0/5

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять
время публикации: 09:30  11 августа 2020 года
Маркировка – это значительный шаг вперед с точки зрения цифровизации всех процессов ритейла, связанных как с внутренним производством, так и с импортом. Безусловно, для ритейла этот процесс идет не так легко, как многим хотелось бы. Но очевидно, что внедрения новых масштабных инструментов не могут проходить просто.
22 июля в эфире NR LIVE состоялся online-круглый стол «Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять», на котором эксперты разбирались в нюансах и сложностях этого процесса.




Все течет, все меняется

Многие игроки рынка испытывают страх перед маркировкой. И, действительно, если посмотреть правде в глаза, то нас «толкают» на следующий уровень развития, к автоматизации процессов и полноценному учету товара на всех этапах его движения. По большому счету, на Западе это уже происходит и это облегчает работу многим участникам цепи. Но что ритейлеров пугает больше всего, так это то, что происходят постоянные изменения, и их никто не может правильно трактовать и быстро адаптировать к реальным бизнес-процессам.

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерятьСергей Ватажицын, директор Weilandt Elektronik отметил, что, несмотря на все изменения и сложности в реализации процесса маркировки, сопротивляться этому бесполезно, поскольку в конечном итоге положительного результата путём противодействия не добиться.

«Я воспринимаю это как возможность, которую государство дает предпринимателям в плане автоматизации их бизнес-процессов. Да, фактически нас насильно ведут на новый уровень. 

Но те, кто понимает это и внедряет маркировку уже сейчас, будут в выигрыше с точки зрения своего собственного бизнеса и с точки зрения конкуренции на рынке. Кто это воспринимает с позиции, «нам осложняют жизнь» –  уйдут с рынка».

Эксперт также напомнил, что, когда внедрялся Федеральный закон 54-ФЗ об онлайн кассах, также было достаточно много опасений, вопросов и аргументов в сторону негативных последствий такого внедрения.

Однако, несмотря на полярность мнений и противоречий в бизнес-среде, время идет, и с 1 июля 2020 года в РФ маркировка стала обязательной для табака, обуви и лекарств. Требования обязательной маркировки распространяются на производителей, импортеров, дистрибьюторов, оптовую и розничную торговлю. 

Но какая доля ритейлеров оказалась полностью готова к переходу на новые процессы?

Сергей Ватажицын поделился личным опытом покупки обуви, где, конечно, профессиональный интерес взял верх. Сергей просканировал код маркировки сначала до кассы, потом сразу после кассы. Вывод из оборота прошел за секунды. В целом эксперт отмечает, что крупный ритейл в плане маркировки готов – продукция замаркирована, чеки пробивают, товар из оборота выводят, а вот мелкие компании находятся в менее выгодном положении, поскольку у них есть сложности в звене оптовой торговли.

«Когда товар идет напрямую от производителя в магазин, там все хорошо, прозрачно и корректно. Как только в цепочку вмешивается небольшой оптовик, то система рушится по причине того, что у них не хватает опыта, знаний, подготовки и, фактически, нет правильно выстроенной цепочки передачи товара. И получается порой так, что товар не числится на мелком предпринимателе, либо он даже не введен в оборот и находится просто в статусе «эмитирован». Будем надеяться, что наше государство не будет за это казнить сразу. К тому же сейчас действует мораторий на проверки, который продлится до конца года», – прокомментировал Сергей.

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерятьНаталья Сутягина, Head of Process improvement & Quality management department в Lamoda высказала противоположное мнение. Наталья привела пример из обувной категории, отметив, что у них на площадке достаточно много небольших брендов, и к марту этого года они были готовы лучше в плане маркировки товара, чем крупные компании.

Lamoda сама начала этот процесс гораздо раньше многих, еще в 2018 году. Компания прошла достаточно большой путь в этом направлении и теперь открыто делится опытом с партнерами и рассказывает о сложностях, которые возникали на пути реализации. 

«В целом для нашей компании маркировка это не только государственная инициатива, которую мы должны исполнять, но это и то, что нам помогло вылечить «детские» болезни, которые у нас наблюдались давно», – поделилась Наталья Сутягина. 

