0/5
Черные списки поставщиков: кто в них попадает и почему?

Черные списки поставщиков: кто в них попадает и почему?

Черные списки поставщиков: кто в них попадает и почему?
время публикации: 10:00  27 мая 2021 года
В 2019 году в Федеральную антимонопольную службу поступило почти 27 тысяч обращений от госзаказчиков с требованием включить контрагентов в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). По результатам рассмотрения ФАС половина жалоб были признаны необоснованными, но почти 14 тысяч поставщиков все-таки оказались в черном листе. Кто попадает в «серую зону», и как оттуда выбираться?
Черные списки поставщиков: кто в них попадает и почему?Действительно ли они злостные нарушители или просто жертвы бюрократии? Есть ли другие списки? Разбираемся вместе с юристом, руководителем образовательных программ B2B-Center Натальей Патруниной.

Специальных законов, регламентирующих закупочную деятельность, два: 44-ФЗ для госзаказчиков и 223-ФЗ — для естественных монополий, компаний с госучастием и коммунальщиков. В каждом из них предусмотрен отдельный реестр неблагонадежных поставщиков. Эти данные открыты и опубликованы на сайте Единой информационной системы (ЕИС) — zakupki.gov.ru, то есть ими могут воспользоваться абсолютно все желающие.

Поставщик, попадая в реестр, фактически не может участвовать в регулируемых закупках и лишается возможности сбыта своей продукции на этом рынке. Есть три основания для включения контрагента в РНП.

● Отказ от заключения договора или несвоевременное его подписание по результатам закупки. Это самая распространенная причина в коммерческой практике 223-ФЗ.
 
● Расторжение договора в судебном порядке, потому что поставщик не исполнил или исполнил плохо свои обязанности. 

● Односторонний отказ заказчика от сотрудничества, потому что он не удовлетворен работой поставщика. Это возможно только в контрактной системе по 44-ФЗ.
 
Коммерческие компании, для которых указанные выше законы «не писаны», тоже ведут свои списки неблагонадежных поставщиков. Но делают это «по-тихому». С одной стороны, это плюс для контрагентов: закрытый список позволяет им и дальше участвовать в закупках, даже если с кем-то из заказчиков они поссорились. С другой стороны, у таких черных списков нет прозрачных критериев. Оказаться недобросовестным можно из-за личной неприязни, небольшой провинности и других субъективных факторов. 


Кто попадает в реестры неблагонадежных? 

В госзакупках очень часто победителями становятся компании, предложившие самую низкую цену. Но дешевый товар оказывается настолько плохого качества, что его невозможно использовать. Заказчик теряет и время, и деньги из-за непорядочного контрагента и идет жаловаться в ФАС. 

Иногда поставщики сознательно отказываются от подписания договора. В последнее время частой причиной становится волатильность валюты. Когда поставщик зависит от иностранных комплектующих и, участвуя в тендере, предлагает определённую цену на свой товар. Но на момент поставки ситуация меняется, доллар подорожал, и предприниматель оказывается в убытке. Самый простой выход – не подписывать договор. По закону заказчик обязан проинформировать антимонопольный орган. И у поставщика нет шанса на благожелательный для него исход, так как валютный скачок считается предпринимательским риском, который он должен учитывать заранее. 

Участвуя в закупке, поставщик должен быть очень внимательным при чтении закупочной документации. 

В нашей практике был следующий случай. Компания закупала бытовую технику: предметом закупки были электрические плиты Bosch или эквивалентные им с указанными характеристиками. Победителем стал крупный региональный поставщик этой марки. Но уже в процессе исполнения договора оказалось, что заказчик ошибся в тендерной документации и указал технические характеристики, которых не имеет ни одна плита Bosсh, а невнимательный победитель в своей заявке обязался поставить именно их. 

Никто не хочет признавать свою оплошность, поэтому разбирательство продолжится в суде. Формально ошибся заказчик. Но если суд решит, что поставщик, который давно работает с бытовой техникой, должен был обязательно сверить характеристики плит из документации с теми, что есть у него на складе, то его ждет «теплое место» в реестре недобросовестных поставщиков.

