Эксперт Олег Брагинский в своей новой колонке рассказывает о тонкостях манипулирования и способах его распознания.
Психолингвические махинации начинаются тогда, когда заканчивается логика. Простейшая - «снег чёрный, поэтому ты должен…». Видим, что ситуация шита белыми нитками манипулятора, но не желаем играть отведённую роль. Спасает возвышение над ситуацией, абстрагирование и оттягивание решения.
Маленьких азиатов учат стратагемам по комиксам. Подростки, способные на сложные многоходовки, прекрасно проводят переговоры, жёстко отстаивая интересы в корректной форме. Прочая часть цивилизации способна лишь воспроизводить сценки из фильмов «со мной, без меня», показывая ладонью разницу в уровне.
Ярлыки скрывают многообразие. Одномерно живущие и одноклеточно мыслящие делят разноликость на полумиры, создают стереотипы, рассуждают родовыми понятиями «мы и они», «свои и чужие». Первые правы, и они молодцы, а вот вторые посягают и конфронтируют.
Шаблоны упрощают идентификацию: «Ты нигилист! Вы все одинаковы!». Далее следует беспредметная чушь, цитаты великих не к месту, повтор абстрактных афоризмов «любишь – докажи!», томно шепчет девушка и тащит парня в ювелирный за бриллиантами. И ведь купит, коли любит.
Марионетки нервничают, когда их не дёргают. Зачем свобода? Нужна борьба, отстаивание и выпуск яда.
Вызов – провокация действия: легко управлять, если знаешь причину безумия. Женщины владеют тысячью способов заставить мужчину поверить, что это он затеял разговор и принял решение.
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок». Хвалите человека, он станет радостным мячиком в вашей игре. НЛП, бытовой гипноз, цыганские техники судорожно изучаются непосвящёнными: касайтесь локтя, лайкайте тщеславие, не жалейте елей.
Сказкосочинительство – инструмент заблуждения. Модный нынче сторителинг – коварное средство сообщить малую часть информации, необходимую для конкретных целей. Не соврали, обошли смысловые пороги, избежали коварных вопросов, не сели на мели фактов, проскочили дождь между каплями.
Возвышающее приобщение. Берём известного человека и положительные обстоятельства, сочиняем вовлекающую связь, извещаем о причастности. Получаем призы и подарки, которые не заслуживаем, но «кому сейчас легко». Пользуемся людьми и совпадениями, маскируя истинные намерения.
Уверенная краткость. Рубленные предложения, жёсткий взгляд, бравый вид, высокий темп, бархатный голос. Похожи на обожаемого родственника, уважаемого педагога, достойного политика, яркого лидера. Не важно, что говорить, можно декламировать адрес крематория, следует лишь давать пастве веру.
Внушение страха. Необходимость к постоянной адаптации лишает производительности, как кондиционер снижает мощность мотора авто. Страх бедности, неизвестности, немодности приводят планету в действие и наполняют карманы. Клипы, рекламы, сериалы вкручивают в головы шурупы, уменьшая место для мозга.
Контролируемые ограничения. Нехватка товара, дефицит пространства, территориальная конкуренция – прекрасный способ издёргать оголённые нервы и присыпать солью раны. Ищутся слабые места, чтобы пробить биополе, ударить больнее, выбить из равновесия, похитить жизненные силы и насытиться послушанием.
Цепляние к словам. Коварные тщательные расспросы похожи на расковыривание дырки в стене: всовываем пальчик и дёргаем в стороны, отслаивая штукатурку сомнений. Из услышанного возводим воздушный замок уверенности «осознанного» выбора: «Ты именно этого хочешь!».
Умышленная недосказанность. Стройное повествование журчит реченькой. Ловим ход понятной мысли. Вдруг провисание фразы, многозначительное молчание, наклон головы, вскидывание глаз. Эффект усугубляет рефрен: «Мне же не нужно вам объяснять, что…». Ну уж нет! Растолкуйте нам непонятливым.
2. Будьте резки и прямолинейны: продолжайте незавершённые мысли и повисшие абзацы, реагируйте на риторические высказывания.
3. Следите за глазами, губами, руками. Необходимость контроля фиксирует взгляд, неуверенность выдаёт выпячивание верхней губы, нервозные жесты сигнализируют втирание в доверие.
Интересно наблюдать за мнящим себя кукловодом, упустившим момент, когда оказался на сцене в ярком свете рампы, в припадке самолюбования, не замечающим, что бывшие марионетки уже тихонечко сидят в зрительном зале.