0/5

Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Нативные облачные платформы (Cloud-Native Platforms)

Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Нативные облачные платформы (Cloud-Native Platforms)
время публикации: 10:00  28 декабря 2021 года
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле совместно с командой ADV и основателем Fabrique.ai Сергей Кедров продолжают разбирать 10 самых важных технологических трендов, которые будут определять цифровое развитие ритейла в 2022 году и в ближайшей перспективе. Сегодня в центре внимания – нативные облачные платформы.
В статье эксперты опираются на тренды, которые были озвучены крупнейшим американским агентством Gartner.

Ранее мы уже опубликовали:

1. Генеративный искусственный интеллект (GENERATIVE AI)
2. Единая ткань данных (Data Fabric)
3. Сети безопасности (Cybersecurity Mesh)
4. Территориально-распределенные предприятия (Distributed Enterprise)
5. Гиперавтоматизация
6. Составные приложения (Composable Applications)


Облака, белогривые лошадки


Начнем традиционно с термина. Gartner определяет Cloud-Native Platforms (нативные облачные платформы) как технологии, которые позволяют создавать новые надежные, гибкие и расширяемые приложения. Данный тренд очень тесно перекликается с трендом на создание Composable Applications (Составные приложения), который мы рассматривали ранее. И если про составные приложения Gartner утверждал, что все, что не «composable», должно исчезнуть, то это же можно сказать и про Cloud-Native.
 
Даже если компания пока не рассматривает использование облачных сервисов, то такие технологии, как Kubernetes (портативная платформа с открытым исходным кодом для управления рабочими нагрузками и сервисами, которая облегчает автоматизацию. Название платформы происходит от греческого слова «рулевой», таким образом предназначение такой платформы - управление различными IT-сервисами), Docker (программное обеспечение, которое помогает увязать все части IT структуры компании и повысить уровень автоматизации) сегодня де-факто становятся стандартом ИТ инфраструктуры.

Вообще, сам термин Cloud-Native появился около 10 лет назад благодаря Netflix и изначально был связан с противопоставлением монолитной и микросервисной архитектур. 

Первый подход («монолитный») предполагает, что вся логика приложения реализована внутри одного кода — это физически может быть даже один файл. Такой подход хорош на старте разработки, когда кода мало, команда разработки состоит из нескольких человек, а результат нужен бизнесу как можно быстрее. Но он же приводит к катастрофическим последствиям уже через пару лет, когда объем кода разрастается и внесение даже малейших изменений выливается во многие месяцы разработок и тестирований. 

В итоге затраты на IT растут многократно, темпы разработки падают, растет количество ошибок и стоимость их устранения. Бизнес попадает в полную зависимость от монолита и от команды разработчиков, которые начинают тормозить развитие бизнеса и не могут своевременно отреагировать на изменения внешней среды бизнеса.

«Микросервисный» подход кардинально отличается тем, что каждая функция реализуется в виде отдельного приложения, которое ничего не знает про другие приложения. Разработка таких приложений-функций ускоряется, упрощается внесение изменений или устранение ошибок, сокращается зависимость от разработчиков и снижается порог входа, работа может вестись параллельно несколькими независимыми командами. 

Но, чтобы не было хаоса и была устойчивая слаженная работа разрозненных приложений, требуется координация, чтобы теперь из отдельных приложений собрать сколько-то сложный функционал, который мог бы уверенно работать. Условно, может потребоваться организовать скоординированную работу десятков микросервисов (небольших программ и IT-сервисов), чтобы реализовать одну бизнес-функцию.


Почему микросервисный подход побеждает? 


Да потому, что в реальной эксплуатации внести изменения, добавить вычислительный ресурс, найти и исправить ошибку в атомарной функции (в каждом отдельном IT решении, приложении) в десятки раз проще, дешевле и быстрее, чем сделать то же самое в монолитном коде. То есть побеждают скорость, стоимость и простота (традиционно принято считать, что это несочетаемые элементы, но не в случае с микросервисами). 

Казалось бы, почему бизнес должен погружаться в тонкости архитектурных различий между монолитами и микросервисами? Для этого есть ИТ-подразделение, там умные ребята — вот пусть они и думают. 

Но Gartner не просто для красоты называет технологические тренды - стратегическими, ведь стратегия — это зона ответственности бизнеса. От принимаемых сегодня технологических решений будет на 100% зависеть успешность бизнеса на горизонте нескольких лет, а учитывая скорость изменений и роста конкуренции, срок может сократиться до 1-2 лет. Так что бизнесу имеет смысл потратить время и дать себе ответ - затронет ли его очередной стратегический тренд?


Что же меняет Cloud-Native?


