0/5

Как за год превратить городскую доставку в ракету

Как за год превратить городскую доставку в ракету
время публикации: 10:00  17 января 2023 года
Несмотря на сложности, 2022 год стал очень продуктивным для компании Relog – ИТ-сервиса для оптимизации внутригородских маршрутов и автоматизации логистики. Какие сервисы были запущены, и какую выгоду их использование несет компаниям, желающим оптимизировать доставку?
Как за год превратить городскую доставку в ракетуРассказывает Бауыржан Рустемов, CEO Relog – ИТ-сервиса для оптимизации внутригородских маршрутов и автоматизации логистики.

Вопрос роста бизнеса – самый важный для каждой компании. Чем бы она не занималась, сколько бы времени не присутствовала на рынке, маленькая у нее команда или большая – не имеет значения. Цель – становится больше (по количеству клиентов, продажам, среднему чеку и т.д.) и лучше (совершенствовать продукт/услугу). 

Чем сложнее то, над чем компания работает, тем труднее расти. Присутствуя на рынке СНГ уже седьмой год и развивая один из самых сложных ИТ-продуктов – облачный сервис для маршрутизации городской доставки Relog – мы поняли, как достигать этой цели каждый год. Не будем распыляться и расскажем конкретно про 2022-ой. Для всех он оказался сложным, а для нас – лучшим из всех предыдущих, потому что Relog «взлетел» по функционалу, как ракета. Наши клиенты теперь еще довольнее.  

Ежедневно с помощью Relog заказы доставляют 335 компаний в 154 городах стран СНГ. Среди них Coca-Cola, PepsiCo, METRO Cash & Carry, «Самокат», «Ренна», мебельный холдинг «Ангстрем», «Русская рыбная компания», Е2Е4, «Румлес» и многие другие. С момента основания компании и по сегодняшний день через Relog прошло больше 35 млн реальных доставок.



Подключай интеллект. А лучше искусственный!


За этой технологией будущее логистики. Сервис для оптимизации доставки, который использует машинное обучение, не только учтет все актуальные параметры доставки, но и историю передвижения водителей со всеми деталями. То есть выбирать самые эффективные маршруты для доставки заказов она будет из прошлого и настоящего. Постоянно обучаясь, алгоритм станет делать свою работу все лучше и лучше. 

То, что крупные компании придут к умным программам маршрутизации на основе ИИ – вопрос времени, потому что эта технология позволяет:

— сильно сократить транспортные расходы поскольку в разы эффективнее загружает авто товарами, строит самые лучшие маршруты, учитывает пробки;
— повышать контроль водителей;
— сокращать число отказов клиентов от заказанных товаров и т.д. 

Это не теория. В этом году мы внедрили машинное обучение для алгоритмов нашей программы. Используя Relog, компании достигают целого ряда целей:

— снижают транспортные расходы до 50%;
— количество опозданий водителей сократилось в 6-7 раз;
— сокращают численность автопарка для доставки до 20%;
— уменьшают число отказов клиентов до 75%;
— повышают утилизацию транспорта до 30%.


Слушай, а потом сделай неожиданное предложение


Начав работать с компанией «Вкусмилл от Вкусвилл», мы очень внимательно слушали, какие у нее потребности в доставке. А после этого наша команда предложила одну из интересных фичей, которой нет у других TMS-систем – timeline view. Это удобный и информативный инструмент, который помогает избежать бедствий в логистике на последней миле. 

Градиентно меняющаяся цветовая шкала показывает диспетчеру, успевают ли курьеры вовремя к клиенту: оранжевый – это риск опоздания, покраснение – сигнал «проигранной» доставки. Просто глянув краем глаза на timeline view, диспетчер может это предотвратить.

Но это самая малость этого года. Для некоторых наших клиентов мы создавали целые алгоритмы, и тоже исходя из их болей и задач.

Как за год превратить городскую доставку в ракету

На первом месте у компаний – потребность, чтобы их водителям приходилось наматывать как можно меньший километраж между клиентами. Поэтому у Relog появилcя алгоритм кучности маршрутов, который стал самым популярным среди наших клиентов. Что он делает? Делит точки для доставки на большие геозоны, чтобы вместить в них как можно больше близлежащих адресов; сокращает количество машин для доставки; оптимизирует маршруты.

На втором месте по популярности запросов - минимизация количества транспорта для городской логистики. Это мы тоже реализовали. При этом сохраняется главный приоритет маршрутизации - количество назначенных для доставки заявок должно быть максимальным, а вторым приоритетом становится снижение количества машин. Мы допускали, что из-за этого суммарный километраж, пройденный всем автопарком, может вырасти. Но на практике, когда наши клиенты планировали маршруты по этой задаче, оказалось, что общая пройденная сокращенным автопарком дистанция оказалась меньше. 

