0/5

Бизнес в стиле «хайп», или как зарабатывать деньги в эпоху гонки за впечатлениями

Бизнес в стиле «хайп», или как зарабатывать деньги в эпоху гонки за впечатлениями
время публикации: 10:00  20 июня 2018 года
Теги:
Мир сегодня – это поток инфоповодов, создающих впечатление бурлящей жизни. Впечатления нужны ежесекундно, иначе мир кажется пустым и тусклым. На самом деле, все это фейк, и не происходит почти ничего. Есть хайп, который во многом диктует и бизнес-поведение.
Бизнес в стиле «хайп», или как зарабатывать деньги в эпоху гонки за впечатлениями

На фото: Денис Яхно, концепт-бюро, стратегический консалтинг

Как-то я выбивал для одной знакомой корнер на одном из известных фудрынков Москвы. Связи есть, чего ж не помочь и ей, и владельцам рынка хорошим арендатором. Но вот беда, знакомая оказалась крайне неуверенной в себе, всё, что она ни делала до этого, подвергалось жесточайшим сомнениям с её стороны, мне прямо-таки приходилась её жестко напутствовать на каждом шагу. 

Одним из её многочисленных сомнений было то, что, по её мнению, у неё была всего одна точка, а большие бизнесмены должны иметь сеть. Тогда я ей посоветовал рассказать фудкорту, что она прямо сейчас строит ещё несколько, что, собственно, не было фантазией, потому что проекты велись на самом деле. Она не стала этого делать, поскольку считала, что это обман, хотя бизнес, как мы знаем, это и есть путь обмана. 


Итак, что такое мир сегодня?

Это комплекс мировоззрений миллиардов людей, затянутых в паутину инфоповодов, которые генерируют впечатления у всех остальных. Впечатления нужны ежесекундно, иначе мир кажется пустым и тусклым. И они происходят вопреки тому, что это фейк, на самом деле, не происходит почти ничего. 

Впервые этим тайным знанием со мной поделился журналист из газеты «Бизнес» лет пятнадцать назад. Тогда он мне сообщил, что реальных новостей в пять раз меньше, чем думает обыватель. Всё остальное придумывается журналистами и их информаторами. 
Все мы жертвы хайпа – кто больше, кто меньше, но суть в том, что сегодня миром правят не желания и деньги, не информация и тренды, а глобальная сиюминутная ложь!
С тех пор «шарик» крутится всё быстрее, хайп вошёл в каждый дом и генерация впечатлений стала так же необходима, как хлеб насущный. Мало кто уже отличает правду ото лжи в этом бурлящем кипятке информации, поэтому пара-тройка вбросов от себя вообще ничего и нигде не изменит – об информации забывают, максимум, на третий день после её появления. 

Мне всё-таки не удалось устроить знакомую на фудрынок. Когда стараниями всех участников событий ей все же предоставили место, она от него отказалась, так как условия в договоре её ошеломили, – в пылу сомнений она его прочитала в самом конце этого сюжета. 


Вывод здесь простой! 

Сейчас можно войти куда угодно и быть принятым в любой круг без особых проблем, если вы внимательно читаете строчки договора мелким шрифтом. И если с этим у вас всё в порядке, то генерация впечатлений доведёт дело до нужного знаменателя!

Все мы жертвы хайпа – кто больше, кто меньше, но суть в том, что сегодня миром правят не желания и деньги, не информация и тренды, а глобальная сиюминутная ложь! 

Откройте любую социальную сеть, – море новостей, обрушивающееся волной, ошеломляет. Вам кажется, что вы сторонний наблюдатель, который сидит на бережке, а где-то впереди кипят настоящие страсти, бьются титаны, каждый день из пучины выходят богатырями новые стартапы для того, чтобы вы построили парусник, отдав за него денег, как за подводную лодку, и отправились навстречу приключениям, которых на самом деле нет. 

Хайп – законодатель конструкций миража в современном мире.

На самом деле, в мире почти ничего не происходит. Не бегают роботы, доставочные сервисы уходят в пике́ один за одним, проекты фудтеха так и остаются проектами, интернет сам по себе без офлайн-сервисов никому не нужен, люди продолжают есть и пить, болеть и умирать, жизнь до 100 лет так и остаётся фантастикой. Другими словами, фантастическая реальность, которую нам с вами вдалбливают в мозг всеми путями, – не более чем хайп, который нужен, чтобы задурить головы и остановить поток сознания, перевести его в бессознательное.

Но если открыть глаза и посмотреть на мир без шор, окажется, что всё как было раньше, так и осталось. 

