Одним из наиболее заметных событий в российской электронной коммерции минувшей недели стал выход на рынок подразделения китайской корпорации AliExpress – платформы Tmall. Мнения экспертов в отношении потенциальных рисков разделились: одни считают, что битва проиграна. Другие верят в эффективность конкурентных преимуществ, которые помогут в противостоянии гиганту.
Марк Завадский, директор по развитию AliExpress в России уточнил, что в прошлый четверг состоялся пилотный запуск Tmall, а официальное открытие площадки запланировано на середину октября.
Россия станет первой страной за пределами Китая, где будет работать Tmall. При этом географическая ограниченность не является серьезной помехой на пути развития платформы.
Так, уже сейчас Tmall занимает 14-е место в списке самых популярных интернет-ресурсов в мире по количеству посетителей и четвертое — в Китае, по данным сайта Alexa.
Для сравнения, AliExpress в мировом рейтинге занимает только 48-е место (в Китае он не работает, в России это 9-й по популярности сайт). По данным iResearch Consulting Group, Tmall является крупнейшим игроком в своем сегменте в Китае и занимает 56,6% рынка, второе место у JD.com с долей почти 25%. В ассортиментном отношении Tmall делает акцент на товарах среднего и более высоких ценовых сегментов, включая люксовые направления.
Российские эксперты в сфере онлайн-торговли настороженно отнеслись к приходу нового игрока, полагая, что новый мощный китайский маркетплейс усилит и без того сложную конкурентную ситуацию, в которой находятся российские интернет-ритейлеры. По данным АКИТ, лишь за первое полугодие 2017 года объем трансграничной торговли вырос на 34% и в денежном отношении составил около 420 миллиардов рублей. При этом 90% всей кроссбордерной интернет-торговли составляют покупки на китайских площадках. При этом интернет-торговля внутри страны увеличила объемы лишь на 8%.
В частности, Ефим Алдухов, управляющий партнер E-commerce Solutions, в ходе бизнес-завтрака «UPGRADE: финансовые и кредитные инструменты для интернет-магазинов», проходящего 28 сентября, высказал мнение о том, что Tmall является серьезной угрозой для малых интернет-магазинов с неотлаженной эффективностью.
«Если у вас нет уникальной модели или преимущества, завода или физических магазинов, или чего-то иного, дающего «супер силу», готовьтесь к холодам. Анализируйте цены и ассортимент и думайте, как отстраиваться от нового конкурента уже сейчас. Учитесь детально считать экономику формирования и обработки заказа», – сформулировал свои рекомендации малым и средним онлайн-площадкам Ефим Алдухов.
Сергей Макаров, генеральный директор РА «Профитатор» (Kokoc Group) не склонен поддерживать негативные настроения, связанные с приходом Tmall. Хотя он и допускает, что сложности на рынке вполне ожидаемы.
«Выход каждого китайского интернет-магазина на российский рынок сопровождается паникой по поводу последствий для небольшого и среднего бизнеса. Достаточно вспомнить ажиотаж вокруг запуска в России JD и AliExpress, – отмечает Макаров, – На мой взгляд, первыми, кто пострадает от прихода Tmall на российский рынок, станут онлайн-ритейлеры, занимающиеся перепродажей китайской продукции. Пользователям станет проще и дешевле покупать товары у продавцов напрямую, поэтому прибыль ритейлеров, специализирующихся на китайской продукции, существенно снизится».
Результатом прихода нового игрока станет, по мнению Макарова, перераспределение долей рынка между крупными иностранными онлайн-гипермаркетами, а Tmall, в свою очередь, отберет часть покупателей у JD и AliExpress.
Мнение о том, что Tmall создаст проблемы крупным интернет-игрокам поддерживает и Сергей Кобызев – технический директор Группы компаний ContentHub. Однако в отношении небольших и средних российских онлайн-проектов Сергей склонен к оптимизму, полагая, что их сильные стороны – персонализированный сервис и небольшие качественные каталоги – по-прежнему будут оставаться приоритетными для клиентов.
«Сомневаюсь, что выход китайского онлайн-ритейлера Tmall на российский рынок негативно повлияет на небольшие и средние интернет-магазины. Мелкий онлайн-бизнес привлекает пользователей индивидуальным обслуживанием на каждом этапе покупки, небольшими каталогами товаров с удобной структурой категорий и детальным описанием продукции, – считает Сергей Кобызев, – Покупатели, которые предпочитают сервис такого уровня, вряд ли откажутся от небольших магазинов в пользу крупных ритейлеров и маркетплейсов, неважно китайские они или российские».
Дмитрий Шиманов, генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT считает, что магазины со слабо отлаженной эффективностью вытесняются во всех областях торговли, не только в интернете. Однако он согласен с тем мнением, что малый и средний бизнес может найти свою нишу за счет более узкой специализации и сделать мнимый минус своим явным преимуществом.
«Покупателей, безусловно, хватит на всех. Маленькие магазины вполне могут конкурировать с крупными по цене, так как у них ниже затраты на рекламу и продвижение. За счет более глубокого понимания продуктов, которыми они торгуют, специализированные магазины выгодным образом отличаются от роботизированных операторов колл-центров, работающих по формализованным скриптам. По нашим оценкам, 20% рынка практически во всех отраслях занимают нишевые компании, и онлайн-торговля не является исключением», – отмечает Дмитрий Шиманов.
Алексей Фёдоров, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) положительно оценивает начало присутствия на рынке нового китайского игрока, который, по мнению Фёдорова, сможет составить конкуренцию самому AliExpress.
«Ali – это товары очень плохого качества, часто контрафактные, которые покупают, как правило, от безысходности, потому что ни на что другое больше денег нет. Кроме того, Ali – это «игрушка» для молодежи, где можно попытаться сделать свои первые покупки в интернете, чем пользуется огромное количество российских школьников. Tmall же – очень хорошие и качественные азиатские товары европейского уровня, но неизвестных брендов, появление и развитие которых на российском рынке мы только приветствуем. Tmall – прекрасный пример сайта, где нужно и можно покупать качественные и хорошие продукты тем, кто не гоняется за брендом», – комментирует глава АКИТ.
При этом Алексей Фёдоров уверен, что товары, размещенные на платформе Tmall могли бы составить конкуренцию и товарам из каталогов российских интернет-магазинов, вновь обращая внимание на острый вопрос честной конкуренции на «зеркальных» условиях налогообложения.
«Товары с Tmall, безусловно, могли бы конкурировать с товарами из российских интернет-магазинов, и это была бы честная конкуренция, но только в том случае, если все-таки все китайские продавцы, вне зависимости от того, на какой площадке они продают товар, при покупке из России будут платить НДС и таможенную пошлину. Тогда они будут стоять в одном ряду со всеми товарами, которые завозятся в Россию отечественными ритейлерами», – подчеркнул президент АКИТ.