0/5

Как настроили работу экспресс-доставки в Яндекс Лавке: путь товара до даркстора и до клиента

Как настроили работу экспресс-доставки в Яндекс Лавке: путь товара до даркстора и до клиента
время публикации: 10:00  13 января 2023 года
Экспресс-доставка – безусловный тренд электронной коммерции. Покупатели готовы доплачивать за то, что им быстро привезут продукты и товары, даже если магазин находится вблизи дома. В Яндекс Лавке рассказали, как у них работает доставка от 10 минут. Без каких инструментов запустить ее невозможно?
Как настроили работу экспресс-доставки в Яндекс Лавке: путь товара до даркстора и до клиентаОнлайн-торговля продолжает развиваться, и особенно быстро растет рынок экспресс-доставки, на котором появляется все больше игроков. По данным рейтинга INFOLine, во втором квартале 2022 года экспресс-доставка сохранила свое преобладание над покупками «впрок» и самовывозом. По сравнению со 2 кварталом 2022 года экспресс-доставка увеличилась на 4%, а сегмент доставки «впрок» самовывоза – на 2%. За год доля экспресс-доставки увеличилась более чем на 65%. Для сравнения, покупки «впрок» и самовывоз увеличились более чем на 41%. 

Крупные розничные сети также развивают экспресс-доставку, и для этого некоторые из них открывают собственные дарксторы. Павел Слав, руководитель отдела операций Яндекс Лавки, рассказывает, как работает доставка от 10 минут, и какие шаги были сделаны для того, чтобы сервис стал прибыльным. 


Преимущества дарксторов


Развивать экспресс-доставку продуктов можно несколькими способами, например, собирать и привозить заказы из офлайн магазинов или из дарксторов. Мы работаем по второй модели и привозим покупателю продукты с небольшого склада, расположенного недалеко от его дома. Такую доставку еще называют «гиперлокальной» — курьеры передвигаются в ограниченном радиусе от склада (пара километров), а клиент получает свой заказ в короткие сроки - от 10 минут. 

Для чего компании открывают дарксторы? Во-первых, они позволяют расширить зону доставки, сохранив скорость, с которой покупки приезжают к клиентам. Если заказов становится слишком много, можно открыть новый даркстор и перераспределить заказы, чтобы, как и в первом случае сохранить качество сервиса. 


Во-вторых, открытие дарксторов помогает быстрее масштабировать доставку и выйти в новые районы. Помещения для таких складов необязательно располагать в людных местах, у них нет яркой вывески и входной группы — например, как у магазинов. Для даркстора подходит помещение небольшой площади с простым ремонтом — найти такое можно даже в центре города, где чаще всего сложно арендовать коммерческую недвижимость.

В-третьих, с помощью дарксторов можно не только сохранить среднее время доставки, но и уменьшить его — а это важно для покупателя. Например, при заказе готовой еды или продуктов скорость доставки имеет для клиентов гораздо большее значение, чем при покупке электроники или товаров для дома. Поэтому компании вводят для своих клиентов экспресс-доставку — за 1–2 часа. У нас среднее время доставки гораздо меньше — 15-16 минут. Чтобы добиться таких результатов, нужно грамотно выстроить работу как внутри даркстора, так и с курьерами.


Как организовать работу в дарксторе


Первый важный этап после получения заказа — его сборка. На скорость сборки напрямую влияет то, как устроен склад и как на нём организована работа. Чем лучше продуман процесс сборки, тем меньше на него уходит времени. В небольшом дарксторе с 3000 товаров сборка заказа из 7–10 позиций может занять всего 2–3 минуты.

В первую очередь нужно обратить внимание на раскладку товаров, удобную для сборщиков. Здесь важно учитывать множество факторов, таких как расположение, тип и вес продукта. Например, в дарксторе тяжелые продукты всегда располагают рядом с местом выдачи заказов, а горячий кофе наливают в самую последнюю очередь, когда курьер уже готов забрать заказ. 

Помимо оптимальной раскладки в дарксторе есть еще один способ ускорить сборку — автоматизировать часть процессов. Для этого мы создали алгоритм, который дает сборщику оптимальный маршрут передвижения по складу. Сборка заказа может замедлиться из-за ошибки сборщика — например, если он перепутает товар. Чтобы такого не было, мы используем терминалы для сканирования товаров. Если сборщик возьмёт не тот продукт — терминал даст ему об этом знать.

Как настроили работу экспресс-доставки в Яндекс Лавке: путь товара до даркстора и до клиента


Как выстроить курьерскую доставку


Курьеры могут доставлять товары разными способами: пешком, на велосипеде, самокате или автомобиле. Выбор метода зависит от величины зоны доставки. Самый оптимальный — велосипед. Это экологичный транспорт, удобный для доставки на небольшие расстояния — как в нашем случае. На велосипеде быстрее, чем если доставлять пешком, и для него не нужно искать парковку, как в случае с машиной.

Строить маршрут для велокурьера нужно таким образом, чтобы на его пути было как можно меньше мостов, лестниц, подземных переходов и других сложных участков. В случае с экспресс-доставкой как у нас маршруты не должны быть слишком длинными, поэтому радиус доставки вокруг даркстора не превышает 1,5-2 км.


