Как выживать фармацевтическому рынку в период пандемии COVID-19?
время публикации: 10:00 24 апреля 2020 года
Источник: Canva
Пандемия COVID-19 и введение режима самоизоляции ускорили запуск онлайн-продаж лекарственных средств в России. И традиционно на старте работы нового направления у участников рынка возникает множество вопросов.
Как коронакризис влияет на фармацевтический рынок? Станет ли переход в онлайн для фармацевтической отрасли ответом на вызовы времени? Как сделать доставку лекарств безопасной для потребителей? Смогут ли договориться представители фармотрасли и логистические компании?20 апреля на вебинаре проекта OMNI PHARMA отраслевые лидеры, эксперты и представители крупных логистических компаний обсудили текущие вызовы отрасли и наиболее эффективные решения для них.
Рост или падение? Как пандемия изменила спрос на лекарства
Согласно недавнему исследованию потребительского поведения компании GFK, порядка 56% респондентов ожидают ухудшение материального положения в ближайшие 12 месяцев. При этом тяжелая ситуация коснулась самых распространенных сфер занятости населения: до половины предприятий малого бизнеса может обанкротиться в течение 2020 года – такие данные приводит РСПП.
Фармацевтическая отрасль пока находится в относительно стабильном положении, хотя отрицательная динамика наметилась и здесь. В марте, на фоне появления коронавируса в России и объявления Президентом «каникул», рост продаж в аптечном ритейле составил порядка 35%, в сравнении с мартом 2019 года, в моменте достигая 50% (на неделе объявления режима социального дистанцирования).
По данным агрегатора «Все аптеки» проекта Mail.ru, отдельные препараты (например, Нафтизин, Парацетамол и Хлоргексидин) показали рост 300-800%. Но уже в апреле спрос начал заметно снижаться по причине накопления запасов у потребителей и всеобщей самоизоляции. Поэтому сейчас ожидается падение рынка: по итогам месяца не менее чем на 25% по отношению к апрелю 2019 года, а затем снижение майских продаж еще на 15-20%.
Читайте также: Лекарства с доставкой: как оперативно организовать дистанционную продажу медикаментов
Доставка лекарств: поможет ли это рынку?
Компенсировать упавший в офлайне спрос могла бы доставка лекарств на дом, и именно она стала предметом жаркой дискуссии между представителями фармацевтической отрасли и Леонидом Зондбергом, советником заместителя гендиректора по электронной коммерции «Почты России», который рассказал о готовности логистического оператора включиться в процесс доставки лекарственных препаратов.
Идея подключения сторонних игроков к доставке лекарств не внушает доверия аптечному ритейлу и вызывает множество открытых вопросов – в частности, о выдаче лекарств через ПВЗ и постаматы.
«Это абсолютно другая категория товара, чем, например, продукты питания. Если холодовая цепь не будет соблюдена, то от этого реально может погибнуть человек», – прокомментировал Евгений Нифантьев, генеральный директор Аптек «Столички» и «Нео-Фарм». Его поддержала Мария Литвинова, исполнительный директор ассоциации аптек «Союзфарма», заявившая об агрессивном интересе e-commerce к фармацевтической отрасли.
Леонид Зондберг отметил, что каждый четвертый житель России (38 млн человек) проживает более чем в 5 км от ближайшей аптеки, и «Почта России», имеющая 30 тысяч отделений в сельской местности, включая труднодоступные районы, могла бы обеспечить доставку лекарств туда, где аптеки просто нерентабельны. Таким образом, «Почта» не только выполнила бы социальную миссию, но и заполнила бы пустоту, обеспечив доступ к лекарствам для дополнительной аудитории, отметил Леонид.
Источник: Почта России
О том, какие решения по доставке лекарств с использованием логистических операторов предлагает «Сберлогистика», рассказала и Мария Зайцева, директор департамента продаж компании.
Источник: Сберлогистика
Участники дискуссии обсудили и другие аспекты запуска доставки лекарств. Иван Глушков, директор департамента внешних связей STADA Russia, отметил, что добросовестные игроки, готовые обеспечить качественную доставку, есть не только в фармацевтической отрасли. Дмитрий Чирков, CEO Megapteka.ru, выразил мнение, что «аптечная розница не купается в деньгах» и новым игрокам практически нечего отъедать на этом рынке. В то же время, поведение потребителей в условиях пандемии меняется, и люди будут пользоваться теми сервисами, которые им удобнее, уверен Александр Котляров, руководитель проекта «Все аптеки» и «Здоровье» Mail.ru. В связи с этим все участники рынка будут стимулировать повышение среднего чека, чтобы «экономика доставки срасталась», прогнозирует Олег Суровцев, менеджер направления электронной коммерции STADA Russia.
