0/5

Как живет российский рынок доставки еды в 2022 году

Как живет российский рынок доставки еды в 2022 году
время публикации: 10:00  13 октября 2022 года
Доставка готовой еды и продуктов питания является одним из самых быстрорастущих сегментов электронной коммерции в России. По оценке Data Insight, в 2021 году объем российского рынка доставки продуктов питания увеличился на 159% по отношению к 2020 году, составив 329 млрд рублей. Как сегмент будет развиваться в ближайшее время?
Как живет российский рынок доставки еды в 2022 годуИван Труфанов, генеральный директор Broniboy, рассказал, как развивался российский рынок в последнее время и чего ждать в ближайшем будущем.

По данным Infoline, в I квартале 2021 года online-продажи Food в России выросли до 70,5 млрд рублей, во II квартале — до 80 млрд рублей. Причем спрос в регионах рос быстрее, чем в мегаполисах. Например, в Краснодаре число заказов выросло в 16 раз, тогда как в Москве только в 7,5 раз, в Питере — в 10 раз.

В крупных городах доставка готовой еды и продуктов питания стала привычным делом — сервисами пользуются больше 60% жителей. Причем заказывают еду чаще не одиночки, как можно было подумать, а семейные пары.

Исследование РАЭК и НИУ ВШЭ показало, что доставкой готовой еды из кафе и ресторанов пользуются 42% опрошенных, а самыми популярными товарами у потребителей являются продукты питания и товары FMCG — 54%. Сегодня работой сервисов доставки готовой еды и продуктов питания довольны 80% потребителей.


Как будет развиваться рынок


Ни одна из компаний, работающих на российском рынке доставки еды, не занимает долю более 14%. На весь топ-20 игроков приходится 72,1%. В России более низкая плотность ресторанов в спальных районах, что повышает актуальность дальней доставки. И выше требования к сервису по сравнению с Америкой или Европой — как по времени, так и по качеству.

Отрицать тот факт, что события последних месяцев повлияли на будущее венчурного рынка в России, было бы странно. Перспективы экзита или зарубежного IPO сегодня стремятся к нулю, поэтому рост капитализации не имеет смысла.

Чтобы получить быструю отдачу от инвестиций, компании фокусируются не на капитализации, а на операционной прибыльности. Ситуация быстро меняется, точных прогнозов никто не дает. Сервисы доставки готовой еды и продуктов питания правят свою экономику и разбираются с операционкой, чтобы выйти в прибыль как можно скорее. Времени на эксперименты сейчас нет.

Многим российским компаниям пришлось скорректировать курс после февральских событий. Отечественные сервисы доставки еды и продуктов питания также изменили свою бизнес-модель, чтобы быстрее выйти в прибыль. Нельзя сказать, что раньше все участники рынка думали только об этом. По данным РАЭК, совокупная выручка 5 крупнейших служб еды России за 2020 год составила 54 млрд рублей, а убыток — 20 млрд рублей.

Например, выручка двух лидеров рынка, которые недавно объединились и поставили под угрозу развитие рынка, за 2020 год составила больше 15 млрд рублей: Delivery club — 10,4 млрд рублей, Яндекс.Еда — 5,8 млрд рублей. При этом чистой прибыли не получили ни те, ни другие: Delivery club — -5,9 млрд рублей, Яндекс.Еда — -1,5 млрд рублей.

Сегодня люди стали меньше тратить на еду, поэтому средний чек заказа уменьшился. И пусть такая тенденция не способствует увеличению прибыли сервисов доставки готовой еды и продуктов питания, российский рынок продолжит расти несмотря на политическую и экономическую ситуацию. Компаниям придется столкнуться с такими трудностями, как снижение доходов населения, рост стоимости продуктов, отключение западных инструментов для оплаты заказов и продвижения, но потом все наладится. По крайней мере в это хочется верить.

Сервисы доставки готовой еды и продуктов питания будут вынуждены оптимизировать свои расходы, поэтому в ближайшее время услуга станет менее доступной для потребителей. Если курьеры начнут зарабатывать меньше, то заказы будут ехать дольше. Прямая зависимость. А еще вырастет стоимость услуги, потому что сервисы хотят поскорее выйти в прибыль.


Однако это будет более справедливо с точки зрения рыночной конкуренции. Если у компании был доступ к неограниченному маркетинговому бюджету, который можно окупать на протяжении трех-пяти лет, она могла спокойно занять лидерские позиции на рынке несмотря на отрицательную экономику. То есть раньше практически все зависело от капитала.

