В начале июля были внесены поправки в 54-ФЗ о новых правилах применения контрольно-кассовой техники. При этом по данным опросов всего 30% ритейлеров знают, в чем суть новых правил и как привести торговлю в соответствие с ними. Давайте разберемся со всем по порядку. Всё не так страшно, как может показаться на первый взгляд.
В начале июля произошло событие, которое в очередной раз изменило правила игры в ритейле – были внесены поправки в 54-ФЗ о новых правилах применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Теперь продавцы должны отправлять копии чеков оператору фискальных данных (ОФД) и покупателю. Для выполнения правил придётся заменить или доработать кассовые аппараты. Разберемся подробно с тем, как нужно действовать вместе с Владимиром Смыковым, Директором по развитию компании «Дримкас».
Новые требования к ККТ
С июля 2018 года все образцы контрольно-кассовой техники должны начать передавать электронные чеки в ОФД и покупателю на электронную почту или телефон. Для этого в ККТ заменяют электронную контрольную ленту защищенную (ЭКЛЗ) на фискальный накопитель (ФН).
Накопитель обеспечивает защиту данных, он нужен для того, чтобы обрабатывать и подписывать данные чека уникальным фискальным признаком.
В реестр теперь попадает не просто модель ККТ, а каждый экземпляр, для чего дополнительно создан реестр экземпляров фискальных накопителей.
ККТ передает данные через интернет, поэтому в ней обязательно должен быть Wi-Fi модуль или LAN-разъём. Для современных касс производители будут продавать комплекты доработки – у каждого производителя комплект доработки свой. Например, в комплект доработки «Дримкас» входит шильда, паспорт, руководство по эксплуатации, фискальный накопитель и программное обеспечение, а комплект «Штрих-М» состоит из шильды, паспорта, фискального накопителя, устройства модернизации и комплекта кабелей для его подключения.
Вряд ли получится подключить к интернету автономную кнопочную кассу – такие устройства нужно менять, а не дорабатывать.
Кого касаются изменения
Пользователей ККТ. В первую очередь изменения затронут тех, кто уже использует контрольно-кассовую технику для расчета потребителей
Продавцов акцизных товаров. В категорию акцизных товаров попадают спиртные напитки, машины, сигареты, драгоценные металлы и топливо. Для продажи всего этого необходимо использовать ККТ по новым правилам.
Компании, оказывающие услуги населению. К ним относятся парикмахерские, ателье, ремонт обуви, обслуживание электроприборов и т.д. Также использовать ККТ придется организациям, которые работают на ЕНВД и ПСН.
Интернет-магазинов. Владельцы сайтов, на которых продаются товары онлайн, должны позаботиться о выдаче чеков.
Кому ККТ не нужна
Контрольно-кассовую технику не обязаны использовать продавцы:
печатных изданий с оборотом более 50%;
ценных бумаг;
молочной продукции и разливного кваса;
овощей или арбузов в развал;
мороженого и безалкогольной разливной продукции;
религиозных, церковных изделий;
проездных билетов в общественном транспорте;
почтовых марок;
товаров в разнос;
чая в поездах.
Также ККТ не нужна в:
школьных и студенческих столовых;
пунктах приёма стеклотары;
аптечных и фельдшерских пунктах (в аптеках ККТ необходима);
на торговых площадях без помещений и ярмаркам.
Организации в удаленных и труднодоступных местностях освобождены от передачи данных в ОФД до 2018 года, но обязаны выдавать покупателю документ о покупке. Список труднодоступных местностей каждый регион определяет самостоятельно. Например, регионы Крайнего Севера определены в постановлении Правительства №1055, а труднодоступные районы Вологодской области определены в постановлении областного Правительства.
Когда начинать работу по новым правилам
С 1 июля 2017 года все пользователи ККТ обязаны начать передачу данных в ОФД. Индивидуальные предприниматели и организации на ПСН и ЕНВД переходят на эти правила с 2018 года. Однако уже с 1 февраля 2017 года нельзя регистрировать кассы с ЭКЛЗ внутри.