Микросервисный подход призван сократить сроки, стоимость, зависимость от разработки, порог входа, повысить надежность, масштабируемость и гибкость приложений. Более того, Cloud-Native архитектура предполагает, что приложения отделены от инфраструктуры. Фактически от разработки требуется только реализация бизнес-логики, а все вопросы, связанные с физическими серверами, сетью, управлением ролями, безопасностью, логированием, управлением вычислительным ресурсом, мониторингом, обеспечением доступа к хранилищам и т.д. переносятся в зону ответственности инфраструктуры.

Не жизнь, а сказка! Про Вовку в Тридевятом царстве, когда он встретил Двоих из Ларца: «Вы чего, и конфеты за меня есть будете? - Ага!».

Топ-10 технологических трендов для ритейла на 2022 год: Нативные облачные платформы (Cloud-Native Platforms)
 
Если инфраструктура забирает многие функции на себя, то либо бизнес попадает теперь в зависимость от провайдера инфраструктуры, либо должен организовать и поддерживать инфраструктуру самостоятельно. Оба варианта выливаются в затраты и не только.

Изменения в законодательстве развиваются в сторону перекладывания полной ответственности за безопасность данных на бизнес. Даже, если организация использует инфраструктуру, предоставляемую облачным сервисом, полная ответственность за безопасность, контроль над данными и работой приложений ложится на бизнес.

Давайте посмотрим, какого рода задачи возникают в связи с переходом на Cloud-Native Platforms. 

Gartner выделяет 4 направления (это минимальный, но не полный список):


Secure Access Service Edge (SASE). Защищенный доступ для пользователей к системам на основе идентификатора устройства или объекта в сочетании с контекстом в реальном времени и политиками безопасности. Это очевидная задача: обеспечить безопасное и защищённое пользование удалёнными серверами и программами пользователей.

● Security Service Edge (SSE). Защищенный доступ для сотрудников к сети, облачным сервисам и приложениям, включающий: контроль доступа, защиту от угроз, безопасность данных, мониторинг безопасности и контроль разрешенного использования. Сотрудники также нуждаются в доступе к таким сервисам, тем более что сейчас удалённая работа стала нормой для бизнеса.

●SaaS Security Posture Management (SSPM). Непрерывный контроль состояния и конфигураций безопасности работающих приложений: управление разрешениями, контроль рисков и т.д.

● Cloud Native Application Protection Platforms (CNAPP). Непрерывный контроль состояния приложений на этапе сборки, развертывания в средах разработки и исполнения. От этого весьма сильно зависит качество работы и надёжность IT решений.

Другими словами, переход к Cloud-Native архитектуре, безусловно, несет массу преимуществ для бизнеса, но и появляются совершенно новые задачи, которые раньше не существовали или внимание, к которым могло быть вторично.




Читайте также:  Ситуация во благо: как с помощью облака преуспеть на посткарантинном рынке ecommerce




Как ритейлу реагировать на тренд?


Скорость в ритейле – самое главное. Сегодня, когда мир меняется каждый день, растет конкуренция, покупатели переходят в онлайн и пробуют доставку – требования к скорости реакции на изменения возрастают кратно. Мы даже представить себе не можем, на какие запросы потребителей нам придётся ответить в следующем году, поэтому готовность к быстрым изменениям, быстрому реагированию – это ключ к выживанию и устойчивому развитию бизнеса.

Ритейлу придется принимать для себя решение: откладывать или уже сегодня применять тренд. Варианта избежать тренда – к сожалению, нет. Все, что не Composable Applications и не Cloud-Native - исчезнет.

Переход на новую архитектуру не будет мгновенным и бесплатным. Слишком существенные изменения лежат в основе. Прошлые подходы и приложения слабо соответствуют тренду, так как появлялись в эпоху монолитов. Это значит, что бизнесу нужно будет внимательно и вдумчиво подходить к принятию решений о выборе партнеров и поставщиков.

Ответственность за безопасность приложений и данных будет усиливаться и возлагаться на бизнес. К этому нужно готовиться. Бизнес должен будет на 100% понимать работу приложений и принимать ответственность за безопасность данных, которые окрестили «новой нефтью» и даже новым «динамитом», ведь если они утекают из компании, то могут разрушить не только репутацию компании, но и бизнес в целом. 

Вероятно, что переход к микросервисам приведет к развитию открытых платформ взамен проприетарных решений (программное обеспечение, которое находится не в открытом доступе и защищено авторскими правами) и «черных ящиков».

В интересные времена живем. Как говорила Черная Королева в сказке Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а, чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

Авторы цикла будут рады ответить на все ваши вопросы обращайтесь к нам через Facebook.

В следующих статьях мы рассмотрим важнейшие технологические тренды 2022 года:

1. Decision Intelligence: Наука о принятии решений
2. Технологии, повышающие приватность вычисления (Privacy-Enhancing Computation, PEC)
3. Практическое внедрение искусственного интеллекта (AI Engineering)

Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле 
и Сергей Кедров, основатель Fabrique.ai.   

Для NEW RETAIL



0
Реклама на New Retail. Медиакит