Lamoda – это не только ритейлер, но и крупный импортер, и маркетплейс-площадка с огромным количеством брендов разного уровня и формата. Когда такая компания вошла в рабочую группу при Минпромторге по обсуждению вопросов маркировки, она представляла в своем лице каждого из участников рынка и стремилась донести до регуляторов важные рыночные аспекты, реальные задачи и проблемы ритейла.

Наталья Сутягина напомнила: «На начальном этапе диалог вёлся не так открыто и активно, как хотелось бы. Все друг к другу присматривались, и вовлеченные стороны должны были понять, что «одеяло» никто на себя не «тянет», что отрасль настроена на позитивный диалог с регулятором и оператором и все должны воедино собраться и обсудить компромиссные решения. Во втором полугодии 2019 года нам удалось достаточно много определенных вещей аргументированно отстоять и объяснить, зачем это нужно бизнесу».

Эксперт добавила, что на текущий момент остались еще нерешенные вопросы, но в целом проработано достаточно много предложений по организации бизнес-процессов и по их выравниванию с учетом тех особенностей, которые есть у разных категорий бизнеса. 


Универсальная таблетка

На самом деле очень важно, когда регулятор прислушивается к бизнесу и на практических кейсах формируется система, которая действительно будет работать. Но что происходит «в полях»? Часто звучит тезис, что многие ритейлеры кидаются в крайности и даже звучит вопрос о том, чтобы закрыть магазины и покинуть рынок. 

Что делать рознице? Как адаптироваться? 

Мы привыкли к тому, что у крупных компаний описаны все бизнес-процессы и выстроены четкие работающие системы, а вот бизнес малый и средний  такими возможностями и качествами похвастаться не может. 

«Если бизнес меньше крупного, то у порядка 80% таких компаний нет описанных бизнес-процессов. Они знают, что вот там сшили тапочек, сюда его привезли, а вот там отгрузили. Это весь описанный бизнес-процесс. Они даже не понимают, на каком этапе производителю или импортеру встроить маркировку в этот бизнес-процесс, потому что его просто не существует. Все делается по наитию», – заметил Сергей Ватажицын.

Именно поэтому, эксперты советуют, прежде чем приступать к маркировке товаров, провести тщательную инвентаризацию бизнес-процессов в своей компании.  Рекомендуется начинать с пошаговой инструкции для каждого звена в цепи поставок. Без нее не обойтись ни фабрике, ни импортеру, ни даже магазину.  

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерятьАлександр Долгиев, эксперт ЦРПТ объяснил, что все бизнес-процессы, которые реализованы в законе, прошли через сито практик, обсуждений и согласований. В мае на сайте «Честного знака» был запущен обучающий центр, в котором собраны подробные пошаговые видео-инструкции по всем процессам, начиная от этапа регистрации и заканчивая описанием остатков, эмиссией кодов маркировки, передачей прав собственности на товар, работой с ЭДО – практически все процессы, которые есть в системе, все есть в инструкции.

Дальше начинается поиск той самой «универсальной таблетки» в виде единственного решения, которое разом закроет все вопросы  нажатием одной кнопки. И встает вполне логичный вопрос: как реальному бизнесу выбрать систему, которая позволит вести контроль на складе каждой единицы товара, и какое оборудование для этого выбрать? 

«Сначала забудьте про таблетку, ее не существует. Сегодня на рынке большое разнообразие систем, включая нашу. Во-первых, нужно сделать выборку по функционалу этих систем, во-вторых, провести недельное тестирование по работе. Ничего сверхобыкновенного не требуется. В принципе можно работать в личном кабинете «Честного знака» и даже платить никому ни за что не нужно», – пояснил Сергей Ватажицын.

Эксперт рассказал, что у небольшого производителя, поставляющего товары в маркетплейсы, решение можно развернуть за 4 часа, у компании Weilandt Elektronik есть много подобных кейсов. Фактически заказчику включается база, проводится обучение и даются простые инструкции в формате: вот здесь заказал, здесь распечатал, здесь нажал кнопку «отгрузить».

Один из примеров решения средней тяжести реализации был, когда сотрудники компании выезжали в Германию и настраивали систему. Кроме того, на стороне заказчика выстраивали бизнес-процессы с точки зрения того, что нужно сканировать, куда клеить этикетку, как запечатывать товар, как складировать и так далее.