Функция «Приоритетные заказы». Она важна, когда речь идет о «срочных» или особенных клиентах, а еще очень облегчает жизнь логисту. У водителя много доставок, но по некоторым из них нужно доставить товар раньше (из-за жестких временных слотов, либо заказы перенесли со вчерашнего дня и т.д.). Такие приоритетные заявки нумеруются от 1 до 10, где 1 - это самые важные. И алгоритм Relog в соответствии с этим выстраивает маршруты. 

Другая реализованная по потребностям наших клиентов фича - учет типа транспорта для доставки. Если в автопарке компании есть легковые и грузовые авто, это очень важно учитывать при маршрутизации. Во-первых, не по всем улицам городов можно ездить грузовым машинам, во-вторых, есть дороги, где маневренность грузовых машин не позволит им развернуться. Это влияет на длительность маршрута, на время пути от точки до точки, на общий километраж и на своевременность доставки клиентам.
 
Функция «Избегание платных дорог» помогает строить маршруты так, чтобы они не включали те, за которые либо придется платить, либо ехать окольными путями. 

Почему именно эти алгоритмы и почему в 2022 году? Потому что в сложные времена лучшие решения особенно нужны, так как позволяют бизнесу выстоять. 

Плюс к этому, с этого года наши клиенты могут планировать свою доставку не только на растровых картах Leaflet, но и векторных Mapbox, которые работают быстрее, прогружаются плавнее, их масштаб без всяких проблем увеличивается и уменьшается. А поскольку Mapbox обладает векторными данными об объектах, можно создавать 3D-карты и видеть количество целевых объектов торговли в городе; проанализировать плотность заказов в разных районах; векторную карту можно поворачивать, чтобы посмотреть на объект под разными углами.

Как за год превратить городскую доставку в ракету


Что-то лучше аналитики


Лучше аналитики – больше богатой аналитики. У нас она делится на: Relog BI (всесторонняя аналитика логистики) и Relog Census (аналитика положения дистрибьюторских компаний на рынке).  

В Relog BI мы добавили в этом году несколько мощных аналитических отчетов. Их миссия – показать бизнес как на ладони, что помогает принимать эффективные решения.

Сделали анализ товаров в категориях ABC XYZ. Мы вычислили 20% товаров, которые приносят 80% прибыли – это категория А, 15% выручки – категория В и 5% - категория С. XYZ не менее важный показатель, поскольку они показывают частоту заказов продукции, где Х – продукция со стабильным спросом, Y- незначительные колебания в спросе, Z – редко покупаемая продукция. 

Но мы так же добавили собственную фичу к этой аналитике: сравнение товаров этих групп по периодам, то есть как разные виды продукции перемещались из одной категории в другую. В результате клиенты узнали много интересного про сезонность, про реакцию потребителей на новые продукты и т.д.

Аналитика «Работа филиалов» даст глобальное понимание того, как работает городская доставка компании во всех городах ее присутствия. 

Как за год превратить городскую доставку в ракету

Этот дашборд покажет, сколько заявок на доставку поступило в каждый филиал и сколько из них логист (диспетчер) назначил водителям; процент завершенных заказов, что дает четкое понимание эффективности работы водителей разных филиалов; своевременность доставки; количество отказов клиентов от товара и процент от общего числа заявок пофилиально.  

Функция «Последний заказ» позволяет отслеживать магазины, которые перестали заказывать продукцию у дистрибьютора. В чем польза? Это отражает одну из ключевых метрик retention rate или удержание клиентов. Если у дистрибьютора происходит отток клиентов, то они стали заказывать у конкурента. Мириться с этим нельзя, нужна диагностика и принятие срочных мер. 

Аналитика «KPI водителей» предоставляет большие возможности, начиная с выстраивания системы мотивации для курьеров и заканчивая справедливым распределением нагрузки на каждого из них. 

Как за год превратить городскую доставку в ракету

В отчете есть удобный показательный график, на котором синим цветом показываются водители с маленьким количеством доставок, красным – с большим. Несвоевременно доставленные заказы, то есть опоздания водителей - также отражаются в отчете с помощью красного. Есть опция сравнения курьеров друг с другом, то есть можно выявить топ лучших и топ худших водителей по всем параметрам. 