Несмотря на ожидаемое снижение количества заказов, в этом году рынок доставки готовой еды и продуктов питания вырастет на 10% — его оборот составит 675,2 млрд рублей. А в перспективе двух лет может преодолеть отметку в 1 трлн рублей. Развитие продолжится в первую очередь за счет регионов.

Как живет российский рынок доставки еды в 2022 году


Рынок в других странах


Все сильно зависит от региона. Сегодня нет явного мирового лидера, каждый отвечает за свою «поляну». Например, в Южной Америке Rappi полностью вытеснил Uber Eats. Но это локальная история. Если говорить о Европе, то там есть сервис Delivery Hero, который обслуживает 40 стран и доступен в 300 городах Европы. И всего этого компания добилась за четыре года. 

Uber Eats сегодня контролирует более 30% мирового рынка доставки продуктов питания. Помимо него на рынке США есть Grubhub — сервис насчитывает 22 миллиона активных посетителей, обслуживает 4000 городов и 300 000 ресторанов. 

В Индии Amazon бросил вызов местным сервисам доставки готовой еды и продуктов питания, когда запустил Amazon Pantry и Amazon Fresh. Американский гигант инвестировал более 6,5 миллиардов долларов, усложнив бизнес таким компаниям как Zomato и Swiggy — Amazon начал предлагать более низкие комиссионные сборы в местных ресторанах.

Думаю, вы уже догадались, что компания-лидер по общему мировому доходу родом из Китая. Meituan Waimai основана в 2010 году и охватывает сегодня 2800 городов Китая. В 2020 году рыночная стоимость компании превысила 200 миллиардов долларов.




Читайте также:  Как изменился рынок доставки еды после февральских событий




Тенденции на рынке доставки еды


Меньше заказов

Денег у людей будет меньше, поэтому им придется сокращать расходы. В первую очередь на не основные потребности — такие как доставка готовой еды. На заказе продуктов питания это не сильно отразится, тут скорее вопрос комфорта. Но кто-то точно откажется от доставки, потому что для покупки нужно набрать товаров на определенную сумму, а значит закупиться впрок. Тогда как в магазин можно заходить при необходимости.

Сократится потребность в сервисах доставки 

Сервисам нужно выходить в прибыль. Это можно сделать за счет повышения стоимости доставки или уменьшения количества бонусов. Но такой подход точно не оценят клиенты — сделают выбор в пользу приложений конкретных магазинов и ресторанов.

Развитие собственной доставки 

Долго, дорого, но зато все под контролем. Вопрос только в том — есть ли смысл и время? Иногда проще взять курьеров в аренду на несколько часов у компании, которая готовит их под конкретные требования ресторана. Это поможет сократить затраты на курьеров, сохранив уровень качества. Особенно тем, кто не может планировать загруженность на месяц вперед.




Сегодня все ищут оптимальное решение для развития бизнеса. В том числе сервисы доставки готовой еды и продуктов питания, которые сегодня прежде всего ориентируются на операционную прибыль. Например, мы сменили бизнес-модель и больше не берем комиссию со всех заказов, а предлагаем ресторану платить ежемесячный фиксированный платеж за программное обеспечение и размещение ресторана на площадке.

Рынок продолжит расти и развиваться, несмотря на последние экономические потрясения. Например, санкции не повлияют на инструменты по составлению маршрута, потому что в России есть свои карты: «Яндекс» и 2ГИС с открытым кодом и данными, которые можно использовать — open street map. Как и свои роботы-доставщики — робот-курьер от «Яндекс». Также можно ждать появления робота-помощника по упаковке заказа, который вдвое ускоряет работу человека.

Люди привыкли к тому, что можно заказывать онлайн. Они продолжат это делать, даже если изменятся условия. А сервисы доставки готовой еду и продуктов питания будут стараться соблюдать баланс, чтобы максимально быстро выйти в прибыль и при этом не разочаровать собственных пользователей.

Читайте также:
Как перейти с кассы на смартфон? Кейс крупного производителя косметики

Иван Труфанов, 
генеральный директор Broniboy.

Для New Retail


0
 
Реклама на New Retail. Медиакит
Close
Email
Подпишитесь на нашу рассылку и самые интересные материалы будут приходить к вам на почту
Нажимая «Подписаться» вы принимаете условия политики конфиденциальности