Ускорить доставку помогают не только оптимальные маршруты. Ещё можно использовать алгоритмы, которые распределяют заказы между курьерами, рассчитывают, сколько людей нужно ежедневно привлекать для доставки, регулируют баланс между количеством заказов и загрузкой курьеров. 

Прежде всего стоит оптимизировать график доставок. Для этого у нас есть алгоритм, который прогнозирует, сколько курьеров понадобится, чтобы вовремя доставить все заказы из конкретной Лавки. Это помогает привлекать нужное количество курьеров, чтобы каждому из них хватило заказов, и чтобы никто не был перегружен. В выходные или по вечерам обычно больше заказов, чем в другие периоды, поэтому и слотов для курьеров больше.

Следующее — это распределение заказов. 

Relog
 Как за год превратить внутригородскую доставку в ракету?
Наши алгоритмы учитывают большой объем аналитических данных и определяют, как быстро свободный курьер может забрать заказ из даркстора и за сколько его доставить. Алгоритм делает всё это как для обычных, так и для мультизаказов — это когда курьер забирает несколько заказов из одного даркстора и последовательно развозит их по ближайшим адресам. С помощью этого алгоритма мы можем эффективно распределять заказы между курьерами, а еще поддерживать стабильность сервиса и сохранять среднее время доставки.

Если система замечает, что заказов на сервисе становится слишком много, а прогнозируемое время доставки выше целевого — включается сурж (англ. surge pricing — динамическое ценообразование). Это алгоритм, который регулирует баланс спроса и предложения. Когда он начинает действовать, повышающий коэффициент применяется на корзину и стоимость доставки, которая соответственно увеличивается. Таким образом мы можем принимать оптимальное количество заказов с сохранением целевого времени доставки для клиента. Те, кому нужен заказ прямо сейчас, могут оформить его несмотря на коэффициент или дождаться, пока не спадет спрос.

Яндекс Лавка


Как товары попадают в дарксторы


Чтобы кладовщики в дарксторах не тратили весь день на приёмку товаров от разных поставщиков, у нас есть распределительные центры, откуда продукты попадают в дарксторы. 

Поставщики приезжают на распределительные центры по четкому графику и отгружают партии товаров. После этого сотрудники склада собирают нужное количество товаров для каждого даркстора согласно индивидуальному заказу. Его формирует система  «Автозаказ», о ней я расскажу чуть позже. Сотрудник распределительного центра укладывает товары в пронумерованные ячейки — за каждой из них закреплен свой даркстор.

Для того, чтобы наладить бесперебойные поставки из распределительных центров, мы используем сервис «Яндекс Маршрутизация». Он помогает оптимальным образом распределять товары по машинам с учетом характеристик автомобилей и категорий товаров.




Читайте также:  Алиса расскажет о статусе заказа в «Яндекс Лавке»




Какие технологии помогут развивать экспресс-доставку


Чтобы оптимизировать работу сервиса и ускорить доставку, можно и нужно использовать технологии. По мнению экспертов, именно технологии и автоматизация процессов помогают бизнесу стать устойчивее и зарабатывать больше. 

У нас есть собственные разработки, которые помогают нам управлять сетью дарксторов, поставками, последней милей, а также контролировать ассортимент и закупки. 

Система управления складами (WMS) позволяет отслеживать и контролировать все операции в режиме
Amazon
 Что происходит с Amazon?
 реального времени: от графика доставок курьеров до состояния и количества товаров в дарксторе. Ещё у нас есть система по управлению ассортиментом (ERP) — она автоматически управляет ассортиментом и закупками. Эта система не только контролирует ассортимент, но и принимает решения об объемах закупок, создает заказы поставщикам. А система «Автозаказ» прогнозирует и автоматически создает заказы на пополнение для каждого склада. Автоматизация позволила нам добиться отличных результатов, например, снизить количество списаний по Москве до 2%. 

Мы также работаем над решением по оптимизации процесса сборки товаров в дарксторах. Недавно наша команда разработала прототип робота, который способен оптимизировать до трети операций на небольших складах площадью до 150 кв.м. Робот умеет собирать и расставлять товары, проверять их наличие, передвигаться между стеллажами. Он может работать на складах с самой разной планировкой, двигаться по геометрически сложным маршрутам, по неровному полу, преодолевать небольшие высоты. Робот также устойчив к низким температурам, при которых хранятся отдельные виды продуктов.

Сейчас мы тестируем прототип и планируем использовать таких роботов в будущем на наших складах. Во-первых, это позволит нам примерно в два раза увеличить ассортимент на небольшой площади даркстора — за счет сужения проходов и хранения товаров на высоких полках. Во-вторых, роботы помогут нам лучше контролировать сроки годности и списания товаров.




Экспресс-доставка — направление, которое помогает закрывать как можно больше разных потребительских сценариев. Такая доставка заменяет привычный поход в магазин, делая жизнь покупателя проще и комфортнее.  Кроме того, развивая сеть дарксторов, вы создаете инфраструктуру для новых потенциально полезных услуг для клиентов — так, например, работает «доставка по клику», когда пользователь, делая заказ на Маркете, оформляет доставку в ближайший даркстор, откуда курьер привезет заказ в удобное время вместе с другими товарами Лавки. 

Читайте также:
«Яндекс Доставка» запустила междугороднюю доставку для предпринимателей более чем в 100 городах России


Павел Слав, 
руководитель отдела операций Яндекс Лавки.

Для New Retail

0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности