Все компании, ведущие бизнес в сфере розничной торговли, могут быть сегментированы по составу и широте ассортимента. Специализированная розница предъявляет к управлению свои особые требования. И одним из них является необходимость автоматизации основных процессов.
В России и мире существует множество компаний, ведущих свой бизнес в сфере розничной торговли, и все они могут быть сегментированы по составу и широте ассортимента. Часто специфика и правила ведения деятельности в одном из сегментов абсолютно расходятся с регламентами в других. Одним из таких случаев является специализированная розница, предъявляющая свои уникальные требования к управлению бизнесом.
Специализированная розница: в чем суть?
Чтобы разобраться с причинами, которые обуславливают условия работы в специализированной рознице, сформулируем определение данного сегмента. Компании специализированной розницы, как правило, имеют ассортимент товаров, ограниченный одной или несколькими товарными группами, входящими в сферу специализации данной компании, часто расширяемый соответствующими комплементарными товарами и услугами.
Примерами могут служить:
магазины спортивных товаров: Adidas, Rebook, Nike;
ювелирные магазины: 585, SUNLIGHT, Алмаз-холдинг;
бутики модной одежды: H&M, Mango, ZARA, Lamoda;
магазины часов: Swatch, НИКА;
магазины косметики и парфюмерии: Yves Roсher, ИЛЬ ДЕ БОТЭ, L’Occitane en Provence и другие;
премиальные и люксовые бренды: Longchamp, Gant, Furla.
Поняв особенности формирования ассортиментной матрицы и ознакомившись с профилями конкретных представителей специализированной розницы, можно сделать некоторые выводы о наиболее существенных отличительных чертах ведения бизнеса, которыми характеризуется данный сегмент:
Прямая зависимость показателей деятельности компании от приверженности покупателя бренду.
Существенным мотиватором совершения покупок в сегменте специализированной розницы является скорее не фактическая потребность в товаре, а желание покупателя получить удовольствие от самого процесса его приобретения.
Малое количество товарных категорий наряду с необходимостью удовлетворения индивидуального спроса требует дифференциации ассортимента не по категориям, а по их характеристикам (атрибутам).
Минимальный размер складских запасов в торговых точках (большинство позиций выкладывается на полки полностью).
Ценность покупок, приобретенных в магазинах специализированной розницы (в силу ценовой политики, политики качества и позиционирования брендов в данном сегменте), в глазах покупателя выше, чем покупок товаров тех же групп в других сегментах.
В настоящее время все сегменты розничной торговли так или иначе затронуты кризисными явлениями в экономике и в данных условиях компании специализированной розницы должны искать пути повышения эффективности своей деятельности с учетом всех вышеперечисленных особенностей.
Ритейл vs кризис
Наряду с сохранением существующих лояльных покупателей в кризисные времена появляется возможность увеличить количество покупателей приверженных бренду компании, решивших или вынужденных сменить бренд в силу экономических или других причин. Для этого необходимо:
Понимать и учитывать потребности и привычки каждого клиента персонально.
Предоставлять покупателю свободу в самостоятельном выборе параметров товара.
Мотивировать персонал на удовлетворение нужд каждого клиента и контролировать фактические показатели деятельности.
Иметь возможность осуществлять поставки под конкретного покупателя.
Разрабатывать и проводить персонифицированные программы лояльности, часто со сложными правилами начисления бонусов.
Критичность наличия большого количества доступных каналов, предоставляющих максимально точную информацию для предварительного ознакомления с товарами, имеющимися в ассортименте и их доступность для заказа.
Оправдывать повышенные ожидания в части послепродажных услуг (ремонт, консультация, сопровождение и т.п.)
В силу ряда причин, в кризисных условиях многие ритейлеры приносят в жертву экономии уровень обслуживания в своих магазинах, что негативно сказывается на ощущениях покупателей от самого процесса покупки. На общем фоне снижения качества обслуживания в сетях конкурентов, его увеличение может помочь не только сохранить существующих, но и привлечь новых покупателей, для которых удовольствие от покупок является существенным фактором выбора бренда.
Для этого необходимо: во-первых, реализовывать более гибкие и простые условия возврата и замены товаров, во-вторых, более тщательно подойти к вопросу организации схемы подарочных сертификатов, программ «Хочу в подарок» и, в-третьих, постоянно обеспечивать и контролировать наличие у персонала знаний об особенностях продаваемого товара. Кроме того, объединяя все каналы продаж в омниканальную интегрированную модель, можно максимально облегчить взаимодействие покупателя с компанией.