Модуль аналитики Relog Census – это настоящая жемчужина. У существующих программ для оптимизации городской логистики аналогов нет, и мы продолжаем его развивать. Relog Census покажет дистрибьюторам, которые работают в нескольких сегментах (кафе, рестораны, пиццерии, суши-бары, магазины у дома, супермаркеты, торговые центры), сколько точек они еще не охватили в городе и по нескольким признакам вычислит ежедневный объем недополученной прибыли. 

Как за год превратить городскую доставку в ракету
На фото: Сиреневые точки - объекты торговли из собственной клиентской базы дистрибьютора, зеленым - неохваченные торговые точки.

Работая в Relog Census (фото выше), дистрибьютор получает автоматические обновление всех магазинов в городе, поскольку где-то открылись новые, какие-то из действующих закрылись, но самом об этом можно и не узнать. Все возможности этого модуля аналитики быстро не перечислишь, поскольку это тема для отдельной и довольно солидной статьи. Тем более, что Relog Census постоянно (!) развивается. 

Ну, и пришло время для «вишенки».


Не мелочись, создавай экосистему 


Наша команда никогда не ограничивала себя в размахе бизнеса, именно поэтому в 2022 году мы уже не просто облачный сервис для логистики, а логистическая экосистема.

Летом мы запустили в пилотном режиме наш Rebox – маркетплейс, с помощью которого компании находят себе водителей для внутригородской доставки «день в день». Получив заказы на доставку, водители едут по маршрутам, выстроенным для них программой Relog, которая с каждым днем становится умнее благодаря машинному обучению. 

Хотя Rebox пока только тестируется, уже 60 компаний, пополнют на сотни тысяч рублей свои счета. Это дистрибьюторы бытовой химии, шин и косметики, производители агропродукции и напитков, компании сфере правильного питания и хлебобулочной отрасли, интернет-магазины. 

Как за год превратить городскую доставку в ракету

Rebox не только помогает экономить – с ним у некоторых компаний затраты на городскую логистику сократились в 2-3,6 раза – но и решает проблемы с доставкой, которые возникают, если водитель не вышел на работу или уволился, неожиданно сломалось авто, либо просто не хватает своего автопарка на все заявки.

Самое крутое в том, что перспективы такой экосистемы более впечатляющие, чем ее нынешняя реальность. В мире растет роль sharing economy и для сферы доставки совместное потребление будет становиться все важнее и важнее, поскольку курьеры доставляют заказы нескольких компаний. Таким образом затраты бизнеса на логистику сокращаются как минимум на 20%, что не предел.




Читайте также:  Умная доставка: как искусственный интеллект помогает улучшать внутригородскую логистику




Иди в большую воду


Когда компания Relog только появилась на рынке, вместе с ней родилось решение о том, что она станет международной. Спустя 2 года мы уже работали в России, затем в СНГ, а в этом году Relog начал активно продвигаться на рынке Европы, открыв представительство в Варшаве. 

Почему решили стартовать в Польше? Во-первых, она на 6-ом месте среди стран ЕС по уровню ВВП (525,5 млрд евро в 2017 году, 674 млрд евро в 2020-ом), демонстрирует возрастающую ежегодную динамику. Во-вторых, население составляет 40 млн человек, в-третьих, в стране очень хорошо развита сфера IT, в-четвертых, логистика составляет хорошую долю ВВП (6% или 40,44 млрд евро). Первой компанией, подписавшей контракт с Relog, стал Maxidom DOO – один из крупнейших дистрибьюторов строительных материалов в Сербии.  

При этом клиент из Европы может сам подключиться к программе. Он заходит на сайт, проходит автоматическую мультиязычную регистрацию и получает бесплатное пользование программой на 7 дней. Сразу же автоматически подключается к онбордингу на языке по своему выбору и проходит обучение как работать в Relog. Спустя неделю, чтобы продолжить планировать доставку в программе, нужно купить один из пакетов (standard, pro, ultra). Оплата производится через международную систему интернет-платежей Stripe.

Все, что перечислено выше – наш реальный опыт, который приносит свои результаты, но уже есть новые задачи, более сложные и интересные. Некогда сидеть, впереди много интересного.

Как за год превратить городскую доставку в ракету

Контакты:


Как за год превратить городскую доставку в ракету+7 (499) 703 0344
+7 (727) 347 0443
+38 (044) 229 7074
+99 871 2050795

sales@relog.kz


Бауыржан Рустемов, 
CEO Relog – ИТ-сервиса для оптимизации внутригородских маршрутов и автоматизации логистики.

New Retail


Реклама ТОО «Relog»

4CQwVszH9pSWr85fa23



0
Реклама на New Retail. Медиакит