Черные списки поставщиков: кто в них попадает и почему?

Нередки ситуации, когда предприниматели попадают в черный список и вовсе по глупости или в силу форс-мажора. Например, не успели вовремя подписать госконтракт: не работал интернет или бухгалтер был в отпуске. Или самое неприятное – сделали ошибку в заявке — не проставили все нули в ценовом предложении. Это классика на площадке B2B-Center. Заказчик радостно потирает ручки: вот он, настоящий демпинг. Расплачиваться за опечатку придется или серьезными убытками, или попаданием в РНП. 

Коммерческие компании могут выйти на переговоры с поставщиком: пересмотреть цену контракта или продлить сроки, но госзаказчик такой «доброты» себе позволить не может, а иногда и не хочет. Некоторые вообще используют норму 44-ФЗ об одностороннем расторжении контракта как способ борьбы с неугодными контрагентами. Например, сами затягивают сроки строительства, не предоставляя поставщику проектно-сметную документацию, поэтому он не может начать работу. Поэтому поставщику важно доказать свою добросовестность, чтобы ФАС встала на его сторону, понимая, что обвиняемый не имел намерения уклониться от подписания контракта или исполнить его ненадлежащим образом. 

Новый проект постановления о реестре, подготовленный Минфином, тоже предусматривает основания, позволяющие поставщику избежать сурового наказания из-за случайности или умысла заказчика. Автоматизация внесения сведений в реестр, по мнению Министерства, должна сделать процесс более прозрачным.




Читайте также: Ритейл и поставщики спорят об условиях доставки




Черный список — это пожизненный срок? 

В официальном реестре недобросовестных поставщиков контрагенты находятся два года, в черных списках коммерческих компаний можно остаться навсегда. Попасть в серую зону просто, но как из нее выбраться? 

Некоторые поставщики пытаются схитрить, открывают новое ИП или ООО, но с прежним директором. В госзакупках этот трюк ничего не даст, потому что и учредители, и должностные лица тоже числятся в реестре. Если поставщик попал в список неблагонадежных по ошибке или вине заказчика, он может оспорить решение в суде. Но быстро это сделать не получится, около года придется потратить на бумажную волокиту. Поэтому лучшая стратегия в данном случае — профилактика и действие на опережение. 

Например, по договору поставщик должен был поставить забор вокруг здания, но пропал. Если от него нет никаких вестей, то ему прямая дорога в РНП. А если он забор не ставит, но написал объяснительное письмо: в связи с особенностями грунта вокруг здания требуются другие материалы, он их уже заказал у производителя и поставит забор на 10 дней позже установленного срока, то очень велика вероятность, что антимонопольная служба встанет на его сторону. Заказчику придется простить поставщика и подождать. 

Или если заказчик прислал победителю закупки договор с ошибками, контрагенту нужно обязательно в ответ направить протокол разногласий с указанием недочетов, а не просто не подписывать некорректный документ «из принципа». 

Еще на этапе участия в тендере лучше уточнить все непонятные моменты. В B2B-Center был случай, когда больница закупала хирургические нити для операций. Требовались нити синего цвета, а поставщик решил по общему правилу поставить эквивалент болотного цвета. В итоге заказчик товар не принял, поскольку такие нити не подходят, так как они не видны в процессе хирургического вмешательства, и поставщик автоматически стал неблагонадежным, ведь синих у него не оказалось
 
Сейчас на всех электронных торговых площадках есть возможность официально задать вопросы заказчику до подачи заявки, и этим правом обязательно нужно пользоваться. 

Помимо черных списков поставщиков, можно встретить и «белые», существующие в виде добровольной сертификации. Чтобы добавить плюсов к своей репутации, предприниматели могут ее пройти и получить звание добросовестного поставщика. Но учитывая платный характер такой проверки, для заказчика гораздо убедительнее выглядят акты оказанных услуг, выполненных работ или поставленных товаров, а также положительные отзывы контрагентов участника, нежели сертификат, выданный сторонней коммерческой организацией. Поэтому надежность и профессионализм поставщиков по-прежнему в цене.

Наталья Патрунина, 
юрист, руководитель образовательных программ B2B-Center, 

для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности