Как улучшить каталог товаров: основные правила его наполнения
Каталог – это сердце интернет-магазина. Он выполняет несколько важных функций.
Во-первых, от правильной организации его структуры зависит то, насколько быстро и легко пользователи смогут находить нужные товары и совершать покупки. Каталог формирует «модель данных», которая определяет, как товары в дальнейшем группируются и классифицируются на сайте, а также «карту навигации» для пользователей. Правильно организованный каталог обеспечивает интуитивный опыт покупок для пользователей и минимизирует ситуации, когда потенциальный покупатель уходит из интернет-магазина с пустой корзиной.
Вторая функция – обеспечивать трафик на сайт. Представители поисковых систем все чаще говорят, что приоритет в выдаче у интернет-магазинов, которые заботятся о посетителях: работают над удобством использования сайта, следят за структурой каталога и текста, отвечают на запросы пользователей. Правильно построенный и наполненный каталог увеличивает позиции в органической выдаче.
В данной статье мы рассмотрим основные правила эффективной организации каталога товаров в интернет-магазине.
С чего начать
Во-первых, важно оценить эффективность текущей структуры каталога интернет-магазина. Для этого необходимо сделать анализ данных о продажах и посещаемости сайта. Это поможет понять, есть ли проблемы и нужны ли радикальные изменения. Ключевыми метриками здесь могут быть время нахождения пользователя на сайте и глубина просмотра.
Мы рекомендуем сначала исследовать потребности посетителей сайта. Отслеживайте, как пользователи ищут ваши товары в интернете, и на основании этого составляйте структуру своего каталога.
Анализ поведения пользователей на сайте определит, какая структура каталога будет наиболее удобной. Это можно сделать, используя Яндекс.Метрику и Вебвизор. Получить обратную связь от пользователей и выявить слабые места в структуре каталога возможно и через опрос или анализ отзывов пользователей.
Полезным будет провести анализ наиболее популярных категорий товаров и их подкатегорий, выявить связи между ними, чтобы определить оптимальность структуры каталога.
Необходимо также провести анализ конкурентов, используя в качестве вдохновения сайты крупных игроков в е-коммерс, чтобы собрать лучшие практики и определить самые эффективные методы организации каталога товаров.
Не менее значим учет SEO-аспектов. Каталог можно построить и на основе семантического ядра, сделав анализ запросов в Яндекс Wordstat (собирает статистику запросов). Важно проверить, учтены ли ключевые слова в названиях категорий и подкатегорий товаров, чтобы они легко находились пользователями. Это поможет повысить видимость сайта в поисковой выдаче.
После того, как разработаны варианты структуры, необходимо провести A/B- тестирование, где разные группы пользователей выберут из нескольких вариантов оптимальный.
Инструменты построения каталога: категории и фильтры
● Категоризация
Категоризация - это процесс организации товаров на сайте в соответствии с их атрибутами и характеристиками. В основном категории делятся на три вида: по типу товара, по назначению товара и по бренду.
Разделение по назначению – пример Price.ru
Разделение по типу товара – пример Price.ru
Разделение по брендам - пример Price.ru
Каталог товаров должен быть разделен на категории, подкатегории и разделы, чтобы покупателям было проще ориентироваться и находить то, что им нужно. Для правильного разделения товаров на категории селлерам следует учесть несколько ключевых моментов.Во-первых, начать необходимо с определения основных категорий товаров, которые предлагает онлайн-магазин. Их может быть немного, если магазин специализируется на товарах из одной ниши, или достаточно много, если это маркетплейс, сервис сравнения цен или мультикатегорийный магазин.
Во-вторых, внутри каждой основной категории разделите товары на более мелкие подкатегории. Например, в категории “гаджеты и электроника” можно выделить подкатегории “планшеты”, “мобильные телефоны”, “смарт-часы” и др.
Количество основных категорий товаров на сайте не должно превышать 15. При этом также необходимо помнить, что рекомендуемая глубина каталога – максимум три уровня: категория – подкатегория – под-подкатегория.
При разделении товаров на категории учитывайте спрос. Если какой-то товар пользуется большим спросом, его стоит выделить в отдельную категорию, подкатегорию или сделать тег.
Чтобы покупателям было легче находить нужные товары, используйте также систему тегов. Теги могут отражать основные характеристики товара, например, «телефоны Xiaomi», «iPhone 14 Pro 256 gb», «мощные ноутбуки» и т.д.
● Фильтры
Фильтры позволяют сузить выборку внутри категории по заданным критериям, таким как цена, размер, цвет, бренд и другие характеристики. Чем сложнее категория товара, тем больше параметров необходимо включать. Предоставление обширного списка характеристик в фильтрах позволяет пользователям точно настроить поиск в соответствии с их потребностями, что повышает вероятность того, что они найдут именно тот товар, который им нужен, чтобы пользователь смог максимально быстро найти необходимое.
Сортировка товаров с помощью фильтров – пример Price.ru
Наполнение каталога - основные правила
● Понятное и четкое описание товаров
Описание товара должно быть четким, понятным и информативным. Покупатель должен понимать, что он приобретает, и убедиться в том, что товар соответствует его ожиданиям.
Описание должно содержать информацию о бренде, модели, технических характеристиках, функциях и преимуществах товара, а также о возможных комплектациях и вариантах доставки. Информацию в описании нужно указывать проверенную, поэтому для достоверности лучше использовать официальные источники, а в некоторых случаях можно обратиться за справкой напрямую к производителю.
● Качественные фотографии
По данным Google, 85% опрошенных покупателей говорят, что информация о продукте и изображения важны для принятия решения о том, у какого бренда совершить покупку. Фотографии товаров должны быть качественными, четкими, с хорошим освещением, чтобы покупатель мог получить полное представление о товаре. Фотографии должны быть выполнены в высоком разрешении и показывать товар со всех сторон, включая детали и упаковку.
Читайте также: Поиск 2.0 на Price.ru: как мы внедрили прямой поиск и увеличили конверсию на 20%
Как правильно управлять каталогом
● Постоянно вносить изменения
По мере роста интернет-магазина каталог становится все более сложным, появляются новые линейки и варианты продуктов, прекращается выпуск определенных товаров. Компании часто сталкиваются с утомительным обновлением данных и новыми исследованиями ключевых слов. Несмотря на всю трудоемкость процесса, цифровые каталоги необходимо регулярно обновлять и проверять.
Товары, отнесенные в неправильную категорию, или с неполным описанием затрудняют поиск, могут сбить с толку клиентов и сформировать плохое впечатление о магазине.
● Следить за предпочтениями клиентов
Компании должны проводить периодические исследования запросов пользователей по ключевым словам, чтобы обновлять описания товаров, менять названия и другие метаданные. Все это необходимо для того, чтобы информация на сайте отвечала запросам пользователей в интернете, а также для оптимизации рейтинга сайта в поисковых системах. Также необходимо изучать веб-аналитику, чтобы понимать, какие страницы продуктов неэффективны, и где необходимо изменить текст или структуру.
● Страницы для популярных категорий
Улучшайте юзабилити вашего сайта и увеличивайте время пребывания на сайте пользователей, создавая отдельные страницы для каждой популярной категории продуктов. Также можно выделить актуальные или связанные товары для кросс-сейла —это может быть реализовано через систему тегов.
● Избегать дублирования категорий
Убедитесь, что у вас нет лишних категорий, похожих по смыслу. Наличие схожих категорий станет очевидным, если вы обнаружите, что один и тот же товар может входить в несколько категорий. Проверьте также тексты описаний товаров на уникальность.
● Отсутствие или потеря категории
Бывают случаи, когда структура товаров настроена неправильно и из-за этого может произойти потеря категории. Проверить это возможно, проанализировав, не перегружены ли какие-либо категории или подкатегории товарами. В этом случае необходимо разбить такие на несколько.
● Пустые категории
Во-первых, пустые категории создают путаницу у пользователей. Во-вторых, могут негативно повлиять на оптимизацию поисковых систем (SEO), поскольку система рассматривает их как недостаточно информативные или неполные, что снижает позиции сайта в результатах поиска. В-третьих, пустые категории создают впечатление запущенности и неряшливости, что может негативно отразиться на общем визуальном восприятии сайта.
Выводы
1. Хорошо организованный каталог помогает увеличить продажи, минимизируя ситуации, когда посетитель покидает сайт без оформления покупки.
2. Каталог важен для привлечения трафика на сайт, так как он влияет на позиции сайта в органической выдаче поисковых систем.
3. Анализ поведения пользователей, исследование потребностей посетителей, анализ отзывов и проведение опросов помогут получить обратную связь и выявить слабые места в структуре каталога.
4. Анализ наиболее популярных категорий и их связей, а также анализ конкурентов может помочь определить оптимальность структуры каталога и собрать лучшие практики.
5. Учет SEO-аспектов может улучшить видимость сайта и привлечь больше трафика.
6. Необходимо регулярно обновлять каталог, чтобы отражать изменения в ассортименте, улучшать навигацию и оптимизировать сайт для поисковых систем.
7. Важно проводить исследования и анализировать веб-аналитику для обновления описаний товаров, названий и метаданных, а также определения неэффективных страниц и возможностей для улучшения.
Эдуард Ашрафьян, генеральный директор Price.ru.
Для NEW RETAIL
Последние новости
Самое популярное
- Самые высокооплачиваемые вакансии ноября-декабря в области ритейла
- Что продавать на Российских маркетплейсах в 2025 году: лучшие ниши и товары
- Изменения в маркировке безалкогольных напитков: как принимать и списывать товары...
- 12 фактов о главной выставке в индустрии моды России – CPM
- VR и AR в ритейле: как технологии использовать в продажах