Что изменится с 1 марта в маркировке товаров: основные новеллы и кого они коснутся

время публикации: 10:00 21 февраля 2025 года
@Freepic

Эксперт Контур.Маркировки по законодательству Анна Жукова разобралась, у кого только начнется обязательная маркировка, а кому придется поменять привычные процессы.
Кого коснется. С 1 марта 2025 года она стартует в трех товарных группах — бакалее, автомобильных жидкостях и смазочных материалах, косметике и бытовой химии.
Обязательная маркировка начнется позднее в этом же году. Для косметики и бытовой химии она пройдет в три этапа:
● с 1 мая 2025 года — маркировка мыла и ПАВ;
● с 1 июля 2025 года — средств для волос, дезодорантов;
● с 1 октября 2025 года — косметики, средств для зубов.
Бакалею будут маркировать так:
● с 1 мая 2025 года — снеки, например, чипсы, сухари, палочки кукурузные, попкорн;
● с 1 июля 2025 года — соусы, готовые супы, специи.
Для автомобильных жидкостей маркировка начнется с 1 сентября 2025 года, под нее попадут смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости.
Как подготовиться. Участники оборота должны зарегистрировать личный кабинет на сайте Честного знака. Для этого понадобится оформить на руководителя электронную подпись. После этого производителям и импортерам нужно активно готовиться к началу обязательной маркировки. Они присоединяются к ней первыми.
Кого коснется. Производителей и импортеров консервов и кормов для животных. Рыбные консервы и сухие корма для животных начали маркировать во второй половине 2024 года. С 1 марта под маркировку попадают влажные корма для животных, а также мясные и плодоовощные консервы.
Тогда же начнут маркировать продукцию фермеры — производители консервов. Для них маркировка стартует сразу для всех видов продукции.
Как подготовиться. Регистрация в Честном знаке для товарных групп прошла еще в 2024 году. Теперь производителям и импортерам предстоит заказывать коды в Честном знаке, наносить их на товары и вводить в оборот. До 1 марта они должны были определиться со способом нанесения кодов маркировки, приобрести и настроить оборудование и ПО, протестировать его.
И у влажных кормов для животных, и у консервов есть особенности при нанесении кодов Data Matrix: они плохо держатся на скользких поверхностях металлических банок или паучей. Кроме того, консервированная продукция проходит обработку паром — автоклавирование. Из-за этого стикеры могут отклеиваться. До старта обязательной маркировки предприятия должны подобрать надежные клеи или вписать код в дизайн этикетки.
Кого коснется. С 1 марта пройдет третья «волна» в легпроме. Под нее попадут 30 новых кодов ТН ВЭД — в основном это мелкие товары, такие как нижнее белье, носки, купальники, галстуки, головные уборы, детская одежда.
Расширится перечень товаров у БАДов — маркировать нужно будет активированный уголь, желатин, а также у антисептиков — это средства для дезинфекции.
Читайте также: Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Как подготовиться. Много работы предстоит участникам оборота легпрома: им нужно промаркировать товарные остатки. В 2024 году во время предыдущего расширения в этой товарной группе возникали сложности. Мелкие производители и небольшие магазины тянули до последнего и не успевали маркировать остатки. В 2025-м для этого дали больше времени.
● До 1 августа можно продавать немаркированные остатки в легпроме.
● До 1 ноября нужно описать и заказать коды маркировки на них в Национальном каталоге.
● До 1 декабря нужно ввести все товары в оборот. После этого ввести в оборот или заказать коды на остатки будет невозможно.
Немаркированные остатки у антисептиков разрешили продавать до 31 августа. У БАДов продажа немаркированных остатков разрешена до окончания срока годности.
Кого коснется. С 1 марта новые этапы маркировки коснутся пяти товарных групп. У БАДов из списка расширения начнется объемно-сортовой учет (ОСУ), когда в УПД указывают количество товара и его код GTIN. Тогда же розница должна выводить товары из оборота на кассах и использовать разрешительный режим в формате онлайн или оффлайн.
На поэкземплярный учет (ПЭУ) перейдут участники оборота упакованной воды, пива в кегах, велосипедов. Кроме того, работать с новым списком товаров легпрома сразу придется в ПЭУ. В УПД нужно будет указывать коды маркировки всех единиц товаров. Этот вид учета более сложный и трудоемкий, чем ОСУ. При отгрузке и приемке важно сверять коды на товарах с теми, что указаны в УПД. Если произойдет пересортица, у розницы на кассе возникнут проблемы.
Как подготовиться. Для перехода на поэкземплярный учет придется серьезно пересмотреть бизнес-процессы. Например, приобрести оборудование — ТСД, 2D-сканеры, для больших объемов производства — камеры техзрения, отбраковщики. Нужно научить сотрудников сканировать коды при отгрузке и приемке. И внедрить агрегацию товаров, которая в разы ускоряет эти процессы. Помогает в логистике и вэнселлинг — отгрузка с колес, когда водитель сначала развозит товары по торговым точкам, а затем наполняет УПД кодами фактически отгруженной продукции.
Объемно-сортовой учет требует меньше усилий для внедрения. Участникам оборота БАДов нужно настроить ЭДО, а во время приемки проверять коды на читаемость.
Кого коснется. До 1 марта участники оборота воды ждут новое постановление Правительства РФ, которое позволит работать с товарными остатками по ОСУ. Сейчас опубликован проект постановления. Он разрешает воду, произведенную до 28 февраля 2025 года, отгружать и выводить из оборота по причинам, не связанным с реализацией, в объемно-сортовом учете. Причина — большое количество товаров на складах, отгруженных по ОСУ. Передавать такие объемы в поэкземплярном учете будет сложно.
У пивной продукции с 1 марта стартует не только поэкземплярный учет, но и другие обязанности. Например, необходимость отчитываться обо всех перемещениях товаров, в том числе внутри своих ИНН — складами или торговыми точками. Для этого разрешено использовать как ПЭУ, так и ОСУ.
Кроме того, с 1 марта для работы с пивом нужно использовать новый формат УПД, а также выводить товар из оборота по причинам, не связанным с продажей.
Как подготовиться. Участникам оборота стоит обновить ПО с учетом введения поэкземплярного учета, и чтобы работать с новым форматом УПД.
Весной 2025 года серьезные перемены коснутся многих товарных групп. Для некоторых категорий маркировка станет новым явлением, а в некоторых товарных группах произойдут важные изменения.

Эксперт Контур.Маркировки по законодательству Анна Жукова разобралась, у кого только начнется обязательная маркировка, а кому придется поменять привычные процессы.
Регистрация в Честном знаке
Кого коснется. С 1 марта 2025 года она стартует в трех товарных группах — бакалее, автомобильных жидкостях и смазочных материалах, косметике и бытовой химии.
Обязательная маркировка начнется позднее в этом же году. Для косметики и бытовой химии она пройдет в три этапа:
● с 1 мая 2025 года — маркировка мыла и ПАВ;
● с 1 июля 2025 года — средств для волос, дезодорантов;
● с 1 октября 2025 года — косметики, средств для зубов.
Бакалею будут маркировать так:
● с 1 мая 2025 года — снеки, например, чипсы, сухари, палочки кукурузные, попкорн;
● с 1 июля 2025 года — соусы, готовые супы, специи.
Для автомобильных жидкостей маркировка начнется с 1 сентября 2025 года, под нее попадут смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости.
Как подготовиться. Участники оборота должны зарегистрировать личный кабинет на сайте Честного знака. Для этого понадобится оформить на руководителя электронную подпись. После этого производителям и импортерам нужно активно готовиться к началу обязательной маркировки. Они присоединяются к ней первыми.
Старт обязательной маркировки
Кого коснется. Производителей и импортеров консервов и кормов для животных. Рыбные консервы и сухие корма для животных начали маркировать во второй половине 2024 года. С 1 марта под маркировку попадают влажные корма для животных, а также мясные и плодоовощные консервы.
Тогда же начнут маркировать продукцию фермеры — производители консервов. Для них маркировка стартует сразу для всех видов продукции.
Как подготовиться. Регистрация в Честном знаке для товарных групп прошла еще в 2024 году. Теперь производителям и импортерам предстоит заказывать коды в Честном знаке, наносить их на товары и вводить в оборот. До 1 марта они должны были определиться со способом нанесения кодов маркировки, приобрести и настроить оборудование и ПО, протестировать его.
И у влажных кормов для животных, и у консервов есть особенности при нанесении кодов Data Matrix: они плохо держатся на скользких поверхностях металлических банок или паучей. Кроме того, консервированная продукция проходит обработку паром — автоклавирование. Из-за этого стикеры могут отклеиваться. До старта обязательной маркировки предприятия должны подобрать надежные клеи или вписать код в дизайн этикетки.
Расширение перечня товаров
Кого коснется. С 1 марта пройдет третья «волна» в легпроме. Под нее попадут 30 новых кодов ТН ВЭД — в основном это мелкие товары, такие как нижнее белье, носки, купальники, галстуки, головные уборы, детская одежда.
Расширится перечень товаров у БАДов — маркировать нужно будет активированный уголь, желатин, а также у антисептиков — это средства для дезинфекции.
Читайте также: Изменения в маркировке в 2025 году для торговых сетей и розницы
Как подготовиться. Много работы предстоит участникам оборота легпрома: им нужно промаркировать товарные остатки. В 2024 году во время предыдущего расширения в этой товарной группе возникали сложности. Мелкие производители и небольшие магазины тянули до последнего и не успевали маркировать остатки. В 2025-м для этого дали больше времени.
● До 1 августа можно продавать немаркированные остатки в легпроме.
● До 1 ноября нужно описать и заказать коды маркировки на них в Национальном каталоге.
● До 1 декабря нужно ввести все товары в оборот. После этого ввести в оборот или заказать коды на остатки будет невозможно.
Немаркированные остатки у антисептиков разрешили продавать до 31 августа. У БАДов продажа немаркированных остатков разрешена до окончания срока годности.
Переход на поэкземплярный и объемно-сортовой учеты
Кого коснется. С 1 марта новые этапы маркировки коснутся пяти товарных групп. У БАДов из списка расширения начнется объемно-сортовой учет (ОСУ), когда в УПД указывают количество товара и его код GTIN. Тогда же розница должна выводить товары из оборота на кассах и использовать разрешительный режим в формате онлайн или оффлайн.
На поэкземплярный учет (ПЭУ) перейдут участники оборота упакованной воды, пива в кегах, велосипедов. Кроме того, работать с новым списком товаров легпрома сразу придется в ПЭУ. В УПД нужно будет указывать коды маркировки всех единиц товаров. Этот вид учета более сложный и трудоемкий, чем ОСУ. При отгрузке и приемке важно сверять коды на товарах с теми, что указаны в УПД. Если произойдет пересортица, у розницы на кассе возникнут проблемы.
Как подготовиться. Для перехода на поэкземплярный учет придется серьезно пересмотреть бизнес-процессы. Например, приобрести оборудование — ТСД, 2D-сканеры, для больших объемов производства — камеры техзрения, отбраковщики. Нужно научить сотрудников сканировать коды при отгрузке и приемке. И внедрить агрегацию товаров, которая в разы ускоряет эти процессы. Помогает в логистике и вэнселлинг — отгрузка с колес, когда водитель сначала развозит товары по торговым точкам, а затем наполняет УПД кодами фактически отгруженной продукции.
Объемно-сортовой учет требует меньше усилий для внедрения. Участникам оборота БАДов нужно настроить ЭДО, а во время приемки проверять коды на читаемость.
Нюансы работы с ПЭУ в товарных группах
Кого коснется. До 1 марта участники оборота воды ждут новое постановление Правительства РФ, которое позволит работать с товарными остатками по ОСУ. Сейчас опубликован проект постановления. Он разрешает воду, произведенную до 28 февраля 2025 года, отгружать и выводить из оборота по причинам, не связанным с реализацией, в объемно-сортовом учете. Причина — большое количество товаров на складах, отгруженных по ОСУ. Передавать такие объемы в поэкземплярном учете будет сложно.
У пивной продукции с 1 марта стартует не только поэкземплярный учет, но и другие обязанности. Например, необходимость отчитываться обо всех перемещениях товаров, в том числе внутри своих ИНН — складами или торговыми точками. Для этого разрешено использовать как ПЭУ, так и ОСУ.
Кроме того, с 1 марта для работы с пивом нужно использовать новый формат УПД, а также выводить товар из оборота по причинам, не связанным с продажей.
Как подготовиться. Участникам оборота стоит обновить ПО с учетом введения поэкземплярного учета, и чтобы работать с новым форматом УПД.
Анна Жукова,
Эксперт Контур.Маркировки по законодательству.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Как подчеркнуть статус бренда с помощью рекламных аудиороликов: опыт Кубик Медиа...
-
Оформление доставки в косметических интернет-магазинах в 2025 году (разбор ошибо...
-
Объединённые Арабские Эмираты: что делает страну «оазисом» для российского бизне...
-
РОП напрокат vs. РОП в найме: как определить, что подойдет вашей компании?
-
Тонкости фармацевтического маркетинга: о чем важно помнить, продвигая лекарствен...