Эксперты обозначили необходимость развития и других дистанционных технологий в рамках обеспечения единого цифрового контура системы здравоохранения страны: в частности, телемедицины и выдачи электронных рецептов. Последняя технология уже реализована в Белгородской области, на очереди еще три региона, но для ускорения процесса необходимы изменения в федеральном законодательстве, рассказал Борис Городецкий, генеральный директор ООО Медиката, разработчика платформы «Электронный рецепт».
Владимир Виноградов, отвечающий в «Почте России» за разработку новых продуктов и экспорт, призвал всех участников рынка совместно работать над необходимыми изменениями в законодательстве поэтому и другим вопросам.
Как трансформировать бизнес-модель в сторону цифровизации?
Развитие пандемии вынуждает компании переходить в онлайн. Ведение электронного документооборота, онлайн-конференций и переговоров, удаленный режим работы – все это становится частью ежедневной реальности. Возникает вопрос – как изменится бизнес после завершения самоизоляционных мероприятий? Как отметил Евгений Нифантьев, «из 200 человек в офисе осталось всего человек 15, и как-то все работает удивительным образом!» Так, по мнению спикеров, оптимизация работы компаний – уже очевидная перспектива.
Фармрынок в онлайн: исследование OMNI PHARMA
Источник: Исследование в рамках проекта OMNI PHARMА, 2020
Согласно исследованию, проведенному в рамках проекта OMNI PHARMA, более 62% работодателей отрасли перевели своих сотрудников на удаленный режим. Меняется и структура продаж: для 56,8% аудитории смещение акцента в сторону онлайн-аптек/магазинов/ресторанов очевидно. Свыше 78% респондентов считают, что текущая ситуация неизбежно спровоцирует переход коммуникации в онлайн и существенную трансформацию бизнес-процессов в сторону цифровизации.
Источник: Исследование в рамках проекта OMNI PHARMА, 2020
70,3% опрошенных высказали опасение, что осенью возможна вторая волна пандемии со всеми сопутствующими неблагоприятными последствиями. При этом 56,8% аудитории не считает меры, принятые Правительством, достаточными и эффективными для спасения бизнесов. Лишь 13,5% полагает, что они дадут положительный эффект.
В то же время, что очень важно для фармацевтической отрасли, 51,4% респондентов не планирует снижать темпы производства при сохранении доступности субстанций. Еще 32,4% намерены следить за ситуацией и принимать решения в зависимости от ее развития.
В опросе приняли участие 370 представителей различных сегментов бизнеса. 59,5% из них относятся к производителям лекарственных средств, БАДов и медицинских изделий, 16,2% – к аптечным сетям, 8,1% – к производителям косметики и космецевтики, еще 16,2% – представители категории «другое», в которой отмечены игроки ресторанного бизнеса, FMCG-ритейла и прочих.
Несмотря на стремительное изменение рынков, основной акцент продолжает оставаться на потребителе. Это относится и к развитию онлайн-площадок для фармацевтической отрасли. Главный вопрос заключается в том, кто сумеет аккумулировать максимум ресурсов и будет при этом достаточно гибок, чтобы успевать меняться вслед за рыночной ситуацией и изменениями в законодательстве. Кто выйдет победителем, покажет время.
Продолжение дискуссии и оценка стратегий продвижения в цифровом пространстве на стыке PHARMA vs FMCG, которое прошло 23 апреля 2020 года, смотрите также на канале YouTube UPGRADE EWDN.
Виктория Кузнецова
Управляющий партнер ООО «Центр бизнес-технологий»
New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- Шокирующие прогнозы и тренды в ритейле на 2025 год для «Лемана Про», «ВсеИнструм...
- Поколение дефицита против поколения потребления: как меняется поведение представ...
- Самые громкие кибератаки и утечки данных в ритейле в 2024
- Маркетплейсы в ритейле: дополнительный канал продаж, рекламная витрина или агрес...
- Внутренняя реклама, акции, подписка «Джем»: разбираем эффективные инструменты пр...