги к запуску
Разработка приложения — только десятая часть проектного бюджета. Сопутствующие расходы и продвижение требуют гораздо больших затрат.
Если вы запускаетесь с нуля, разработанное и опубликованное приложение, скорее всего, не начнёт сразу качать деньги. Когда бюджет проекта составляет 5 миллионов рублей, приходится вкладывать ещё 50 миллионов, чтобы раскрутить бизнес.
Если ваш бизнес уже успешен, а вы выводите его в онлайн, данное правило тоже работает. Затраты на продвижение меньше, но не на порядок.
* * *
Для компаний-разработчиков и их клиентов очень важно совпадение ожиданий с возможностями. Это единственный путь удовлетворить обе стороны, создав качественный продукт с хорошим ROI. Целью данной статьи была передача вам как заказчику взгляда с другой стороны, чтобы вы могли более эффективно сотрудничать с разработчиками.Улучшение качества заказов неизбежно приведёт к повышению качества услуг и привлечёт в нишу электронной коммерции новые деньги. Это результат win-win-подхода, при котором взаимная информированность партнёров приносит взаимную выгоду.
Сергей Мелихов,
директор мобильного направления
Spider Group.
0
Последние новости
Самое популярное
- Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет у...
- Приложение Максидом: как перенести гипермаркет в телефон и увеличить продажи
- Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
- Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
- Контент-маркетинг: как превращать интерес пользователей в лиды