Бизнес в стиле «хайп», или как зарабатывать деньги в эпоху гонки за впечатлениями

Вспомним 1990-е – если опустить установление с оружием новой власти, то на поверку выйдет, что тогда разом открылось невообразимое количество ниш, которые далеко не сразу стали заполняться бизнесами предпринимателей. То время я помню отлично и ответственно заявляю, что сейчас оно повторяется. 

Почему?

Дело снова в проблемах молодёжи! Наивно полагая, что успех и «золотой телец» даются только высокообразованным людям, они массово стройными рядами идут учиться бизнесу, который, в их понимании, в кармане у таких же, как они, намеренно избегая реальных спецов, потому что верят они только своим. Толпы одной молодёжи идут учиться, толпы второй молодёжи идут учить. 40/40. Оставшиеся 20% работают по найму или пытаются что-то сделать на основе инфы (хайпа), к которой у них есть доступ.

История крайне необычная, поскольку раньше такого никогда не было. Прежде каждая ниша никогда не освобождалась, а была плотно укупорена и забита доверху разным бизнесом, теперь же все без исключения ниши заполнены максимум наполовину, поскольку прежние владельцы бизнесов уходят на покой по разным причинам, а на их место новые не приходят.

Вот представьте себе, какой Клондайк открывается, учитывая, что уже нет нужды как в 1990-е вспахивать целину – поля засеяны, нужно жать, жать и жать. Есть у нас на это минимум десять лет. Десять лет вне конкуренции – настоящий «голубой океан»! Эльдорадо отдыхает!

Ну Бог с ней с молодёжью, на то и молодость, чтобы ошибаться, но впереди планеты всей по ошибкам уже далеко не юные субъекты, которые строят свой бизнес по наитию, а не во славу выгоды и анализа. 

Вот, например, задумал умный человек дело, собрал все, что нужно, закинул невод, вытащил через пару часов, а там... хрен. Зато окружение его уважать начало, уж больно дело было правильное и хорошее. Ну что хотел, то и получил.
В бизнесе основа – выгода. Это компас и кодекс вместе взятые.
Задумал другой человек деньги сделать, поискал способы разные, выбрал невод, купил его, забросил и поймал золотую рыбку, которая после все его желания исполняла, – умел он договариваться.

Всегда своим клиентам говорю: учитесь отсекать жизнь и бизнес, это главное, иначе ни там, ни там гешефта не получите. В жизни основное – мораль, нравственный кодекс человека, по которому он существует. В бизнесе основа – выгода. Это компас и кодекс вместе взятые. 

Допустим, сидим мы с другом, пьём пиво. Пока за жизнь беседа, мы друзья, потом на дела финансовые переходим, и сразу глаз прищуривается, разговор многовариантный становится, ищем выгоду, – оп, нашли, поторговались, руки пожали и дальше о жизни. Ну не пересекается здесь ничего. Разное.

Чем отличается парусник от моторной яхты? Ничем практически, только у моторной яхты есть мотор, поэтому она может идти по морю и когда ветер есть, и когда ветра нет. Хорошее сравнение с бизнесом. Есть люди, а их значительно больше половины, которые идут в бизнес, чтобы заниматься любимым делом, а не за деньгами, для них основа – это уважение социума, то есть мораль, а деньги, это уже как получится. Дует ветер, они работают, клиенты есть – или по «сарафану» пришли или случайным ветром занесло, нет системного маркетинга. Нет ветра – болтаются посреди океана в полном штиле и клянут всё на свете, в первую очередь, те яхты, которые на полном ходу разрезают волны неподалёку своим мощным мотором. Это не бизнес – это хобби!

Успех приходит тогда и к тем, кто хочет иметь клиентов постоянно, не полагаясь на авось, на псевдоуважение социума и прочие игрушки. Люди деньги делают. Их дела идут ровно до тех пор, пока ветра попутного нет, а когда и ветер – коньюнктура – появляется, тогда они форменно улетают далеко вперёд, оставляя «уважаемых» далеко позади.








Итак, если вы в бизнесе и у вас много морали, значит, у вас денег мало, и они стремятся покинуть борт, прыгая, как крысы с корабля. Если морали нет, то хоть весь зоопарк на борт берите, никто не разбежится, а уважение само придёт, потому как в этом мире бедный всегда плохой, а богатый – хороший! 

А еще есть такое понятие, как маркетинг, бюджет на который доступен уже только гигантам. Проблема сегодняшнего дня – людям без специальной езды по мозгам в виде рекламы и т.д. практически ничего не нужно. Время голодных 1990-х давно прошло, теперь без постоянных вливаний в маркетинг не сделать вообще ничего. Но рынок трясёт, а что делать понимают далеко все, и на деле это оборачивается для профессионалов новыми форматами работы, которые они называют концепциями. 