Как показывает практика, при снижении покупательской способности, являющейся основным последствием кризиса, люди готовы платить только за те товары, которые точно удовлетворяют их потребностям, и не склонны идти на компромисс в данном вопросе. Чтобы точно адаптировать свой ассортимент под ужесточившиеся критерии выбора, компаниям необходимо в мельчайших подробностях анализировать потребности покупателей, изучая параметры профилей покупателя, позиции ассортиментной матрицы, проводя анализ данных по продажам на более низких уровнях и с большей точностью.
Эффективная автоматизация процессов специализированной розницы
Для сохранения рентабельности на докризисном уровне компании вынуждены искать пути максимальной оптимизации их операционной деятельности (закупки, логистика, мерчендайзинг и других). Примерами действий могут служить:
увеличение скорости релокации товаров между торговыми точками;
улучшение качества учета наличия товара и прогнозирования спроса на него;
расширение горизонта планирования поставок наряду со снижением минимального уровня запасов на складах и торговых точках;
повышение производительности торгового и офисного персонала.
Указанные действия довольно очевидны, но их реализация на практике связана с необходимостью сбора, обработки и анализа огромных массивов данных о закупках, остатках, предпочтениях покупателей, движении товара, эффективности работы персонала. Это почти исключает выполнение данных действий сотрудниками компаний в ручном режиме и требует внедрения в компаниях специализированной розницы информационных систем, способных учесть всю специфику деятельности. Но есть сложности. Часто до наступления проблем, вызванных экономическим спадом, многие компании в принципе не задумываются над правильной организацией операционной деятельности и ее эффективной автоматизацией.
Между тем, это может быть реализовано в разумное время и с надлежащим качеством. Для чего требуется правильный выбор информационной системы управления деятельностью торговой компании, которая как минимум должна удовлетворять двум критериям:
Информационная система изначально должна быть разработана с учетом специфики и задач, стоящих перед специализированной розницей, чтобы минимизировать стоимость внедрения и владения.
Компания-разработчик должна иметь большой опыт работы в области автоматизации процессов специализированной розницы, чтобы обеспечить не только внедрение самой информационной системы, но и помочь компании-заказчику оптимизировать ее организационные процессы согласно лучшим практикам, имеющимся в отрасли.
На данный момент при партнерской поддержке ICL Services на российский рынок выходит новая компания, которая соответствует обоим указанным условиям – это французская компания Cegid, производящая программное обеспечение Yourcegid Retail Y2 для управления деятельностью компаний в сегменте специализированной розницей с широкой экспертизой в данной области.
Из большого числа конкурентов система выделяется такими показателями, как:
Модульная сервис-ориентированная архитектура, которая позволяет компаниям любого масштаба автоматизировать их процессы при минимальных затратах на внедрение.
Возможность настроить все процессы деятельности таким образом, чтобы наилучшим образом учесть специфику компании.
Важнейшим отличием является модуль управления омниканальными продажами, который позволяет убрать все организационные и технические границы между имеющимися каналами продаж и с легкостью добавлять новые без затрат времени и средств, а также управлять ими. Поддерживаются различные сценарии управления омниканальными продажами, такие как «покупай онлайн – забирай в магазине», «покупай на мобильном-возвращай в магазин», «покупай онлайн с доставкой на дом» и многие другие.
Наличие модуля клиентелинга помогает торговому персоналу быстро идентифицировать покупателя и всегда быть в курсе его предпочтений, а также фиксировать все изменения в них. Возможность работы на мобильных устройствах позволяет сотрудникам всегда быть рядом с клиентом и консультировать его по всем возникающим вопросам: доступные ему скидки, наличие выбранного товара в магазине или возможность заказать и привести товар с нужными параметрами из других торговых точек, предложить комплементарные товары или услуги.
Мощный аналитический модуль способен предоставлять информацию по показателям деятельности компании практически в реальном режиме времени с любой необходимой детализацией.
Модуль управления персоналом включает в себя весь инструментарий необходимый для разработки и контроля ежедневных активностей торгового персонала, что способно в разы повысить эффективность. Данные активности могут быть привязаны к процессам, в которых участвует тот или иной сотрудник, что позволит компании контролировать корректное выполнение.
Модуль управления запасами выполнен таким образом, что он может быть настроен практически под любые правила пополнения запасов, релокации и инвентаризации.
Указанные функциональные возможности системы Yourcegid Retail Y2 позволяют компаниям из специализированной розницы максимально учесть их требования и эффективно автоматизировать их деятельность, упростив реализацию антикризисных мер, которые были приведены ранее.