Если доработать кассу и установить ФН в ближайшее время, то не придётся переплачивать за несколько месяцев работы ЭКЛЗ. Срок действия ленты – 13 месяцев, а менять её придётся уже через 9 месяцев. Естественно, это не относится к категориям предпринимателей, которые получили отсрочку.
Вероятность отсрочки закона ничтожна мала. Поэтому если вы не хотите столкнуться с очередями за фискальными накопителями и комплектами доработки, то не откладывайте на последний момент. Производители касс стараются обеспечить нужное количество комплектов доработки и новых касс, но никто не позаботится о вашем бизнесе лучше, чем вы сами.
Как перейти на новые правила
Чтобы перейти на новые правила нужно:
Получить квалифицированную цифровую подпись в удостоверяющем центре. На сайте Минкомсвязи доступен список аккредитованных удостоверяющих центров и тех, чья аккредитация приостановлена.
Заключить договор с ОФД. Список операторов фискальных данных размещён на сайте ФНС. На 7 сентября зарегистрировано только 4 оператора, но организация может выбрать ОФД с подходящими условиями.
Провести интернет в магазин. Позаботьтесь о запасном варианте. Если в магазине отключится интернет, то касса проработает только 30 дней, после этого ФН заблокирует её. А частые перерывы передачи данных – основание для налоговой проверки магазина.
Если вы дорабатываете старую кассу, то её нужно снять с учёта в налоговой – для этого обратитесь в ЦТО. Если это единственная касса в магазине, то постарайтесь провести снятие и постановку на учёт за один день, так вы сократите простой магазина.
В новую или доработанную кассу нужно установить ФН. По новым правилам владелец ККТ может установить накопитель самостоятельно и вообще обслуживать кассу своими силами, – договор с ЦТО теперь не нужен. Правда, такая экономия без штатного «технаря» может выйти боком.
Последний шаг – регистрация обновлённой кассы в ФНС и получение регистрационного номера. Теперь кассу можно зарегистрировать на сайте ФНС в Личном кабинете налогоплательщика.
Для онлайн-регистрации понадобится электронная цифровая подпись.
После регистрации вы можете начать тестировать передачу данных в ОФД. Если сделать это сейчас, то наступление 1 июля 2018 года вы просто не заметите.
Что изменилось в передаче чеков
Передача чеков усложнилась.
Все чеки, выбитые на ККТ, записывает фискальный накопитель. Он подписывает каждый чек фискальным признаком и передает его в ОФД.
Оператор возвращает сообщение, что чек принят.
Электронные чеки хранятся на серверах ОФД 5 лет, а Федеральная налоговая служба имеет к ним постоянный доступ.
Параллельно с передачей в ОФД касса отпарвляет чек на телефон или электронную почту покупателя. Сообщить о желании получить такой чек, покупатель должен до начала расчета.
Это не означает отмену бумажных чеков — продавец обязан в любом случае выдавать его.
Более того, далеко не у каждого покупателя есть смартфон или электронная почта, а кому-то просто привычнее бумажный чек. Именно поэтому, ККТ должна уметь и печатать чеки, и передавать их в электронном виде.
Как изменились штрафы
Теперь юридические лица за использование ККТ, которая не соответствует нормам, штрафуют на 5 000 рублей. Если кассир не отправил чек покупателю, штраф – 10 000 рублей. Торговля без использования ККТ грозит штрафом в 30 000 рублей.
Главное
ККТ теперь передаёт электронные чеки в ОФД и покупателю.
На смену ЭКЛЗ пришли фискальные накопители.
В магазин придётся провести интернет.
Договор с ЦТО перестал быть обязательным, но без договора с ОФД не обойтись.
Обязательная передача данных в ОФД начинается 1 июля 2017 года.
С 2018 года кассу обязаны использовать ИП и организациям на ЕНВД, ПСН, УСН.