Большинство ищет новые продукты, которые можно применить на старых платформах, наивно полагая, что это как-то изменит ситуацию. При этом снова акцент ставят в основном на иновационный интерьер, несмотря на желания и задачи реальных целевых аудиторий, для которых проекты делаются.

Вот, например, расскажу вкратце о моей недавней работе по созданию концепта для одного известного холдинга.
 
Проблема известной сети кафе заключается в снижении интереса публики к старому проекту в связи с утратой доверия из-за среднего качества услуг, перенасыщенности рынка продукта, а также с уходом в историю основной целевой аудитории (сейчас она начинается от 41 года). Прямо скажем, бизнес на излёте, еще года три, и ЦА будет думать о внуках больше, чем о себе и своих маленьких радостях.
Если у тебя много времени и денег, выводи на рынок новый уникальный продукт. Если такого количества десятилетий и миллиардов нет, меняй отношение к старому.
Альтернативой старой сети стало предложение новой сети кафе с акцентом на другой продукт с сохранением внимания к старому, но рассчитанным на другую аудиторию, о которой заказчики на самом деле ничего не знали, а только думали, что знают. Очень частая ошибка, заранее ведущая к мертворожденным проектам. Если речь идёт о молодой аудитории, нужно знать о её принципе мышления больше, чем об образе жизни и сиюминутных хотелках. Заказчиками был предложен продукт и танцы вокруг него с новомодным дизайном, интересной посудой и мебелью.

Есть такое выражение – если у тебя много времени и денег, выводи на рынок новый уникальный продукт. Если такого количества десятилетий и миллиардов нет, меняй отношение к старому. 

Для новой молодой аудитории совсем не важен продукт, важны способы потребления и атмосфера внутри. Атмосфера это, прежде всего, свой круг без участия «стариков». В данном случае «старики» начинались уже с 36-37 лет. Другими словами, новая «цифровая» молодёжь в своем мире и окружении отсекает всех «аналоговых» людей из-за измененного мышления, которое предполагает сильнейшую эмпатию взамен некогда важного стремления к уединенности. Замечу, как изменилась мебель в залах кафе: общие столы на компании возможно и незнакомых людей против десятков столов на два человека. Это малая часть изменений, которая вошла столпом в концепт.

Когда мы говорим об уникальности, то часто думаем о каком-то уникальном предмете, но не об уникальном отношении к человеку или группе людей. В ресторанном бизнесе продуктовая уникальность чаще вредна, тогда как уникальная атмосфера действительно большая и ценная редкость.

Так что же такое концепция на самом деле? Почему в мире концепт бюро можно по пальцам пересчитать, очередь к ним за километр, а цифры с многими нулями давно уже больше чем данность? 

Концепция – это комплекс стратегий. Стратегия – это комплекс мероприятий для долгосрочного достижения цели. Чтобы разработать стратегию, нужно хорошо ориентироваться в каждом из аспектов движения к цели, знать качество и количество тех, кто сможет это организовать и воплотить, а также местность, народ и его особенности. Чтобы совместить и прочно связать тугим веником друг с другом стратегии, важно знать места их соединений и крепежа. 

Бизнес в стиле «хайп», или как зарабатывать деньги в эпоху гонки за впечатлениями


Что это вам напоминает? Подготовку к войне? Так и есть 

Концепция иными словами – это и есть чёткий план захвата чужих ресурсов, земель, людей и, конечно, денег. На войне это маршальская задача, компетенция тех, кто заранее может просчитать ход войны, цель основного удара, места нанесения второстепенных и время достижения результата. Вот в современном мире именно этим концепт-бюро и занимаются, именно поэтому много их быть не может. 

Когда бизнесмен идёт в новый бизнес без концепции и стратегий, он должен понимать, что, вероятно, к цели он и близко не подойдёт – только потому, что у него её нет осязаемой и видимой. Только в процессе проработки стратегий появляются сформированные цели и необходимые ресурсы для движений в нужном направлении. В голове это уместить невозможно, поскольку задача нашего мозга отличается от задач нашего сознания. Сознанию нужно сделать всё ясным, мозгу важно нас запутать и показать то, что нужно ему. Всё уравновешивает бумага, когда на неё наносится план действий. 

Учитывая всё сказанное, понятно, что тех, кто занимается разработкой концептов, единицы, поскольку такой бизнес сопряжен с высочайшим уровнем осознанности. Нужно знать то, что другим неподвластно, а самое главное, нужно знать будущее, ведь искомая цель бизнеса находится далеко за линией горизонта, и хоть самый крутой телескоп поставь, не увидишь, что скрыто пеленой времени. Увидит лишь тот, кто может им управлять.

концепт-бюро, стратегический консалтинг

Все статьи Дениса Яхно читайте на портале New Retail в авторском спецпроекте «Бизнес как он есть».

0
Реклама на New Retail. Медиакит