«Если говорить о чем-то большом и сложном, то и такое, конечно, существует. В качестве примера приведу кейс, который мы внедряли полгода. Но там одна WMS система, одна учетная система, плюс SAP и Axapta. Заказчику было  нужно, чтобы по нажатию одной кнопки случилась  магия, и маркированный товар заехал», – поделился Сергей.

Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять


Цена вопроса

Готовое решение или разработка ПО силами своей команды: что в реальности выгоднее и что, главное, правильнее для бизнеса? 

Здесь развилка формируется уже на старте. Не зависимо от того крупная компания или нет, международная или российская, важно понимать, насколько организация способна вложить финансовые ресурсы в разработку собственного ПО, потому что это не ограничится только лишь разработкой одного микросервиса. 

Второй момент, который важно держать в голове при выборе пути — это сложность внутренних архитектурных решений. Нужно правильно оценивать, насколько встраивается внедрение коробочного решения, и какой объем задач оно закрывает без глобальной кастомизации. 

Наталья Сутягина рассказала, что в компании Lamoda приняли решение о разработке собственного ПО.

«Какие плюсы мы получили из этого? Безусловно, наше решение, как нам кажется, несет максимальную выгоду для нас. Решение максимально кастомизированное, и мы можем вносить изменения в его работу даже не за день, а за пару часов. В результате, мы не нарушаем собственные бизнес-процессы, наш партнерский опыт и клиентский опыт, в частности. Здесь мы для себя видим больше плюсов, нежели минусов. 

Минус — это серьезная команда, которая трудится в рамках уже операционной деятельности. Кросс функциональная команда, которая отвечает за разработку только бизнес-процессов - 25 человек. Это специалисты из разных областей: из команд складской, локальной и коммерческой логистики, специалисты коммерческого департамента, юридическая поддержка, коллеги, которые занимаются импортным потоком. Одним словом, достаточно широкая разветвленная матричная структура. Именно это нам позволяет с одной стороны эффективно внедрять бизнес-процессы, с другой стороны расширять нашу экспертизу. Еще в команде разработки порядка 10-15 разработчиков», – объяснила Наталья.




Читайте также: Закодировались/Переобулись: как мелкая розница осваивает маркировку обуви




Сергей Ватажицын предложил тщательно оценить затраты компании, если она примет решение разрабатывать программное обеспечение своими силами.
 
Так, один разработчик уровня Senior стоит на рынке от 150 тыс. до 200 тыс. руб. в месяц, плюс нужно прибавить налоги. По меньшей мере, нужно два таких разработчика на срок от 2-х месяцев. У нас уже получился примерно 1 млн. руб. К ним дополнительно нужен руководитель проекта, также человек с экспертизой, который будет понимать, что они должны программировать. Минимальная команда для запуска проекта предполагает участие четверых человек.
  
«У нас над продуктом работает, если исключить техподдержку, 17 человек. 17 человек развивают продукт с начала 2019 года. И наш ФОТ достаточно существенный, чтобы это поддерживать. Когда у нас спрашивают, почему так дорого, ответ простой – потому что у нас такие затраты. Можете сделать дешевле? Попробуйте, мы не против», – пояснил Сергей Ватажицын.

В процессе маркировки помимо ПО и персонала еще существует такая статья затрат, как оборудование. И для каждой категории предпринимателей необходим разный набор. 

Сергей Ватажицын прокомментировал, что производителю из обязательного оборудования требуется принтер для печати этикетов. Стоимость принтера будет зависеть от объема производимого товара. Так, при производстве до 1000 единиц товара достаточно настольного принтера стоимость не более 30 тыс. руб. 

Если производство достигает порядка 50000 единиц – необходим принтер промышленного класса, стоимость которого начинается от 80 тыс. руб. и может достигать 200 тыс. руб. Помимо принтера любому производителю понадобится терминал сбора данных, модель и стоимость которых также будет зависеть от объемов производства.

«Здесь нет единого какого-то универсального решения. Я могу сказать, что для двух разных фабрик с одинаковым объемом производимых единиц товара это могут быть два разных комплекта оборудования. Только после обследования производства можно сказать точно. Мы с удовольствием выезжаем на фабрику, смотрим производство и помогаем подобрать решение», – отметил Сергей.

* * *

Полную версию онлайн-круглого стола «Безошибочная маркировка: приобрести, а не потерять» смотрите здесь

0
Реклама на New Retail. Медиакит